ФГОС для детей с ОВЗ
консультация

Матвеева Марина Вячеславовна

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 с 1 сентября 2016 года начал действовать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ).

Согласно п.2 настоящего приказа «Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ФГОС ОВЗ540 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС ОВЗ

Слайд 2

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 с 1 сентября 2016 года начал действовать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Согласно п.2 настоящего приказа «Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения» .

Слайд 3

ФГОС НОО ОВЗ должен быть реализован на основе адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) .

Слайд 4

Первый вариант СФГОС (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Второй вариант СФГОС (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Третий вариант СФГОС (нецензовый) Для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Четвертый вариант специального стандарта (нецензовый) ( индивидуальный уровень конечного результата школьного образования) Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья.

Слайд 5

Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО Глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие 2.1, 2.2, 2.3 Слепые 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3 С тяжелыми нарушениями речи 5.1, 5.2 С нарушениями ОДА 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 С задержкой психического развития 7.1, 7.2 С расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Пр. N 1599, вар. 1 Пр. N 1599, вар. 2 Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом: Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО Глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие 2.1, 2.2, 2.3 Слепые 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3 С тяжелыми нарушениями речи 5.1, 5.2 С нарушениями ОДА 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 С задержкой психического развития 7.1, 7.2 С расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Пр. N 1599, вар. 1 Пр. N 1599, вар. 2

Слайд 6

2. Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с ТНР 5.1. 5.2. 2.1. АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО. Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах). Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), во II отделении 4 года (1-4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса, предусматривается 1 дополнительный класс. Выбор продолжительности обучения (за счет введения 1 дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе. АООП НОО для обучающихся с ТНР может быть реализована в отдельных классах для обучающихся с ТНР в организациях.

Слайд 7

2.3. На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма. Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся , согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся . Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения: I отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях. II отделение - для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи. АООП НОО предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР: для обучающихся с I уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной). Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно организацией на основе АООП НОО с учетом особенностей развития и возможностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение консилиума на основе углубленного психолого-медико-педагогического обследования.

Слайд 8

2.9.3. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО . Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.

Слайд 9

Выделяются дополнительные задачи реализации содержания: Предметная область: Филология. Дополнительные задачи реализации содержания: Овладение грамотой. Профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование "чувства" языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных. Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т.д.). Формирование умения выражать свои мысли. Формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими (пишущими) на иностранном языке. Расширение лингвистического кругозора: освоение элементарных лингвистических представлений, доступных обучающимся и необходимых для овладения устной и письменной речью; формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся в устной и письменной формах; формирование условий для коммуникативно-психологической адаптации обучающихся к новому языковому миру с целью преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; приобщение обучающихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка.

Слайд 10

Предметная область: Математика и информатика. Дополнительные задачи реализации содержания: Развитие сенсорно-перцептивных функций, обеспечивающих полноценное освоение математических операций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Формирование начальных математических знаний (понятие числа, вычисления, решение простых арифметических задач и другие). Развитие математических способностей. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Развитие способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту бытовых задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другое) в различных видах обыденной практической деятельности).

Слайд 11

Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. "Произношение" . Основные задачи реализации курса: Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. Формирование просодических компонентов речи. Профилактика нарушений чтения и письма. Задачи реализации коррекционного курса "Произношение" конкретизируются для обучающихся с ТНР на I и II отделениях. "Логопедическая ритмика" . Основные задачи реализации курса: Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики. Развитие дыхания и голоса. Развитие чувства темпа и ритма в движении. Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки. Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики. Задачи реализации коррекционного курса "Логопедическая ритмика" конкретизируются для обучающихся с ТНР на I и II отделениях. "Развитие речи". Основные задачи реализации курса: Формирование речевой деятельности обучающихся с ТНР, профилактика вторичных речеязыковых расстройств. Развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности. Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи. Развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию: формирование умения планировать собственное связное высказывание; анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения; самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации. Овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение). В структуру коррекционно-развивающей области наряду с коррекционными курсами включается индивидуальная и (или) подгрупповая логопедическая работа, основные задачи которой определяются уровнем речевого развития, характером и механизмом речевой патологии обучающихся с ТНР.

Слайд 12

2.9.8. Программа коррекционной работы Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АООП НОО являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности, повышения мотивации к школьному обучению. В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях логопедических пунктах. Программа коррекционной работы обеспечивает: возможность освоения обучающимися с ТНР АООП НОО и их интеграции в образовательной организации; возможность овладения обучающимися с ТНР навыками коммуникации; дифференциации и осмысления картины мира и ее временно-пространственной организации; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей; соблюдение допустимого уровня нагрузки; проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий. Программа коррекционной работы должна содержать: цель и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования; программы коррекционных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР; описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ТНР; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов, психологов, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций. Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя направления, отражающие ее основное содержание: диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; информационно-просветительское. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных и (или) подгрупповых логопедических занятиях.

Слайд 13

Варианты программ образования № п/п Вид ОВЗ 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант Максимальное количество обучающихся 1. Глухие обучающиеся Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся 6 5 5 2. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся I отделение: 8 II отделение: 6 5 Вариант не предусмотрен 3. Слепые обучающиеся Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся 9 7 5 4. Слабовидящие обучающиеся Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся 12 9 Вариант не предусмотрен

Слайд 14

Варианты программ образования № п/п Вид ОВЗ 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант Максимальное количество обучающихся 5. Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся. 12 Вариант не предусмотрен Вариант не предусмотрен 6. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НО ДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся. 5 5 5 7. Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся 12 Вариант не предусмотрен Вариант не предусмотрен 8. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)

Слайд 15

9. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –– –– 12 5 Варианты программ образования № п/п Вид ОВЗ 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант Максимальное количество обучающихся

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "ФГОС для детей с ОВЗ"

Тема: «Осуществление обучения по адаптированным образовательным программам для детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях перехода на ФГОС для детей с ОВЗ». Конкурсное задание для муниципального...

Презентация для методического семинара "ФГОС для детей с ОВЗ"

Тема: «Осуществление обучения по адаптированным образовательным программам для детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях перехода на ФГОС для детей с ОВЗ». Конкурсное задание для муниципального...

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Практически в каждой школе учатся дети, которые испытывают трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития, сенсорными дефектами, нарушениями опорно-двиг...

О практике внедрения ФГОС для детей с ОВЗ и для детей с нарушениями интеллекта

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ И УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...

Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...