Выступление на круглом столе тема: "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей"
учебно-методический материал

Машкова Полина Станиславовна

 

Выступление на  круглом столе «Целевые группы детей, в отношении которых в общеобразовательных организациях реализуются программы адресной психологической помощи» в рамках методического совета узких специалистов.   В данном выступлении дана   краткая характеристика группы, представленной детьми – сиротами или детьми, оставленными без попечения родителей  и выделить основные направления работы с этими детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Выступление на  круглом столе «Целевые группы детей, в отношении которых

в общеобразовательных организациях реализуются программы адресной

психологической помощи» в рамках методического совета узких специалистов МАОУ СОШ №36г. Тамбова

Машкова П.С. учитель-логопед

Анализ нормативных правовых актов, а также научно-методических документов в системе образования и социальной защиты населения позволяет выделить основные целевые группы детей, в отношении которых в общеобразовательных организациях психологическими службами, педагогами-психологами реализуются программы адресной психологической помощи.

I. Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

II. Дети, испытывающие трудности в обучении

III. Категории детей, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости:

1) Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

1.1) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

1.2) Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды

1.3) Дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение детей и подростков, суицидальное поведение детей и подростков)

2) Одаренные дети.

Разрешите представить вам краткую характеристику группы, представленной детьми – сиротами или детьми, оставленными без попечения родителей  и выделить основные направления работы с этими детьми.

 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

Дети-сироты – это категория детей, которая включает в себя детей из замещающих семей, детей-сирот из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров помощи семье и детям.

У каждого приемного ребенка есть своя «история», и каждая «история» накладывает свой отпечаток на жизнь и развитие ребенка. Ребенок, живя в кровной семье, видел модель поведения своих родителей, и эта модель поведения и жизни для него единственно правильная. От этой модели будут зависеть нормы поведения и успешность развития самого ребенка в приемной семье. На успешность адаптации и благополучность проживания ребенка в приемной семье могут влиять пережитые им: насилие, агрессия, сенсорная депривация, социальная изоляция.

При организации психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на каждом этапе школьного обучения рекомендуется обратить внимание на возможные трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Замещающая семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора/распоряжения о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями/опекунами (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Начальная школа

1. Трудности в сфере освоения универсальных учебных действий:

− снижение способности удерживать текущую информацию, отсутствие сфокусированного внимания;

− нарушение развития мотивированности, инициативности, упорства, целеполагания, способности сопротивляться неблагоприятным обстоятельствам;

− низкая общая осведомленность; отставание в развитии метафорического мышления, запоздалое понимание характера графического знака, что оказывает негативное влияние на усвоение чтения и письма;

− в области счета: не сформирован ряд представлений и действий (затруднения в счете, ошибки при оперировании понятиями «больше – меньше» на числовом материале, трудности в понимании, какие единицы измерения используются для определения пространства и времени);

− в области речевого развития: несформированность операций языкового анализа и синтеза, недостаточный уровень лексико-грамматического строя речи, сложности понимания сложных логико-грамматических конструкций и установления причинно-следственных связей, трудности овладения навыками письма и чтения; проблемы восприятия речи.

2. Трудности в коммуникативной сфере:

− низкий уровень развития коммуникативных действий, направленных на кооперацию, доминирование негативного эмоционального фона, сопровождающегося выраженными проявлениями тревожности в ситуациях учебного характера;

− трудности включения в совместную учебную деятельность, неспособность строить партнерские отношения со сверстниками;

− тревожность, трудности эмпатии, отзывчивости, отсутствие навыков планирования общения, рефлексии и анализа собственных коммуникативных действий;

− чрезмерная потребность в общении со взрослым при восприятии его как угрожающего и доминантного, а также низкий уровень сотрудничества со взрослым при достижении результата;

− низкий уровень инициативности в общении, чувствительности к действиям сверстников, преобладание негативного или нейтрального эмоционального фона в процессе совместной деятельности со сверстниками.

3. Трудности в сфере социальной адаптации:

− проблемы с формированием привязанности у детей, с рождения воспитывающихся в институциональных условиях, в школе;

− внутренняя напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности в связи с длительным воздействием травмирующих ситуаций, нарушением межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, постоянным нахождением в стрессовом состоянии (психическая, эмоциональная, коммуникативная депривация);

− трудности эмоционально-волевой регуляции снижают способность успешного преодоления критических для детей ситуаций;

− в отношениях с учителем потребность в гипервнимании и невозможность к концентрации внимания на учебной задаче либо недоверие, враждебное отношение к учителю, напряжение, страх, закрытость к принятию учебных задач; острое переживание чувства «маргинальности» из-за отношения учителей, соучеников и их родителей;

− не сформированы социальные навыки и снижен эмоциональный фон;

− формируется негативизм к школьному обучению, безынициативность и пассивность.

Основная школа

1. Трудности в сфере освоения универсальных учебных действий:

− трудности в понимании материала, в использовании полученных знаний на практике и при решении комплексные проблем;

− при изучении какой-либо учебного предмета и регулярного выполнения под контролем воспитателя домашних заданий – трудности в использовании действительно имеющихся знаний по этому предмету при усвоении нового материала;

− непродуктивные способы решения учебной задачи (угадывание, поиски подсказки, списывание или отказ от выполнения задания);

− при переходе в основную школу на первый план выходит низкий уровень мотивации к обучению, низкий уровень самоконтроля: не всегда могут довести начатое дело до конца, психологически очень уязвимы, разочарованы в учебе из-за плохих оценок, испытывают острую аффективную реакцию, если что-то не получается;

− повышенная ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления;

− наиболее выражено снижение вербально-логического мышления, чрезвычайно слабо выражена познавательная активность и потребность, интерес к новым фактам, к ярким жизненным примерам, к необыкновенным явлениям;

− не сформированы навыки критического мышления, трудности при работе с информацией, соответствующей возрасту.

2. Трудности в коммуникативной сфере:

− коммуникативные трудности, свойственные для подростков, субъективно переживаются более болезненно, их деструктивная роль в общении наиболее объективизирована;

− специфическими для детей-сирот являются базовые коммуникативные трудности, связанные с нежеланием вступать в контакт, отсутствием сочувствия к другому, проявлением агрессии;

− испытывая трудности эмпатии, не понимая эмоциональное состояние и намерения партнера, дети занимают в общении защитно-оборонительную позицию; становятся нечувствительны к чужим проблемам, просьбам;

− излишняя подозрительность мешает оказывать и принимать помощь от других в процессе межличностного взаимодействия, в противоречивых ситуациях склонны к спонтанной агрессии как способу самоутверждения.

3. Трудности в сфере социальной адаптации:

− с возрастом все более отчетливо проступают особенности личности, эмоциональная незрелость, затруднения в установлении межличностных связей (как со взрослыми, так и со сверстниками), недостаточная способность к сопереживанию (эмпатии), признаки личностной тревожности;

− обучающиеся имеют большое число поведенческих проблем, в том числе и в аспекте антисоциального поведения, и чаще характеризуются учителями как ищущие внимания, неугомонные, легко отвлекаемые, конфликтные в отношениях со сверстниками, болезненно восприимчивыми к замечаниям со стороны взрослых;

− характерна выраженная протестная реакция на негативное отношение со стороны педагогов и родителей, «семейных» подростков; по сравнению с другими детьми обучающиеся имеют более высокие общие показатели «интровертных» характеристик (например, депрессия, отчуждение от социума); особыми проблемами для них остаются нарушения отношений со сверстниками.

В программе адресной помощи обучающимся целевой группы «Дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей», направленной на мобилизацию внешних ресурсов обучающегося, следует учитывать организационные и психолого-педагогические меры:

− мероприятия по повышению конструктивного взаимодействия между школой и организацией, где воспитываются обучающиеся;

− принятие совместного регламента взаимодействия школы и организации по преодолению трудной образовательной ситуации воспитанника;

− организацию работы совместных междисциплинарных (межведомственных) команд по психолого-педагогическому сопровождению каждого воспитанника с трудностями в обучении;

− рассмотрение работы с каждым обучающимся как с отдельным случаем, координируемым куратором (работа со случаем);

− психодиагностику эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной, коммуникативной сферы ребенка-сироты;

− разработку индивидуальной программы психолого-педагогического

сопровождения воспитанника в образовательной организации;

− коррекционно-развивающие занятия для детей-сирот по преодолению трудностей социализации и обучения;

− организацию консультирования законных представителей (замещающей семьи) и педагогов по преодолению трудностей обучения воспитанника;

− создание группы поддержки обучающегося/воспитанника в классном (школьном) коллективе, организация наставничества.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот предполагает учет социальной ситуации: проживает ли ребенок в замещающей семье, в детском доме или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важное значение имеет проведение просветительской работы и консультативной деятельности с педагогами, профилактических мероприятий с классами (на предмет формирования толерантности, культуры общения, командообразования), где обучается ребенок-сирота.

Список использованной литературы

«Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»  Методические рекомендации 2020

Интернет ресурсы

https://vk.com/wall-21345952_70087

https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2021/07/sistema-funkczionirovaniya-psihologicheskih-sluzhb-v-obshheobrazovatelnyh-organizacziyah.pdf

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378772/

http://imc.tomsk.ru/wp-content/uploads/2021/04/Консультация_Методические-рекомендации.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.

Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.

Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....

Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС

Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...

Помощь детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей в профессиональном самоопределении.

Выбор профессии-один из важнейших жизненных выборов,совершаемых человеком в юном возрасте,так как,выбирая профессию,он выбирает и образ жизни....

Презентация на тему: " Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Данная презентация представляет собй модель психологического сопровождения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей. Приемлима в работе соц педагогов и работников....

Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»

Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания  определяется Программой развития образо...