Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Средние века:время рыцарей и замков"
план-конспект урока (4 класс)

Седи Азиана Анатольевна

Урок окружающего мира на тему:

«Средние века: время рыцарей и замков».

 

Учебник: Плешаков А. А., Крючкова Е. А., 4 класс, 2 часть.- М.: «Просвещение».

Цель урока: формирование представления о Средневековье и знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями.

Задачи:

  1. Сформировать представление учащихся о возникновении городов, о рыцарстве, архитектуре, изобретениях Средневековья, дошедших до наших дней;
  2. Развить мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы;
  3. Воспитать интерес к истории, потребность сотрудничать, взаимодействовать с товарищами.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: мультимедийная презентация; опорные слова (город, рыцарь, замок, изобретения и открытия), ларец с предметами; бланки для работы учащихся (раздаточный материал), кроссворд, иллюстрации с изображением рыцарей, проблемное задание, сигнальные карточки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хутинская основная общеобразовательная школа

Пий-Хемского кожууна Республики Тыва

____________________________________________________________

668510, Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, с.Хут  ул. Набережная,12

Урок окружающего мира в 4 классе

«Средние века: время рыцарей и замков»

Выполнила:

учитель начальных классов

Седи Азиана Анатольевна

с.Хут

2021 год

Урок окружающего мира на тему:

«Средние века: время рыцарей и замков».

Учебник: Плешаков А. А., Крючкова Е. А., 4 класс, 2 часть.- М.: «Просвещение».

Цель урока: формирование представления о Средневековье и знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями.

Задачи:

  1. Сформировать представление учащихся о возникновении городов, о рыцарстве, архитектуре, изобретениях Средневековья, дошедших до наших дней;
  2. Развить мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы;
  3. Воспитать интерес к истории, потребность сотрудничать, взаимодействовать с товарищами.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: мультимедийная презентация; опорные слова (город, рыцарь, замок, изобретения и открытия), ларец с предметами; бланки для работы учащихся (раздаточный материал), кроссворд, иллюстрации с изображением рыцарей, проблемное задание, сигнальные карточки.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

- Встали дружно.

Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все, без исключения? (-Да! Да! Да!)

-Доброе утро, ребята! Меня зовут Азиана Анатольевна. Этот урок окружающего мира проведу у вас я!

Урок у нас необычен еще и тем, что у нас много гостей.

– Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного.

  1. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос:

Ребятас какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках?

 (Первобытный мир, Древний мир.)

– Чтобы узнать, как хорошо вы знаете эти эпохи, проведём игру «Верно- неверно».

Для этого нам понадобятся смайлики, если не согласны поднимаем грустный смайлик, а если да то улыбающийся.

1)  Египет возник на берегах реки Дон? (нет)

2) Египтяне писали особыми знаками – иероглифами? (да)

3) В древности при извержении вулкана был погребён город Рим? (нет)

4) Гробница фараона – это пирамида? (да)

Молодцы!!!

  1. Изучение нового материала. Целеполагание.

История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по “ленте времени».

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Ребята, наверняка каждый из вас хотел бы совершить путешествие?

- А как можно путешествовать?

- А можно путешествовать и в нашем классе, не выходя из-за парты?

История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V(5) веке нашей эры.

С конца V(5го) века началась новая эпоха в истории.

-И сейчас мы в этом убедимся, с помощью ленты времени мы перенесемся в Эпоху Средневековья, которая длилась с конца V(5го) до конца XV (15го) века.

Хочу пригласить вас сегодня,

В средние века.

Берлин, Амстердам, Копенгаген

Возникли уже тогда!

Прежде чем нам начать наше путешествие давайте вспомним что же означает слово «средний»?

То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.

-Значит Средние века – это период между Древним миром и Новым временем.
Вывесить на Ленту времени.

Постановка учебной задачи.

- Давайте с вами попытаемся сформулировать тему нашего урока.

- Тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и замков».

- Предлагаю поработать по плану из следующих вопросов. (План записан на доске.)

План работы

  1. Какая эпоха в истории называется Средними веками?
  2. Что такое религия?
  3. Кто такие рыцари Средневековья?
  4. Для чего строили замки?

- Вы любите тайны? Средние века наполнены тайной. Сегодня на урок я принесла загадочный ларец, тайну которого мы узнаем в конце урока.

  1.  Изучение нового материала.

- Давайте вспомним, где жили древние люди? (в пещерах, хижинах).

- Многое изменилось в жизни людей в средние века. Выросли и расцвели города, были проложены дороги, прорыты каналы.

- Давайте пройдемся по улицам средневекового города. (Слайды 1,2,3)

- Ребята, вы обратили внимание на то, что улицы средневекового города очень узкие? Как вы думаете, почему? (Не было машин, и улицы строили такими, чтобы достаточно было пройти или проехать на лошади).

- А знаете ли вы, что некоторые современные города, например, Берлин, Копенгаген, Амстердам возникли в Средние века. Кстати, к средневековым городам относится и столица нашего государства Москва. (Слайд 5)

Учитель предлагает учащимся прочитать текст на с. 16–17 учебника.

Учитель. Какие веры возникли в Средние века?

Ученики. В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.

Учитель. Где распространяются эти веры?

Ученики. Христианство – по всей Европе, ислам – на Ближнем Востоке у арабов, буддизм – в Индии, Китае, Японии.

Учитель. Как назывались здания для молитв у людей каждой веры?

Ученики. В христианстве – церкви, соборы. В исламе – мусульманские мечети. В буддизме – буддистские храмы.

- А теперь представьте: по средневековому городу, по узеньким улочкам мчится всадник кто же этот всадник мы узнаем, если решим ребус.

- А кто же такой рыцарь? Почему рыцарь – это благородный воин на коне? (У рыцаря были очень тяжелые доспехи, и передвигаться он мог только на коне).приложение 1.

- Для того чтобы узнать какие доспехи были у рыцаря выполните задание в конверте, которые лежат у вас на партах, работаем парами. 

- Что нового вы для себя открыли, выполнив задание?

Молодцы!!!

Физкультминутка.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал

Очень долго танцевал.

А в субботу воскресенье.

Целый день я отдыхал

- жили рыцари в замках. Замок – это дворец. Замки возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Многие рыцарские замки сохранились до наших дней. Сейчас они являются памятниками архитектуры, в некоторых находятся музеи.

Я принесла ларец с секретом,

В нём вещи, что привычны нам.

Но мало знает кто, что это

Относится к Средним векам.

IV. Работа в парах.

- Прежде чем я открою ларец, вам самим предстоит решить филворд и вы узнаете, что изобрели люди в Средневековье.

(В филворде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо, влево. Здесь слова не пересекаются.)

hello_html_29e22798.png

Учащиеся читают слова: пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилки.

Учитель. Верно. Все эти вещи появились в Средние века. Но главным изобретением было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.

Учитель. Кто открыл способ, как быстрее и легче создать книги?

Ученики. Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.

- Одно из великих изобретений Средневековья – книгопечатание. (Достается из ларца книгу,).

- Подробнее об этом изобретении узнаете, прочитав дома страницы в учебнике.

V. Закрепление изученного материала.

- А теперь давайте вернёмся к нашему плану, который мы наметили в начале урока.

- Удалось ли нам ответить на все пункты плана?

Какая эпоха в истории называется Средними веками?

( Промежуток времени, который длился с 5 по 15 век.)

- Кто такие рыцари Средневековья?

-Что узнали нового на уроке?

- Что вам показалось наиболее интересным?

V. Итог урока. Рефлексия.

Возьмите смайлик соответствующий вашему настроению на конец урока. (приожение 1.)

VI. Домашнее задание.

Прочитать текст на Стр.15-21 учебника .

Выполнить задание в рабочей тетради.

- Ребята, Я благодарна вам за сегодняшний урок и в знак благодарности приготовила для вас иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.

- Но на этом ваши открытия не заканчиваются! История полна тайн, которые вам, друзья, предстоит раскрыть.

Желаю вам успехов в изучении окружающего мира!

Приложение 1.

https://forexdengi.com/attachment.php?attachmentid=3045031&d=1569282930


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Окружающему миру "Средние века. Время рыцарей и замков"

На уроке дети узнают о эпохе средневековья. Выполняют мини -проекты по созданию гербов рыцарей....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока   ·     сформировать представление у детей о средневековье;·     познакомить с мировыми ре...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...