Влияние дидактических игр, используемых на уроках развития речи, на расширение, закрепление и активизацию словарного запаса детей с нарушением слуха.
методическая разработка

Екатерина Сергеевна Неезжалова

В данной работе поднимается вопрос о влиянии дидактических игр, используемых учителем на уроках развития речи, что является эффективным методом для закрепления и расширения словарного запаса у детей с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_didakticheskih_igrispolzuemyh_na_uroke.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №36 города Ставрополя»

Тема: «Влияние дидактических игр, используемых на уроках развития речи, на расширение, закрепление и активизацию словарного запаса

детей с нарушением слуха»

Составила учитель Неезжалова Е.С.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Только с помощью языка, в постоянном общении со взрослым ребенку передается опыт, знания, умения, накопленные человечеством. Поэтому речевое развитие является наиважнейшей задачей воспитания и обучения детей.

Чем богаче речевая практика ребенка, тем лучше и быстрее развивается его собственная речь. В результате многократного повторения одного и того же слова и соотнесения этого с определенным предметом в сознании ребенка формируется ассоциативная связь между словом и названным предметом.

Совершенно иную картину мы наблюдаем в том случае, когда ребенок рождается глухим или теряет слух на самых ранних этапах речевого развития. В первые месяцы жизни не так легко отличить ребенка с недостатками слуха от слышащего. Как и слышащий он издает звуки, живо реагирует на попавшие в поле зрения яркие игрушки, но он не слышит речи окружающих, не понимает, что ему говорят, не может подражать речи, у него не образуются ассоциативные связи между словом и предметом. В старшем возрасте можно заметить, что ребенок с нарушенным слухом не реагирует на речь, не фиксирует внимание на предмете при произнесении слова, вопроса.

Но особенно заметно различие между неслышащим и слышащим ребенком примерно после года, когда у слышащего начинает развиваться активная речь. Ребенок постоянно хочет что-то спросить, получить. Эти потребности и обуславливают появление активной речи. Воспринимая с помощью слуха речь окружающих, и подражая ей, слышащий ребенок сам начинает говорить. Он постепенно овладевает звуковым составлением языка. Быстро идет накопление словарного запаса.

Как видно из вышеизложенного, речевое развитие слышащего ребенка идет на основе слуха, на основе богатой речевой практики.

Совершенно по-иному идет речевое развитие ребенка с недостатками слуха. Он не слышит речи окружающих, не может ей подражать и поэтому не может научиться говорить сам.

Но потребность что-то спросить, выразить свои мысли, желания у него не меньше, чем у слышащего. Отсутствие речи, ограниченность и бедность речевой практики лишают его возможности перенимать опыт взрослых, усваивать новые понятия. Все это откладывает отпечаток на общее развитие ребенка в целом. Но это может быть компенсировано в значительной мере, если создать специальные условия обучения.

Психическое развитие детей с нарушенным слухом протекает по тем же законам, и проходит тот же путь развития, что и у слышащих детей. На уроках важно широко использовать дидактические игры на уроках развития речи. Дидактические игры помогают решать основные задачи речевого развития в занимательной для детей форме:

- планомерное развитие значений слов и целых высказываний;

развитие разных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письмадактилированияслухо-зрительного восприятия);

- отработка речевого материала первично предъявленного в различных условиях практической деятельности и конкретных ситуациях общения.

Из исследований Л. С. Выготского, С. А. Зыкова, Леонтьева мы знаем, что знания, поданные в готовом виде, плохо усваиваются учениками и не развивают их. Игра – личностно значима, доступна и интересна детям. Эмоциональный фон, присущий игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Она является с одной стороны стимулом, побуждающим к говорению, с другой стороны способствует усвоению значения слова в разных связях, формированию смыслового и системного строения родного языка в мотивированных условиях.

Речевое развитие детей с нарушениями слуха происходит на иной сенсорной основе чем у слышащих детей. У слышащих первичным образом слова является слуховой, у неслышащих детей - зрительный, подкрепляемый двигательными ощущениями (артикуляцией, дактилированием или письмом).

Зрительное восприятие – главный источник представлений об окружающем мире и канал обеспечивающий возможность общения с другими людьми.

Для развития осмысленного зрительного восприятия и одновременно для запоминания названий предметов на уроках используются дидактические игры: «Узнай и назови». Так как у детей с нарушенным слухом возникают затруднения при восприятии зашумленных, частично скрытых другими объектами, контурных фигур, предметных изображений в перевернутом виде, то их показывают детям. Это учит осмысленно рассматривать изображения. Так же для развития осмысленного восприятия проводится игра «Найди и скажи». На листе изображены несколько контурных предметов, относящихся к одной группе, например, чайник, ложка, кастрюля. Дети учатся выделять изображение предмета из общей массы и называют его.

Развитие зрительного восприятия важно еще и потому, что оно лежит в основе восприятия обращенной к ребенку речи, восприятия мимики говорящего, его движений губ, лица, положения пальцев при дактилировании.

Развитие ощущений, так же влияет на развитие речи. Для этого можно проводить такие игры как «Угадай на ощупь», «Что в мешочке?». Предлагать закрыть одному ребенку глаза, другой ребенок по письменной инструкции берет один из лежащих на столе предметов и передает его первому. Тот должен хорошо обследовать предмет. Затем предмет возвращают на стол, а первый ребенок открывает глаза и называет, что он держал в руках. Остальные дети оценивают правильность ответа. Смысл игры «Что в мешочке?» тот же. Но только дети по очереди опускают руки в мешочек и не вынимая предмета, говорят, что они взяли, затем предмет достается и ответ так же оценивается.

Ощупывая предмет, дети воспроизводят в уме его зрительный образ, на ощупь определяют форму, величину, структуру поверхности (гладкая, твердая, мягкая, выделяют части. И самое важное, что эти ощущения, этот образ связываются со словесным обозначением.

Богатый словарный запас – это одно из основных условий формирования речи. Поэтому на уроках необходимо брать игры, направленные на накопление и закрепление словаря детей. Такие игры как «Назови правильно», «Что взяли», «Запомни и назови» и др. способствуют активизации предметного словаря. Чем чаще используется в речи слово, тем быстрее и лучше оно запоминается.

Для формирования словаря можно проводить игры «Какой по цвету?», «Какой по форме?», «На что похоже», «Что тут красное, синее, желтое, зеленое», «Летает - плавает - ходит - прыгает - ползает», «Сидит - стоит - лежит - бежит» и другие. В них у детей закрепляются умения выделять в предмете отличительные признаки и свойства.

По мере проведения этих игр происходит накопление словарного запаса, уточнение значений слов. На данном этапе можно начинать учить детей сравнивать объекты.

Сравнение – этот процесс установления сходства и различия заставляет ребенка внимательно приглядываться, задумываться, самостоятельно делать выводы.

Эти сравнения происходят с опорой на реальные предметы или изображения.

Когда дети уже знакомы с правилами игры можно дать возможность ребенку побыть «маленьким учителем». Игра с «маленьким учителем» очень активизирует самого «учителя» и его «учеников». Они стараются говорить лучше, внятнее. В этой игре дети учатся смотреть друг на друга в момент говорения, они чувствуют необходимость более внятного, четкого произнесения слов для того, чтобы быть понятым.

Еще ценность этой игры состоит в том, что дети учатся задавать вопросы взрослому и друг другу. Неслышащие дети не задают вопросов без специального обучения. А в этой игре данная задача речевого развития решается в мотивированных условиях. Другими словами, у детей в игре возникает естественное желание, естественная потребность в общении со взрослым или другими детьми. Ему хочется высказать свою точку зрения, спросит, угадать.

Одной из главных задач речевого развития детей с нарушенным слухом является накопление словаря, формирование обобщающих понятий, а также формирование умения оперировать этими понятиями.

Хорошо помогают усвоить обобщающие понятия круги Эйлера. Для этой игры нужны заготовки больших кругов с написанными на них обобщающими понятиями и маленькие круги с наклеенными картинками. Дети размещают маленькие круги внутри больших.

Эта игра основана на пространственном моделировании классификационных отношений, как известно использование моделирования как средства опосредованного познания является эффективным методом развития познавательной деятельности, следовательно, и словесной речи. 

В исследованиях Т. С. Зыковой отмечается, что действия детей с нарушенным слухом на основе словесных инструкций, обеспечивает лучшее освоение слов, входящих в эти инструкции, чем без этих действий.

Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умение пользоваться им в своей речи позволяет в дальнейшем работать над связной речью. Эта самая главная задача развития речи. Она включает в себя умение составлять предложение по картинке, сообщать о своих действиях, составлять связный рассказ по сюжетной картинке. Решать эту задачу мне так же помогают дидактические игры. 

Игра «Когда это бывает?» так же способствует развитию связной речи. Дети раскладывают сезонные картинки к карточкам с изображениями времен года, или к табличкам

ЗИМА. ВЕСНА. ЛЕТО. ОСЕНЬ.

И объясняют почему они положили картинку именно сюда.

 В работе можно использовать серийные картинки. Игра «Что сначала, что потом?». Дети раскладывают картинки в правильной последовательности и объясняют с моей помощью, что было сначала, что произошло затем. Эта игра активизирует так же мышление детей, заставляет их устанавливать и понимать причинно-следственные связи, и, что самое важное оформлять свои мысли в речи.

Дидактические игры хороши тем, что по содержанию они направлены на повторение и закрепление изучаемого речевого материала. Но в процессе игры оказываются необходимыми сопутствующие игре обращения, сообщения, оценки. 

Дидактические игры на уроках развития речи способствуют решению задач развития всех видов речевой деятельности: говорения, чтения, дактилированияслухо-зрительного восприятия, слушания и письма. Игра позволяет решать эти задачи, благодаря своему разнообразию, своей вариативности.  Дети действуют с предметами, с их изображениями, с печатными табличками, воспринимают материал на слухо-зрительной основе.

Использование разных вариантов игры для обработки одного и того же материала способствует повышению интереса детей и, следовательно, лучшему, более прочному освоению этого речевого материала. Кроме этого, при проведении разных игр один и тот же материал оказывается использованным в разных ситуациях. А это расширяет значение употребляемого речевого материала и в то же время активизирует его. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр. Многократные повторения во время игр помогают детям усвоить речевой материал более быстро и прочно.

Таким образом, дидактические игры помогают решать все основные задачи речевого развития детей с недостатками слуха. Играя, дети осваивают новые знания, учатся словесному общению друг с другом, в практической форме овладевают навыками грамматики (с помощью учителя). Речевое общение в игре наиболее мотивированно. Игры обеспечивают и тренировку в восприятии и говорении, и полноценные условия для языкаСлова и фразы используются многократно в различных вариантах, в разных типах речевых высказываний: вопрос, побуждение, сообщение, отрицание. Благодаря этому значения слов уточняются и расширяются. По мере овладения языком слов происходит овладение речевым мышлением. В результате этого качественно меняется весь ход психического развития детей с нарушенным слухом, все в большей мере приближая их к норме. Уровень владения речью, темпы усвоения речевых высказываний и успешность их применения во многом определяют развитие языковых способностей и тем самым структуру личности. Следовательно, через дидактическую игру происходит всестороннее развитие личности ребенка с нарушенным слухом.

Литература:

1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. М.,: Издательский центр «Академия» - 2002г.

2. Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников (из опыта работы педагогов дошкольного отделения УВК 1838) Выпуск 2, 4 М, 2001г.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений в 6 т. М., 1982 -Т2

4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. ,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС - 2001г.

5. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов. М. ,: Просвещение - 1977г.

6. Игра дошкольника / Под редакцией С. Л. Новоселовой М. ,: Просвещение - 1989г.

7. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М. ,: 1991г.

10.Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. М. ,: Педагогика - 1973г.

11. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. ,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС - 2000г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи 3 класс "Изложение на слух воспринятого текста по коллективно составленному плану «Яшина варежка»"

Цели:·        Формировать умение воспроизводить текст в определенной последовательности;·        Учить анализировать текст, точно ...

Доклад по теме:«Принципы отбора лексики на уроках развития речи для младших школьников с ОВЗ по слуху»

Содержание словарной работы определено программой, но также диктуется тем дидактическим материалом, который дан в учебниках и частично обеспечивается учителем. Так как систематическое накопление и зак...

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Семья. Сердце матери»

Цели: - Развитие речи и слухового восприятия, - расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.Задачи:  - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса,- совершенст...

Использование мультимедийных презентаций на уроках развития речи как средство активизации познавательной деятельности

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Данная статья поможет организовать коллек...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья "Дидактическая игра как средство активизации познавательного процесса на уроках развития речи" адресована учителям начальных классов, учителям - логопедам и воспитателям ГПД...