Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций
статья

Пронова Людмила Анатольевна

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие зрительно-пространственного восприятия и

зрительно-моторных координаций

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. По данным Центра специального образования Самарской области в Центральном образовательном округе 28% детей дошкольного возраста имеют тяжелые нарушения речи.

Основной признак тяжелого нарушения речи –выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Важно отметить, что эти же дети идут затем в первые классы массовых школ и встречаются с трудностями при обучении грамоте. Остаточные явления общего недоразвития речи влекут за собой специфические ошибки при письме и чтении, при решении примеров и задач. Эти проблемы происходят из-за незрелости некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку.

Письмо – это сложный координационный навык, требующий сформированности зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти.

Формирование зрительно-моторной координации у школьников возрастной нормы происходит в рамках онтогенеза, и к моменту поступления ребенка в школу, достигает достаточного уровня. Однако у детей, имеющих в анамнезе ОНР или ТНР, формирование зрительно-моторной координации происходит медленнее.

Таким образом, это, в свою очередь, приводит к нелепым ошибкам, которые ребенок допускает при списывании с доски, учебника, а также при решении математических задач.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен такжеи свободно ориентироваться впространстве, владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, чтению,рисованию и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

Таким образом, для полноценного формирования у школьников зрительно-моторной координации и пространственной ориентировки необходима целенаправленная систематическая работа.

Над данной проблемой я работаю на протяжении 5 лет. Была адаптирована и апробирована программа психомоторной коррекции для обучающихся 1-4 классов, которая прошла рецензирование в институте коррекционной педагогики ПГСГА деканом факультета к.п.н. Буковцовой Ниной Ивановной. В основе данной программы лежат рекомендации видных психологов, нейропсихологов, таких как Лев Семенович Выготский, А. Р. Лурия,  М. М. Семаго и др.  В процессе подготовки данной программы был систематизирован материал по групповой диагностике, который позволил  точно оценить уровень развития таких важных для первоклассников функций как произвольное внимание, программирование и контроль деятельности, серийная организация движений (которая будет продемонстрирована на уроке в виде графического диктанта с продолжением по аналогии), слухо-речевая память, зрительныйгнозис (узнавание) и зрительно-пространственные функции (на уроке  – это конструирование кораблика по образцу).

Программа психомоторной коррекции состоит из двух разделов:

1. формирование собственно-пространственных представлений, включающий в себя формирование представлений о собственном теле (Я, Я перед зеркалом, Я с закрытыми глазами), об объектах, расположенных в пространстве относительно тела (впереди, сзади, выше, ниже, ближе, дальше, слева, справа, сбоку – ориентировка на листе бумаги);

  1. формирование квазипространственных представлений  (т.е. оречевление  пространственно-временных отношений), включающий в себя формирование числовых, временных представлений (дни недели, месяцы, времена года, части суток, циферблат), сравнительных степеней прилагательных (добрый – злой, смелый – трусливый, быстро – медленно) и использование сложных речевых конструкций с учетом коммуникативной направленности.

Реализуя программу, во-первых, учитываю функциональную специализацию полушарий . То есть правое и левое полушария мозга у человека имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. От того, какое из полушарий наиболее развито у человека (или в силу врожденных свойств, или в силу воспитания) зависит его индивидуальность и особенности восприятия. То есть учитываю ведущий канал восприятия каждогоребенка.

Для этого используются приемы нейропсихологической коррекции, которые на деле оправдали свою развивающую значимость:

  • на доске буквенными символами «Л» – «П» обозначены стороны (левая – правая)
  • на парте у каждого ребенка символично обозначен ведущий канал восприятия (А-аудиал, В, К)
  • на начальных этапах работы со схемой тела левая рука ребенка маркируется красной лентой (или браслетом из бисера), это своего рода ориентир для ребенка, что начинать письмо необходимо с левой стороны
  • Для организации привлечения внимания использую сигнал (это может быть снежинка, звуковой сигнал и тому подобное).
  • На сегодняшнем уроке я использовала глазо-двигательные упражнения, которые позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, являются профилактикой глазных заболеваний, а также повышают энергизацию организма.
  • Использовала также упражнения на релаксацию организма («снеговик»), которое способствует расслаблению, снятию напряжения.
  • В системе работаю над выполнением с детьми кинезиологических комплексов, которые способствуют развитию мелкой моторики, зрительно-моторных координаций, развивают память, внимание, речь, мышление, устраняют дислексию, дисграфию, а самое главное, синхронизируют работу полушарий головного мозга. Несколько из таких упражнений - «Колечко» и «крыша-ежик-замок» - дети выполняли на сегодняшнем уроке.
  • На различных уроках я часто систематически применяю такой прием для развития зрительно-моторной координации и межполушарного взаимодействия как рисование двумя руками одновременно.

Хотелось бы обратить внимание на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

  • данные упражнения проводятся систематически, при этом я слежу за правильностью выполнения упражнения детьми;
  • если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то эти упражнения провожу перед непосредственной работой детей;
  • если дети выполняют какую-либо творческую деятельность, то нецелесообразно прерывать их данными упражнениями.
  • Все методы и приемы нейропсихологической коррекции имеют кумулятивный (накопительный) эффект.

Традиционно для диагностики зрительно-пространственных функций используют методики, основанные на копировании или запоминании пространственно-ориентированных фигур, например, тест Рея-Тейлора. Я использую этот тест в развивающих целях: мы с детьми выкладываем фигуры по заданному образцу из палочек, кубиков Кооса, (используем плоскостной и объемный варианты).

Также мои дети выкладывают мозаичные узоры  в соответствии с образцами, срисовывают изображения различных предметов или целые картины, таким образом, совершенствуя зрительно-моторную координацию, формируя умения точно воспроизводить графические образцы.

На уроках математики при счете активно используем математический счетовозик. После двухлетнего апробирования программы по развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций (1-2 класс) произошли значительные улучшения у обучающихся моего класса. Это:

  • Четкость и правильность исполнения инструкций при написании графических диктантов.
  • Улучшение навыка письма: каллиграфия, уменьшение количества специфических оптико-кинетических ошибок, к которым относится зеркальное написание (З-Е, Э-С), и написание кинетически сходныхбукв (П-Т, К-Н, О-Е, Б-Д-В, З-В, Ш-И и т.д.).
  • Улучшение качества чтения: беглость, осознанность, выразительность, правильность.
  • При выполнении работ по математике обучающиеся могут четко записывать решение примеров в столбик, оформлять краткую запись при решении задач, осуществлять счетные операции. При этом все работы дети выполняют самостоятельно.
  • При выполнении творческих работ отмечается качественность исполнения, как предметных изображений, так и композиционных сюжетов, фантазийных замыслов.
  • Дети стали увереннее при достижении учебных целей, что говорит о сформированности навыка самоконтроля, волевых качеств, повышении учебной мотивации.

Таким образом, я считаю, что развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является непременным условием успешного обучения в школе.

Пронова Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для коррекции, развития зрительно-пространственных представлений

Успеваемость  для  детей  младшего  школьного  возраста  -  главный  объективный  и  субъективный  показатель  их...

Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"

Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе.  Принято считать, что готовность ребенка к систематическ...

Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...

Развитие зрительно – пространственного восприятия и зрительно моторных координаций

В данной методической разработке представлен дидактический материал по развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций....

Презентация "Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации"

В презентации представлены упражнения, которые  способствуют развитию зрительного восприятия, внимания у младших школьников.Способствуют развитию зрительно-моторной координации. Направлены на сов...