Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Сказка Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
план-конспект урока (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Тема: Сказка Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать художественный текст.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.
- Развивать правильность, беглость, выразительность и сознательность
чтения; развивать речь и мышление.
- Формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев.
- Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, вещам.
Оборудование: портрет писателя, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
- Организационный этап.
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
− Действительно сказки учат нас многому в жизни, через них различаем добро и зло. И еще сказки дают нам возможность поверить в чудо.
- Актуализация знаний.
− Перед вами портрет знакомого вам великого сказочника. Кто же это? (Ганс Христиан Андерсен). А какой он? Каков его взгляд? (Мудрый, добрый, грустный взгляд).
− А с какими его сказками вы уже знакомы?
− Чтобы поближе познакомиться с писателем, девочки нам расскажут немного о жизни данного писателя.
1-ый ученик: Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в Дании, в маленьком городке Оденсе. Отец его был сапожником, мать - прачкой. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову.
2-ой ученик: У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.
- Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.
− Для каждого читателя знакомство со сказками Андерсена – это праздник. Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка или обычный предмет, растение становились героями его сказок. И сегодня мы с вами в этом убедимся, познакомившись с его сказкой «Стойкий оловянный солдатик».
− О чем говорит название сказки?
− Кто такой солдат? (Воин, военный человек.)
− Какими качествами должен обладать солдат? (Храбростью, отвагой.)
− В чем его обязанности? (Защищать Родину.)
− Кто будет главным героем сказки? (Оловянный солдатик.)
− Почему не солдат, солдатик? (Игрушка, умен.-ласк.)
− Откроем учебник на с.24 и посмотрим сверху на рисунок. Что вы видите на нем? Что они делают? Что можно предположить? (Что-то захватывающее, увлекательное, опасное)
(Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова - мягкого металла.).
− Что означает слово «стойкий»? (Стойкий, потому что устойчивый, прочный) а «олово – это цветной металл, в переводе с латинского означает «прочный, стойкий».
− Посмотрите на доску: там записаны два значения слова «стойкий»:
- Прочный, устойчивый, неослабевающий;
- Непоколебимый, упорный, твердый духом.
− Как вы думаете, в каком значении автор употребил слово в названии сказки? (Стойкий – сильный духом, упорный, не отступающий перед трудностями и испытаниями). Так или не так мы узнаем, прочитав эту сказку.
4. Чтение сказки. Работа над текстом.
1 часть, с. 24.
− Что такое батист? (Тонкая, полупрозрачная ткань.)
− Розетка? (Брошка)
− Табакерка? (Коробочка для табака.)
− Какими были солдатики в сказке Андерсена?
(Ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть что за солдаты)
− Из чего были сделаны солдатики?
(Из олова)
− Как названа ложка, из которой сделаны солдатики?
(Родные братья по матери - старой оловянной ложке)
− Чем был интересен 25 солдатик?
(с. 24: «Все солдатики были одинаковые, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило»)
− Почему он оказался самым замечательным?
(Именно с ним происходят всякие невероятные приключения)
− Как относится к нему мальчик и Андерсен?
(Мальчик играл с ним, он не выбросил испорченную игрушку. Солдатик стоял стойко на своей одной ноге. Андерсену нравился солдатик, поэтому в сказке он и оказался самым замечательным из всех)
− Что сказочного вы увидели в том, что прочитали?
(Солдатики видели, слышали всё, что происходило)
− Прочитайте, как выглядела танцовщица.
(«Милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни»).
− Что сближало солдатика и танцовщицу?
(Другую ногу подняла так высоко, что солдатик не увидел её и решил, что красавица тоже одноногая, как он)
− Какими словами называет её автор?
(«Она - красавица, прелестная танцовщица»)
− О чём мечтает наш солдатик? Прочитайте мечту солдатика.
(с.25: «вот бы мне такую жену!...но познакомиться всё же не мешает»)
− Каким в этой части мы видим солдатика?
(Он - серьёзный, скромный, стеснительный)
− Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же непохожим на других, «недостойным»?
(Гадкий утёнок, Дюймовочка среди жуков, Русалочка среди людей)
Ганс Христиан Андерсен вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.
- Физминутка.
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз - два!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
2 часть, с. 25.
− Что делали ночью игрушки? (Они играли в гости, в войну и в бал.)
− Кто сидел в табакерке? (Маленький, чёрный тролль.)
− Кто такой тролль? (Злой волшебник.)
− Почему он может не нравиться читателям, ведь он выпрыгнул из такой красивой шкатулки?
(Тролль запрещает смотреть на танцовщицу, злой, мысли его злые).
− Почему он стал угрожать солдатику? (Солдатик не сводил глаз с
танцовщицы, а троллю это не понравилось.)
− Что случилось утром? (Солдатик упал с окна третьего этажа.)
− Как вы понимаете выражение «с маху врезался»? (Упал со всей силы,
больно ударился.)
−Каким мы видим теперь солдатика? Как мы можем его охарактеризовать? (Сильным, воспитанный, отважным, терпеливым.)
(Здесь мы видим, что солдатик действительно стойкий и отважный).
6. Составление плана.
− А сейчас вам нужно будет озаглавить каждую часть сказки и записать в рабочей тетради. Потом мы прослушаем ваши варианты.
7. Итог урока.
− Хоть и мы еще не прочитали нашу сказку до конца, но мы можем сказать: какая же это сказка? Грустная или веселая?
− Какие чувства пробудили прочитанные части сказки?
− Какие черты характера вас привлекли в оловянном солдатике?
− А что же приключилось с главным героем сказки, вы узнаете на следующем уроке.
− Дома вы должны подготовить пересказ 1 и 2 части сказки, и озаглавить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Цели:1.Способствовать ознакомлению обучающихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 2.Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические ос...
I. Тема: Повторение изученного материала за курс 3 класса по русскому языку. Нравственные аспекты сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Интегрированный урок русского языка и литературы....
Урок литературного чтения 3 класс Г.Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК "Планета знаний"....
Конспект урока литературного чтения 1 класс сказка Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.Задачи урока:· Рассказа...
Конспект урока по литературному чтению Может ли оловянный солдатик быть стойким? Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»...
Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой
Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии деятельностного подхода....
Класс 1 -2 класс «Начальная школа XXІ века» Тема урока: Сказка Андерсена "Стойкий оловянный солдатик " ,татарская сказка « Три сестры».
1кл-создать условия для ознакомления со сказкой Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солда-гик», для развития навыков чтения.2кл- создать условия для ознакомления с татарской народ...