Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Сказка Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
план-конспект урока (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема: Сказка Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать художественный текст.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.
  2. Развивать правильность, беглость, выразительность и сознательность

чтения; развивать речь и мышление.

  1. Формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев.
  2. Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, вещам.

Оборудование: портрет писателя, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный этап.

     В мире много сказок грустных и смешных.

              И прожить на свете нам нельзя без них.

              Пусть герои сказок дарят нам тепло,

              Пусть добро навеки побеждает зло.

− Действительно сказки учат нас многому в жизни, через них различаем добро и зло. И еще сказки дают нам возможность поверить в чудо.

  1. Актуализация знаний.

− Перед вами портрет знакомого вам великого сказочника. Кто же это? (Ганс  Христиан Андерсен). А какой он? Каков его взгляд? (Мудрый, добрый, грустный взгляд).

− А с какими его сказками вы уже знакомы?

− Чтобы поближе познакомиться с писателем, девочки нам расскажут немного о жизни данного писателя.

1-ый ученик: Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в Дании, в маленьком городке Оденсе. Отец его был сапожником, мать - прачкой. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову.

2-ой ученик: У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.

  1. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Для каждого читателя знакомство со сказками Андерсена – это праздник. Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка или обычный предмет, растение становились героями его сказок. И сегодня мы с вами в этом убедимся, познакомившись с его сказкой «Стойкий оловянный солдатик».

− О чем говорит название сказки? 

Кто такой солдат? (Воин, военный человек.)

Какими качествами должен обладать солдат? (Храбростью, отвагой.)

В чем его обязанности? (Защищать Родину.)

Кто будет главным героем сказки? (Оловянный солдатик.)

Почему не солдат, солдатик? (Игрушка, умен.-ласк.)

− Откроем учебник на с.24 и посмотрим сверху на рисунок. Что вы видите на нем? Что они делают? Что можно предположить? (Что-то захватывающее, увлекательное, опасное)

(Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова - мягкого металла.).

Что означает слово «стойкий»? (Стойкий, потому что устойчивый, прочный) а «олово – это цветной металл, в переводе с латинского означает «прочный, стойкий».

Посмотрите на доску: там записаны два значения слова «стойкий»:

  1. Прочный, устойчивый, неослабевающий;
  2. Непоколебимый, упорный, твердый духом.

− Как вы думаете,  в каком значении автор употребил слово в названии сказки? (Стойкий – сильный духом, упорный, не отступающий перед трудностями и испытаниями). Так или не так мы узнаем, прочитав эту сказку.

4. Чтение сказки. Работа над текстом.

1 часть, с. 24.

− Что такое батист? (Тонкая, полупрозрачная ткань.)
− Розетка? (Брошка)
− Табакерка? (Коробочка для табака.)

− Какими были солдатики в сказке Андерсена?

(Ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть что за солдаты)

Из чего были сделаны солдатики?

(Из олова)

Как названа ложка, из которой сделаны солдатики?

(Родные братья по матери - старой оловянной ложке)

Чем был интересен 25 солдатик?

(с. 24: «Все солдатики были одинаковые, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило»)

Почему он оказался самым замечательным?

(Именно с ним происходят всякие невероятные приключения)

Как относится к нему мальчик и Андерсен?

(Мальчик играл с ним, он не выбросил испорченную игрушку. Солдатик стоял стойко на своей одной ноге. Андерсену нравился солдатик, поэтому в сказке он и оказался самым замечательным из всех)

Что сказочного вы увидели в том, что прочитали?

(Солдатики видели, слышали всё, что происходило)

Прочитайте, как выглядела танцовщица.

(«Милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни»).

Что сближало солдатика и танцовщицу?

(Другую ногу подняла так высоко, что солдатик не увидел её и решил, что красавица тоже одноногая, как он)

Какими словами называет её автор?

(«Она - красавица, прелестная танцовщица»)

О чём мечтает наш солдатик? Прочитайте мечту солдатика.

(с.25: «вот бы мне такую жену!...но познакомиться всё же  не мешает»)

Каким в этой части мы видим солдатика?

(Он - серьёзный, скромный, стеснительный)

− Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же непохожим на других, «недостойным»?

(Гадкий утёнок, Дюймовочка среди жуков, Русалочка среди людей)

Ганс Христиан Андерсен вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.

  1. Физминутка.

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз - два!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

2 часть, с. 25.

Что делали ночью игрушки? (Они играли в гости, в войну и в бал.)
Кто сидел в табакерке? (Маленький, чёрный тролль.)
Кто такой тролль? (Злой волшебник.)

Почему он может не нравиться читателям, ведь он выпрыгнул из такой красивой шкатулки?

(Тролль запрещает смотреть на танцовщицу, злой, мысли его злые).
Почему он стал угрожать солдатику? (Солдатик не сводил глаз с 
танцовщицы, а троллю это не понравилось.)
Что случилось утром? (Солдатик упал с окна третьего этажа.)
− Как вы понимаете выражение «с маху врезался»? (Упал со всей силы, 
больно ударился.)
Каким мы видим теперь солдатика? Как мы можем его охарактеризовать? (Сильным, воспитанный, отважным, терпеливым.)

(Здесь мы видим, что солдатик действительно стойкий и отважный).

6. Составление плана.

− А сейчас вам нужно будет озаглавить каждую часть сказки и записать в рабочей тетради. Потом мы прослушаем ваши варианты.

7. Итог урока.

Хоть и мы еще не прочитали нашу сказку до конца, но мы можем сказать: какая же это сказка? Грустная или веселая?

− Какие чувства пробудили прочитанные части сказки?

− Какие черты характера вас привлекли в оловянном солдатике?

А что же приключилось с главным героем сказки, вы узнаете на следующем уроке.

− Дома вы должны подготовить пересказ 1 и 2 части сказки, и озаглавить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цели:1.Способствовать ознакомлению обучающихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 2.Совершенствовать умения обучающихся анализировать авторские сказки, выявлять их специфические ос...

Урок литературного чтения 3 класс Г.Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик.

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК "Планета знаний"....

Конспект урока литературного чтения 1 класс сказка Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.Задачи  урока:·         Рассказа...

Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии  деятельностного подхода....

Класс 1 -2 класс «Начальная школа XXІ века» Тема урока: Сказка Андерсена "Стойкий оловянный солдатик " ,татарская сказка « Три сестры».

1кл-создать условия для ознаком­ления со сказкой Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солда-гик», для развития навыков чтения.2кл- создать условия для ознаком­ления с татарской народ...