Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах
статья

Рубцова Марина Олеговна

Интересные приемы ТРКМ, которые можно применить на уроках в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Приемы ТРКМ82 КБ
Office presentation icon Приемы ТРКМ679 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ с.Алымовка»

Педагогическая статья:

Использование приемов технологии развития критического мышления  на уроках в начальных классах

Рубцова Марина Олеговна

учитель начальных классов

«Скажи мне - я забуду,

покажи мне – я запомню,

вовлеки меня – я пойму»

Актуальность. Технология развития критического мышления позволяет учителю добиваться реализации целей в обучении и развитии младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Использование приёмов и стратегий технологии критического мышления дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность, формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации, развиваются ключевые компетенции.

        Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

Цель: создание эффективных условий  применения приемов технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.

Задачи :

1) обеспечить переход от пассивно-воспринимающей позиции ученика к его  сотрудничеству с учителем;

2) научить применению полученных знаний в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы;

3) создать условия для активизации  познавательной деятельности обучающихся;

4) освоить и внедрить в практику современные технологии, реализующие компетентностный подход в обучении.

         Огромное количество различных приёмов и стратегий технологии развития критического мышления, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания. Приёмы теории развития критического мышления – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащегося. Применяя приемы ТРКМ у ученика формируется умение: ясно излагать свои мысли; воспринимать идеи других; проявлять настойчивость в достижении цели; быть готовым к исправлению своей ошибки, продолжая своё обучение; рассуждать; искать и находить решения с учётом мнения других.

В процессе работы ученик не принимает на веру всё, что ему предлагается, а учится проверять, высказывать и обосновывать свой выбор, признавать ошибки, исправлять их. Он учится вдумчиво читать как художественные, так и научно-познавательные тексты.

        Технология  развития критического мышления включает три этапа или стадии. «Вызов - Осмысление - Рефлексия».

Первая стадия — вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия — осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: а) получить новую информацию; б) осмыслить ее; в) соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия — рефлексия. Здесь основным является:

а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;

б) присвоение нового знания, новой информации учеником;

в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо "вызова" более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А "осмысление" ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка.

         Приём  «До-После». Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод. Формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли; умение сравнивать и делать вывод.

До

После

        Стратегия «Вопросительные слова». Универсальный прием технологии развития критического мышления, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Kак? Что?
Где? Почему?
Сколько? Откуда?
Kакой? Зачем?

Проступок
Вина
Наказание

        Приём «Инсерт» или Чтение с пометами. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес. "Инсерт" - это:  самоактивизирующая системная разметка  для эффективного  чтения  и размышления. Приём используется в три этапа: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы).  Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

Приём «Толстый и тонкий вопрос». Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…?

Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

         Стратегия «ИДЕАЛ». Стратегия позволяет формировать: умения определять проблему; умение находить и формулировать пути решения проблемы; умение выбирать сильное решение. Пример. Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова  Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

        Приём  «Фишбоун» (рыбный скелет). Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

        Приём «Знаю-Хочу знать-Узнал». Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Формирует: умение определять уровень собственных знаний; умение анализировать информацию; умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

        Знаю

     Хочу знать

     Узнал

        Приём  Ромашка «Блума» или ромашка вопросов. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. Пример. 

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?".                                           Приём «Генераторы-критики». Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Пример. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

        Приём «Синквейн». Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

        Ценность приемов данной технологии в том, что они учат детей слушать и слышать, развивают речь, формируют у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом, дают возможность общения, активизируют мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждают детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Всё это необходимо на уроках. В этом заключается метапредметность приемов данной технологии и её значимость.

         Ожидаемый результат: Применение приемов данной технологии  учителями в образовательном процессе дать возможность учащимся овладеть УУД , т.к. ТРКМ позволяет решать задачи: 

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала;
  •  информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

 Список используемой литературы:

1. Заир-Бек С., Муштавинская И.Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

3. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В.Давыдова. – М.: АСТ:Астрель, 2010.

5. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании./ И. В.Роберт– М.: Школа-Пресс, 2007.)

6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Том 2. - М., 1999.-с.187.

7. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах Учитель начальных классов Рубцова М.О. МКОУ «СОШ с.Алымовка»

Слайд 2

Актуальность Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Слайд 3

Цель и задачи Цель : С оздание эффективных условий применения приемов технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности учащихся. Задачи : 1) обеспечить переход от пассивно-воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем; 2) научить применению полученных знаний в реальной жизненной ситуации для решения практической проблемы; 3) создать условия для активизации познавательной деятельности обучающихся; 4) освоить и внедрить в практику современные технологии, реализующие компетентностный подход в обучении.

Слайд 4

Мышление самостоятельное Основано на убедительной аргументации Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить Информация является отправным, а не конечным пунктом Мышление социальное Признаки критического мышления:

Слайд 5

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия : 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.

Слайд 6

Стратегия “Вопросительные слова”. Приёмы обучения в технологии развития критического мышления До После Приём «До-После» Вопросительные слова Основные понятия темы Kак? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Kакой? Зачем? Проступок Вина Наказание

Слайд 7

Приём «Толстый и тонкий вопрос» Приём "Инсерт". Приёмы обучения в технологии развития критического мышления + - уже знал, знакомо; - думал иначе, или не согласен; ! - новое; ? - не понял, есть вопросы. «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Слайд 8

Стратегия “ИДЕАЛ” И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как . Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Приём «Фишбоун» (рыбный скелет) Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Приёмы обучения в технологии развития критического мышления

Слайд 9

Приём «Знаю-Хочу знать-Узнал» Приёмы обучения в технологии развития критического мышления Знаю Хочу знать Узнал Приём «Ромашка Блума»

Слайд 10

Приём “Генераторы-критики” Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Приём "Синквейн" Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. . Приёмы обучения в технологии развития критического мышления

Слайд 11

Модель построения уроков в технологии развития критического мышления Стадия Работа с информационным текстом Взаимообучение Урок-исследование Вызов Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. Мозговой штурм Осмысление Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. Зигзаг (мозаика) Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Рефлексия Возвращение к кластеру Сводная таблица Предсказание

Слайд 12

Ожидаемый результат: Применение приемов данной технологии учителями в образовательном процессе дает возможность учащимся овладеть УУД, так как ТРКМ позволяет решать задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Слайд 13

Список используемой литературы: Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В.Давыдова. – М.: АСТ:Астрель, 2010. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании./ И. В.Роберт– М.: Школа-Пресс, 2007.) Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. Том 2. - М., 1999.-с.187. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998

Слайд 14

Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения...

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления» на уроке ОРКиСЭ.

·        формировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть;·        научить ...

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. В стат...