Круглый стол "Мотивация деятельности педагога"
методическая разработка

Евгения Валерьевна Соболева

Круглый стол по мотивации работы учителя с чаепитием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Повышение мотивации педагогов,

необходимой для самореализации в профессии»

«Единственная  возможность   заставить человека  сделать  что-либо        –

это сделать  так,  чтобы он  сам захотел сделать  это».

Дата проведения: 04.03.2022                                                                                   Дейл Карнеги

Участники: учителя-предметники, администрация школы, психолог.

Подготовила: Соболева Е.В, учитель н/кл.

Цель: способствовать сплочению коллектива, выяснить мнение по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, буклеты, шарики и аквариум, картинки талисманов, корзинка, выставка книг по теме и по интересам людей.

План проведения:

  • Вводная часть (теория, определение и обсуждение понятий, упражнение-тренинг).
  • Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, работа в группах).
  • Заключительная часть (рефлексия).
  1. Вступление.

Звучит музыка «Я как Федерико Феллини»

Ведущая: А теперь серьезно. Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю вас за наш Круглый стол. Эпиграфом к нашему разговору я взяла слова Дейла Карнеги…

Какова же тема нашего разговора? Послушайте, о чем эта песня? (Бананы, кокосы)

Назовите тему Круглого стола.

(Я буду использовать на круглом столе те методы и приемы повышения мотивации, которые используются для повышения учебной мотивации школьников. Один из приемов вы только что наблюдали.)

Оцените свой уровень профессиональной мотивации в начале методической недели по шкале от 1 до 10.

Я предлагаю «Диагностику уровня эмоционального выгорания».

  1. Снижается ли эффективность Вашей работы?
  2. Потеряли ли Вы часть инициативы на работе?
  3. Потеряли Вы интерес к работе?
  4. Усилился ли Ваш стресс на работе?
  5. Вы чувствуете утомление или снижение темпа работы?
  6. У вас часто болит голова?
  7. У вас проблемы со сном?
  8. У Вас часто меняется настроение?
  9. Вы легко злитесь?
  10. Вы частично утратили чувство юмора?

Менее 3 баллов – У Вас не отмечается синдром эмоционального выгорания.

4-6 баллов – формирующийся синдром выгорания

7 и более – наличие синдрома

Подсчитаем баллы. Обработка результатов диагностики.

А теперь Метод модерации «Ассоциативный ряд». Предлагаю вам выстроить ассоциативный ряд понятий: потребность, мобильность, самореализация, выгорание, ситуация успеха.

Какие ассоциации у вас возникают с этими понятиями?

Какое слово обобщает эти понятия? Тема Круглого стола….

Какие бы цели вы бы поставили перед нашей общей работой на данном семинаре?

Печатаю на экране

Ведущая: Тема и цели определены. Согласитесь ли вы с утверждением, что прежде чем разобраться в каком-либо вопросе, необходимо изучить теорию по данной тематике?

Я сегодня пригласила сюда педагогов-теоретиков. Их фамилии знакомы тем, кто собирается аттестоваться или участвует в анкетах и мониторингах.

Мы в аэропорту встречаем гостей.

(видео посадки самолета. Я ставлю карточки с фамилиями на столы)

Мы в школе на семинаре.

кофе! Музыка «Чашку кофею»

Павлова Е.В.: Абрахам Маслоу. Разрешите представиться. Меня зовут Абрахам Маслоу. Я американский психолог еврейского происхождения. По моему мнению, Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации. Иными словами, мотивировать кого-то - значит, добиться, чтобы человек захотел проявлять усердие, добросовестное отношение к своим обязанностям.

В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекается в качестве примера известная многим пирамида потребностей. Её автором являюсь я, А. Маслоу. 

Человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Я выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей:

  • физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности);
  • потребности в безопасности и стабильности (в защите от психологических и физических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что они будут удовлетворены в будущем);
  • социальные потребности (принадлежность к социальной группе (семья, друзья, коллеги по работе и т.д.), чувство, что тебя принимают другие, чувства взаимодействия, привязанности, поддержки);
  • потребности в общественном признании (потребности в самоуважении, признании и уважении со стороны окружающих);
  • потребности самовыражения (потребность в реализации своих возможностей и росте как личности).

Трескина Е. Е.: Ковалева Антонина Ивановна. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Ковалева А. И. — специалист в области социализации. Для обозначения явлений, характеризующих подвижность, способность к быстрому действию, перемещению, работе групп и отдельных людей внутри социума нами, социологами было введено понятие мобильность. Профессиональная мобильность рассматривается как лифт с множеством вариаций для самореализации. Это и умение разделять приоритеты – личные и профессиональные. В то же время умение объединять приоритеты указывает на уровень интеллекта человека.

Педагогическая мобильность – это еще и способность педагога организовать содеятельность с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, их родители, коллегами, администрацией).

Высшую профессиональную мобильность проявляют работники, обладающие гибкостью и способностью адаптироваться к изменениям в сфере трудовой деятельности, самостоятельно получить необходимые знания, развивать мотивацию к постоянному профессиональному самосовершенствованию.

Я считаю, что важнейшим каналом профессиональной мобильности является образование.

Систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний, развитие личных качеств, необходимых для выполнения обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности сотрудника – это и есть профессиональное развитие.

Добрынина О.М.: Марк Максимович Поташник. Добрый день. Я – Поташник М.М -  действительный член, академик Российской академии образования. Мы с коллегой предлагаем далее вашему вниманию два определения понятия "профессиональный рост педагога". Я считаю, что Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению своего и здоровья воспитанников.

В своей книге "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе" я выделил следующее: на мой взгляд, надо приучать наших учителей постоянно ставить перед собой цели самоусовершенствования, а их реализацию осуществлять в разнообразных формах методической работы. Какая же из форм организации методической работы в школе наиболее эффективна для профессионального роста педагога?

Одной из технологий развития профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающей профессиональный рост, является индивидуальный образовательный маршрут. ИОМ учителя проектируется на основе личных образовательных потребностей, потребностей образовательного учреждения. ИОМ отражает три основных направления деятельности:

1.Самообразование педагога (персональный уровень)

2.Деятельность педагога в профессиональном сообществе (командный уровень)

3.Участие педагога в методической работе ОУ (организационный уровень).

Молокова М.М.: Михаил Владимирович ЛевИт. Приветствую вас, коллеги. Я- Михаил Владимирович Левит, к.п.н., вед.н.сотрудник Центра стратегии образования. Я определяю профессиональный рост педагога как, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников.

Организация работы методического объединения на основе индивидуального образовательного маршрута позволяет:

- создать психологически комфортные условия для профессиональной деятельности педагога, работая с его мотивацией;

-оказывать учителю ненавязчивую методическую помощь при решении вопросов, возникающих в процессе работы;

- актуализировать «сильные стороны» деятельности педагога и спокойно преодолевать «проблемные ситуации», возникающие в его профессиональной деятельности;

-привлекать учителя к решению задач развития образовательного учреждения, реализации программ, проектов, и т.п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;

-обеспечить разноплановую и как можно более объективную (в том числе с привлечением независимых экспертов) оценку профессиональной деятельности педагога;

-обеспечивать условия для профессионального роста учителя, с одной стороны, с учётом адекватно оценённого уровня его профессиональной компетентности, а с другой – с учётом запросов, интересов, потребностей самого педагога.

«Не насаждать, а сопровождать, не навязывать, а инициировать, не оценивать, а осмысливать»- вот три кита подхода к методическому сопровождению профессионализации педагога по данной модели.

Ведущая: Спасибо, уважаемые теоретики. Мы прощаемся с вами. (закрыли глаза. Звук поезда)

ФМ «Паровозик»

  1. Дискуссия

Ведущая: Уважаемые участники, согласны ли вы с определениями и умозаключениями теоретиков? Как вы поняли, нужна ли мотивация для педагога, какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога? Прошу обдумать, сообща решить и аргументировать свои ответы. Пусть каждый, кто хочет, свободно выразит свое мнение, опираясь на личный жизненный опыт, но осознавая при этом ответственность за будущее нашей профессии и всего школьного образования. (В группах? Предложить)

Мнение участников круглого стола. Прием «Открытый микрофон». 

(Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.

Можно: Для обсуждения проблемы предлагаю вам разделиться на две подгруппы (выбор по жребию) - защитники первостепенной важности материально-технического обеспечения и защитники значимости деятельности педагога.

С целью поддержания остроты дискуссии ведущий формулирует дополнительные вопросы:

Что в ситуации является главным?

Что вы лично думаете об этом?

Можете ли вы привести аналогичный пример из практики?

Затронуты ли в ситуации другие аспекты, например: этические, психологические?

Как бы вы это оценили?

Каковы последствия принятых решений?

Кого это затронет, на ком отразится?

Не пропустили ли вы важную для правильного решения информацию?)

- Что является более важным для повышения мотивации педагогов: материально-техническое обеспечение или деятельность самого педагога?

Вывод: Мотивация в самом общем виде представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают деятельности направленность на достижение определенных целей.

Когда коллеги высказывают свои точки зрения, ведущий одновременно делает запись на доске.

Ведущая: Давайте попробуем подвести небольшой итог нашего обсуждения. (Итог.)

Выводы: В настоящее время педагогическая профессия претерпевает многие изменения. Педагоги стоят перед необходимостью овладения новыми знаниями, современными педагогическими технологиями и методиками, изменением стиля деятельности. Все это ведет к переходу степени профессионализма на другой уровень. Вместе с тем, именно мотивация способна повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в образовательной организации 

Установлено то, что довольно высоко в иерархии мотивов педагогов стоят мотивы достижения безопасности – желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, отсутствие риска, комфортное рабочее место и т.д. Присутствуют и мотивы достижения, справедливости. Менее выражены мотивы самостоятельности, состязательности, потребности во власти.

Мотивация — это не навык и не информация, ее нельзя тренировать, ей нельзя научиться, ее можно лишь стимулировать, повышать, развивать.

ФМ: Идет Масленица. Разминка БЛИНЫ, Блинов объелись. (музыка)

Предлагаю сейчас выявить виды мотивации нашего пед коллектива в целом по школе.

Какой скоро праздник?

Игра "Мамина авоська"

Представьте, что Вам сегодня необходимо разобрать мамину авоську – сумку с талисманами из лавки волшебных вещей. Мама разрешила выбрать вам для себя в честь праздника понравившиеся предметы. (записать общее количество выбранных предметов-для школы)

И сейчас я расскажу вам о необыкновенных товарах, которые вы найдете в авоське.

«Золотая монета с изображением солнца» - этот талисман даст вам возможность всегда получать за свою работу наиболее высокое вознаграждение.

«Серебряная ладонь» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу в комфортном, дружеском коллективе.

«Алмазная лестница» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу, которая будет содействовать карьерному росту.

«Изумрудная книга» - этот талисман даст вам возможность на любой работе получать наиболее полезное обучение.

«Сапфировый факел» - этот талисман даст вам возможность всегда получать и делать творческую работу.

«Платиновые часы» - этот талисман даст вам возможность, делать свою работу в наиболее удобное время.

«Золотая стрела» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу, которая будет воплощать все новые творческие идеи в жизнь.

А сейчас, я предлагаю узнать, что же на самом деле скрывали в себе выбранные вами талисманы. Итак, ваша истинная мотивация в осуществлении педагогической деятельности:

«Золотая монета с изображением солнца» - мотивация – материальная.

«Серебряная ладонь» - мотивация – отношения в коллективе.

«Алмазная лестница» - мотивация – карьерный рост.

«Изумрудная книга» - мотивация – профессиональный рост.

«Сапфировый факел» - мотивация – самореализация, отсутствие рутины.

«Платиновые часы» - мотивация – гибкий график работы.

«Золотая стрела» - мотивация – способность к продуцированию нового, новаторство, инновационный подход. 

Считаете ли вы, что у вас лично и в целом в школе проф мотивация имеет адекватный уровень? Если Вы считаете, что что-то где-то надо изменить в своей работе в контексте мотивации, то есть рекомендации психологов, что необходимо выполнить физическое упражнение или применить в жизни то, что Вы больше всего любите.

1 физическое упражнение сейчас выполним. Упражнение «Сосулька».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

1 Психологическое упражнение «Что помогает мне в работе?».

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________

5.____________________________________________________________

Необходимо записать хотя бы 5 пунктов :  «Мне, в трудную минуту,  как профессионалу , в моей работе помогает…».

Это Ваш ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил и разрешения «проблемной» ситуации. Не забывайте об этом в трудную минуту.

Что вы можете предложить сами для повышения профессиональной мотивации?

  1. Заключительная часть.

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
«Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали  внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал своими копытами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому сможете подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца».

(Обратная связь. Участники обмениваются впечатлениями по мероприятию. 
– Какие моменты показались наиболее интересными?)

Что ж, наш круглый стол подходит к концу. Оцените уровень своей профессиональной мотивации еще раз. Изменился ли он? Если хоть немного в лучшую сторону, то я очень рада. Наша методическая неделя принесла свои плоды.

Домашнего задания сегодня не будет!!! (Это тоже прием мотивации – Прием освобождения от домашнего задания).

И в заключение – прием Триггер. (видео с пожеланиями от коллег)

(Слово «триггер» (англ. trigger) дословно переводится как «спусковой крючок». Триггером может быть все, что угодно – действие, слово, звук, запах, чувство или тактильное ощущение.)

Пусть это видео займет 1 место в Топ-10 фильмов, снимающих напряжение.

Пользуйтесь нашим буклетом. Всем успехов в работе!

Рефлексия

Ведущая: предлагаю вам оценить нашу деятельность на МС. Выберите зеленый шарик, если вам было комфортно, вам все было понятно, вы со всем согласны; желтый – если остались вопросы по теме; красный – если вам было дискомфортно, не согласны с выводами.

Выбор шариков и сбрасывание их в аквариум.

Спасибо за сотрудничество!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая неделя учителей начальных классов Круглый стол Мотивация деятельности педагога 4 марта 2022 г

Слайд 2

«Единственная возможность заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это». Дейл Карнеги

Слайд 3

Метод модерации «Ассоциативный ряд» потребность, мобильность, самореализация, выгорание, ситуация успеха. мотивация

Слайд 4

цели способствовать сплочению коллектива, выяснить мнение по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Слайд 5

Абрахам Маслоу . Американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Слайд 6

Ковалева Антонина Ивановна специалист в области социализации и социальной идентификации, социологии молодежи. Окончила физико-математический факультет Белгородского госпединститута (1972), ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1975). Кандидат педагогических наук (1982), доктор социологических наук (1997), профессор (1999).

Слайд 7

Марк Максимович Поташник доктор педагогических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования

Слайд 8

Михаил Владимирович Левит Заместитель директора ГБОУ "Школа № 1514" г. Москвы. Доктор педагогических наук. Отличник народного просвещения, Ветеран труда

Слайд 9

дискуссия Прием «Открытый микрофон»

Слайд 10

выводы Мотивация педагога – это потребность, побуждение себя к действию. В настоящее время педагогическая профессия претерпевает многие изменения. Педагоги стоят перед необходимостью овладения новыми знаниями, современными педагогическими технологиями и методиками, изменением стиля деятельности. Это ведет к переходу степени профессионализма на другой уровень. Вместе с тем, именно мотивация способна повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в образовательной организации Высоко в иерархии мотивов педагогов стоят мотивы достижения безопасности – желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, отсутствие риска, комфортное рабочее место и т.д. Присутствуют и мотивы достижения, справедливости . Менее выражены мотивы самостоятельности, состязательности, потребности во власти . Мотивация — это не навык и не информация, ее нельзя тренировать, ей нельзя научиться, ее можно лишь стимулировать, повышать, развивать .

Слайд 11

Мамина авоська

Слайд 12

Физическое упражнение « Сосулька»

Слайд 13

Рефлексия деятельности Мне всё понятно, было комфортно, интересно, я согласна с выводами Мне не всё понятно, было не очень интересно, я согласна не со всеми выводами Мне не понятно, было дискомфортно, неинтересно, в целом я не согласна с выводами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...

Практическое занятие с педагогами "Развитие рефлексии (самоанализа) в деятельности педагога"

В предлагаемом материале представлено занятие с педагогическим коллективом по развитию рефлексии...

Конспект круглого стола с педагогами «Психолого – педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения»

В данном материале представлен конспект круглого стола с педагогами работающими с детьми с РАС...

Круглый стол для педагогов «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка»

Обобщение знаний педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в дополнительном образовании...