Поликультурное воспитание учащихся на занятиях кружка "Культура и язык татарского народа"
статья

Гинятуллина Ләйсән Мансур кызы

Поликультурное  воспитание учащихся на занятиях кружка "Культура и язык татарского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Гимназия №13»

Из опыта работы

Доклад на тему:

«ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА КРУЖКОВОМ  ЗАНЯТИИ

«КУЛЬТУРА и ЯЗЫК ТАТАРСКОГО НАРОДА»».

учителя начальных классов,

руководитель кружка

«Культура и язык татарского народа»

Гинятуллиной Лейсан Мансуровны

 Обращение к поликультурному воспитанию как к средству воспитания детей в духе толерантного общения сейчас очень актуально. Необходимость воспитывать подрастающее поколение в рамках толерантности, за что голосуют  передовые педагоги современности, предполагает терпимость к инакомыслию: вероисповеданию, языковой основе, политической сфере и т.д.  

Поликультурное образование - важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

Главная цель поликультурного воспитания заключается в помощи подрастающим поколениям развить межкультурную компетентность, воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира. Поликультурное образование связано с глобальным образованием, исходящим из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам возникают из-за отсутствия у людей знаний о разных субкультурах, о народах и их взаимоотношениях, о национальных культурах, традициях.

В современных психолого-педагогических исследованиях выявлено, что социальная ориентировка детей в общественно-экономической сфере начинается со становления таких социально-нравственных ценностей как семья; толерантного отношения ко всем ее членам «понимания чувств близких и родных». Она помогает формированию уважительного отношения и в других сферах социально-экономической жизни общества: политической, нравственной, общественной и т.д.

Обращение к поликультурному воспитанию, как к духовному источнику, позволяющему, по мнению философов, психологов, педагогов гуманизировать воспитание, общественные отношения, поскольку яркие впечатления детства о доме, обычаях могут стать примером на всю жизнь.

Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
         
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:

·  воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
           ·  воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;

·  воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
           К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
           ·  формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
           ·  осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
           ·  воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
           ·  развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
           Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»:
           ·  уважение и сохранение культурного многообразия;
           ·  поддержка равных прав на образование и воспитание;
           ·  формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.

Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:

           -  социокультурной идентификации личности;
           -  освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде;
           -  воспитания положительного отношения к культурному окружению;
           -  развития навыков социального общения.
           Существенной становится проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
           Школьные и внешкольные учебные учреждения активно вводят в свои программы предметы по поликультурному воспитанию учащихся или интегрируют материал, раскрывающий вопросы культурного многообразия, в уже существующие учебные программы.

В нашей гимназии работает множество кружков, работа которых направлена на воспитание поликультурной личности учащихся.   Хочу  поделиться опытом, как ведётся поликультурное воспитание   на занятиях кружка  «Культура татарского народа». Программа разработана на основе программы и методических рекомендаций «Культура народов Поволжья».

Целью данной программы является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей   через приобщение их к культурному региональному наследию.

На занятиях решаются следующие задачи:

- знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и кухней татарского народа;

- воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и миролюбия;

Кружок посещают учащиеся 1-2 классов в составе 15 человек. Из них три мальчика, остальные девочки. Занимаемся первый год. Национальный состав представляют не только татары, но и русские и одна чувашка.

Основные виды деятельности:

- занятие начинаем с фонематической зарядки, произносим звуки татарского алфавита;

- знакомимся с татарскими словами через визуальное представление и написание его;

- знакомимся с элементами татарского национального костюма, смотрим презентации, обсуждаем основные элементы национального орнамента;

- в середине занятия мы проводим физминутку на татарском языке в форме стихотворения с движениями;

- иногда на занятиях присутствует чаепитие, в ходе которого мы говорим о традициях, об этикетах и национальных блюдах;

Частенько дети приносят национальные блюда из дома и мы обсуждаем как это и с кем было приготовлено.

В группе есть дети, которые хорошо знают и дома общаются на родном татарском языке. Но занятие проходит на двух языках, т.к. не все могут свободно разговаривать и не все знают татарский язык. То, что национальный состав является разнообразным, делает занятие более интересным  потому, что когда изучаем слова, мы сравниваем их произношения и значения с русским и чувашским языками.

Очень важным элементом любой культуры являются праздники. Поэтому с детьми мы проводим занятия, посвящённые праздникам. Сравниваем чувашские, татарские и русские народные праздники, например:

-  весенний праздник татар Нардуган и чувашский Нартаван;

  -  татарский праздник после посева Сабантуй и чувашский Акатуй;

-  русский праздник Пасха и татарский праздник яиц;

К настоящему моменту мы выучили две песни. На занятиях включаем фонограмму и поём, отрабатываем движения татарского танца. В конце года я планирую с детьми выучить и поставить сценку, основанную на татарских сказках, ролевые игры.        

Таким образом, реализация   поликультурного воспитания в данном возрасте и в данном кружке направлена на:

  -  расширение кругозора учащихся;

  - выработку умения видеть взаимосвязь взаимовлияние культур, определять общность и различия в историческом, научном, культурном развитии разных народов; осознание   ценности самобытности этнокультур;

- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных  этносоциумов.                                    

     

Литература

  1. Кержнер, А.Ш. Программы и методические рекомендации «Культура народов Поволжья» [Текст] / А.Ш. Кержнер. Ульяновск, ИПК ПРО, 2011г.
  2. Балицкая, И. В.Поликультурное образование [Текст] / И.В. Балицкая. М.,2001г.
  3. Бузаров, К.И. Воспитание, развитие и формирование личности, (в контексте традиционных и современных традиций) [Текст]/ К.И. Бузаров.  Майкоп,2000г.
  4. Воробьев, И.В. Диалог культур в контексте единого образовательного пространства [Текст] // Начальная школа 2002г. №4.
  5.  Ялалов Ф.Г. Национально - региональный компонент образования: этнометодологический подход [Текст] //Начальная школа (журнал). 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа. Татарский орнамент и калфак».

конспект урока - интегрированного урока ИЗО+татарский язык. урок для 1 класса, где можно детей познакомить с костюмами разных народов, проживающих на территории республики Татастан...

Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа. Татарский орнамент и калфак».

конспект урока - интегрированного урока ИЗО+татарский язык. урок для 1 класса, где можно детей познакомить с костюмами разных народов, проживающих на территории республики Татастан...

Доклад "Изучение орнаментального искусства татарского народа на занятиях кружка в 1 классе"

В данном материале представлен опыт работы воспитателя группы продленного дня по ознакомлению детей с ОВЗ с орнаментальным искусством татарского народа на занятиях кружка....

Доклад "Поликультурное воспитание учащихся на традициях и обычаях башкирского и татарского народов"

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. Воспитание обучающихся на традициях башкирского и татарского народов ...

Воспитание учащихся на культурном наследии и традициях татарского народа

Татарская культура - это дом родной,Это папа, мама рядышком с тобой,И калитка с кленом под твоим окном,Музыка азана льется над селом,И резные ставни, и большой балкон,И крыльцо родное, что зовет нас в...