Методический семинар «Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»
методическая разработка

 Гаврилова Ольга Александровна

«Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический семинар22.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.

МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

«Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»

Гаврилова Ольга  Александровна,

учитель начальных классов

п. Дубровка – 2021

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги и организаторы конкурса.  Позвольте представиться: меня зовут  Гаврилова Ольга  Александровна. Я учитель начальных классов и представляю МБОУ Дубровскую № 1 среднюю общеобразовательную школу имени генерал-майора Никитина И.С.  На выбор темы для  конкурсного испытания «Методическая мастерская» повлияла моя  тема по самообразованию, над которой сейчас работаю. Данная тема действительно вызывает у меня огромный интерес. А звучит она так: «Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы».

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

 «Проблема отсутствия мотивации к учебе у школьников становится актуальной,  и ее необходимо обсуждать», заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов 8 декабря 2020 г.  в ходе заседания Всероссийского экспертного педсовета. Кравцов сообщил о том, что школьники перестают хотеть учиться: «Мы видим, есть проблема возможной потери мотивации к обучению. Вот это самое страшное». Он пояснил, что отсутствие у школьника мотивации к учебе усложнит работу педагогов: «Даже не столько те знания, которые не усвоены были, их можно догнать, в принципе. А вот мотивация к обучению, которая является базой, потому что, если не будет мотивации, не будет интереса, сложно будет работать с ребенком».

        Проанализировав статистические данные различных научных педагогических исследований, не сложно заметить, что учебная мотивация при поступлении первоклассников в школу достаточно велика. Но по прошествии года,  данные показатели начинают постепенно снижаться.  Давайте разберемся, почему происходит так, что ребёнок может успешно учиться, но не хочет этого?

        Среди причин можно выделить и некие ошибки родителей:

- Рано отдают в школу, когда ребенок не созрел биологически или психологически;

-Ребенок не посещал дошкольное учреждение, не находился в детском коллективе сверстников. Такому ребёнку гораздо сложнее принимать правила игры, правила поведения и т.д.

Причины снижения мотивации к обучению, зависящие от учителя:

  1. Неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку обучающихся.
  2. Невладение учителем современными методами и приемами обучения.
  3. Неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом.
  4. Особенности личности учителя.

       Отсутствие учебной мотивации часто ведёт к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведёт к отклонениям в поведении.

        Проблема учебной мотивации у младших школьников является предметом  исследований педагогов, ученых на протяжении многих лет.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность, и определяющее его направленность.

Профессиональная обязанность педагога – знать методы и приёмы, способствующие росту мотивации учащихся и успешно применять эти методы на практике.

В. А. Сухомлинский предлагал свои приёмы повышения мотивации:

1. Подбор задач, выходящих за пределы программы.

2. Работа на уроке в оптимальном для детей темпе.

3. Создание ситуации успеха на уроке.

4. Помощь товарищей.

5. Развитие абстрактного мышления.

6. Групповая форма работы.

        На мой взгляд, приёмы Сухомлинского до сих пор актуальны. Но так как образование, да и общество в целом постоянно претерпевает изменения и преобразования, то и методы работы с учебной мотивацией школьников должны совершенствоваться.

         Хочу предложить вашему вниманию «Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы», которые я использую в своей работе:

  1. Наглядность обучения. 

         Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся, проблемное обучение.

              Проблемное обучение  в сравнении с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающему, так как дети работают с  интересом, а, значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.

  1. Создание ситуации успеха.

         В основном через игровую деятельность, различные поручения, организация дежурства и тому подобное.

  1. Проектная деятельность.                                                                       

             После завершения работы над каждым проектом,  дети делятся его результатами. Они непременно должны слышать похвалу и одобрение. Так они обретают уверенность в себе и учатся не бояться трудностей и препятствий, которых немало на пути начинающего школьника. Дети с удовольствием делают и защищают проекты. Из долгосрочных проектов, мы принимаем участие в акции «покормите птиц», организованной ФГБУ «Заповедником  «Брянский лес».

  1. Творческий характер учебно-познавательной деятельности.            Творческую активность дети проявляют не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Стараюсь активизировать учащихся на участие во всевозможных конкурсах различных уровней. И только за 1 полугодие дети уже показали отличные результаты. Становятся призёрами и победителями различных конкурсов.

  1. Привлечение личного опыта учащихся, анализ жизненных ситуаций  при работе над заданиями. 

         При составлении вопросов стараюсь как можно чаще привлекать личный опыт учеников. Например, на уроках математики: Зашла девочка Полина в магазин «Магнит» и купила 2 эскимо и 1 шоколадку. Сколько всего сладостей купила девочка? Дети решают такие задания гораздо охотнее.

  1. Использование ИКТ технологий. 

           Помимо привычных нам ИКТ технологий в виде компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации, очень тесно сотрудничаем с платформой Uchi.ru. Детям и родителям нравится такой формат выполнения различных заданий, участие в олимпиадах, марафонах. Дети показывают отличные результаты. В школе мы обычно на 1 – 2 местах  в рейтинге.

  1. Эмоциональное воздействие. 

          Наше настроение играет немаловажную роль в процессе обучения и воспитания. Я считаю, что к детям недопустимо приходить на урок в гневе, ярости и подавленном состоянии. Но еще страшнее с безразличием.

            Это, пожалуй, основные пути повышения учебной мотивации младших школьников, которые я использую в своей работе. Но более подробно,  хочу остановиться на методе активизации познавательной деятельности учащихся.  В своей работе очень люблю использовать приёмы интерактивного обучения. С одним из них хочу вас познакомить.

         Приём «Жокей и лошадь», автором которого является Я. А. Коменский. Класс делится на две группы: «жокеев»  и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, заданиями, а вторые - с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою лошадь. Данный приём можно применять абсолютно на любом типе урока, даже при изучении нового материала. Самая неприятная черта этого метода – необходимость всему коллективу передвигаться по классу. Это требует определённой сформированности культуры поведения.

    Уважаемые коллеги и члены жюри, надеюсь, данный методический опыт был вам полезен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов через игровую деятельность»

Учителя начальных классов часто сталкиваются с такой проблемой - как  нежелание ребенка учиться, то есть с   низкой учебной мотивацией обучающихся.Как правило, в начале первого класса р...

Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.

Научить ребенка критически мыслить – одна из  задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляютс...

Использование технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Критическое мышление – творческое, рефлексивное мышление, ...

Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Данная статья помогает понять, как научить ребёнка критически мыслить.Какие приёмы использует учитель начальных классов для развития критического мышления у учащихся....

Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов посредством формирования функциональной грамотности

Что сделать, чтобы побудить ребят к учебе?Есть ли способы мотивации учащихся, которые на первых порах не жаждут грызть гранит науки?Мотивационная сфера имеет сложную структуру, в данной статье рассмат...