Педагогический опыт «Современные приемы работы с текстом»
учебно-методический материал

Карачурина Елена Марсовна

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

 «Современные приемы работы с текстом»            СЛАЙД  1

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

А.С. ПУШКИН

Наше современное общество имеет свой идеал современной школы: это место, куда детям хотелось бы ходить с удовольствием, где не задают много заданий, интересно, дают ученикам проявлять свои способности, работают творческие учителя, каждый день учебы – это открытия.   Не об этом ли  писал Александр Сергеевич Пушкин?

Современные дети легко адаптируются к современному информационному миру: осваивают компьютер, их окружает среда, наполненная огромным количеством техники, дети ясельного возраста выбирают для игр настоящий телефон, а не игрушку, не умея читать,  они легко находят в компьютере файлы с играми.  Живут в условиях информационного бума.     

                                                                           

                                                                   СЛАЙД  2    

Информации  не просто много,  она обновляется с космической скоростью, а это ведет к усложнению учебного материала.

Авторы пособия «Как проектировать универсальные учебные действиям» А.Г. Асмолов и др. пишут, о необходимости совершенствования начального образования на современном этапе. Стараясь угнаться за объемом информации, стараясь дать как можно больше знаний, педагоги не уделяют  должного внимания к задаче формирования учебной деятельности, а это приводит к несформированности у учащихся умения учиться. Врачи бьют тревогу: дальнейшее накопление информации в наших учениках приведет к перезагруженности  учащихся.

Несмотря на огромный поток информации, современные дети мало и плохо читают.  Как из огромного потока информации находить самостоятельно нужную и полезную информацию быстро?

Педагог должен не суммировать знания, а вооружать ученика тем инструментом, который можно использовать для получения этих знаний на первых порах с помощью учителя, а потом и самостоятельно, стать исследователями.

В основе разработки современных стандартов лежит представление об образовании как института социализации личности, которые вытекают из основных положений концепции психического развития школы Льва Семеновича Выгодского.                                                  СЛАЙД 3

Определены основные задачи ФГОС  «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта»,

Мне помогает реализовывать  эти задачи   технология развития критического мышления, в которой используются различные приемы работы с текстом.                           СЛАЙД 4

Технология разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скот-том Уолтером.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Льва Семеновича Выготского.              СЛАЙД 5

С ним солидарны были и другие отечественные просветители: Князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…».

П.Ф. Каптерев говорил, что надо «…создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания».

Цель технологии:                                           СЛАЙД  6

  1. Развивать критическое мышление, коммуникативность, креативность (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)
  2. Развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни (умения принимать взвешенные решения; анализировать различные явления и др.)
  3. формировать навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

С помощью каких приемов научить ученика осознанной работе с текстом или информацией?

Я использую несколько приемов.                 СЛАЙД 7

I. Прием «умный карандаш». Работа заключается в следующем:

  1. Прочитайте  задание или вопрос
  2. В задании или вопросе подчеркните слова, которые помогут выполнить задание, которые на ваш взгляд важны – «слова-ключи»;
  3. В тексте подчеркните слова, которые подчеркнули в вопросе.  То есть, выявляем «слова-ключи».

                                                                    СЛАЙД  8

II. Ситуация на уроке бывает и противоречивая. Прочитав задание, учитель спрашивает: всем ли оно понятно – определяем степень осмысления. Задание поняли все, но приступает к выполнению 2/3 класса. Выясняем причину, оказывается, забыли значение слова, определение, а задать вопрос не могут, не могут правильно его сформулировать. Меня выручает следующий прием: «Задай вопрос». Заключается он в следующем:

1. Подчеркнуть слово, которое вызвало затруднение.

2. Задать  вопрос, используя это слово;

3. Сформулировать ответ. Ответ формулируют сами ученики.

Эти приемы применимы на уроках математики и русского языка.                                            СЛАЙД 9

Например, задание в рабочей тетради по  математике 3 класс, авторы В.Г. Дорофеев и др.,

 

«По данным точкам построй многоугольник АВСДЕК. Выполни измерения и вычисли периметр этого многоугольника. Результат вырази в дециметрах и сантиметрах».

Коллеги, назовите слова, которые вызвали затруднение:

Слово – периметр и дециметр                    СЛАЙД    10

Задайте вопрос, используя эти слова.          СЛАЙД    11

III. Прием, который я использую на уроках литературного чтения: «Представь, что…».

В рабочих тетрадях встречаются задания, когда ученикам предстоит написать отзыв,  определить основной смысл сказки и ту мудрость, которую хотели передать писатели, дать характеристику главному герою. Алгоритм выполнения задания в рабочих тетрадях имеется. Когда главный герой общепризнан, доказать это не трудно, а вы попробуйте главным героем сделать другой персонаж. Сказка «Горшок каши» Бр. Гримм «Представьте, что главный герой - Горшок каши».

«Спящая красавица» - «Представьте, что главный герой - Зеркало».

Главным героем может стать любой предмет, как например в сказках Ганса Христиана Андерсена.  

Или «Представьте, что отрицательный герой – это положительный». Дети в произведении найдут столько аргументов, о которых мы и не догадывались. Важность этого приема в том, что от внимания детей не ускользают даже детали.

                                                                СЛАЙДЫ 13-14-15

IV. На уроках обобщения, закрепления удобен прием «Кластер» -«Маркировка текста», прием который известен и применяется многими педагогами.

или рисуночные формы. Суть этого приёма в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово - тем, а по сторонам от неё фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные.

Рисунки можно использовать не только для улучшения работы на уроке и подведения итогов, но также и для пробуждения интереса к теме занятия, побуждения детей к дальнейшему исследованию. Кроме этого, кластеры могут превратить урок в увлекательную игру. Помогают устанавливать причинно – следственные связи.

                                                                          СЛАЙД   16

V. Прием «Путешествие» на уроках окружающего мира, литературы. С помощью этот приема на одном уроке можно обобщить знания нескольких тем раздела, удобен при отставании  прохождения учебного материала, т.к. можно воспользоваться опережающим обучением. Суть приема:

                                                                       СЛАЙД  17

1. Разбиваете учеников предварительно на группы;                

2. Каждая группа получает задание: подготовить сообщение о государствах: Древняя Греция, Древний Египет, Китай;

3. Учитель готовит информацию об этих странах и картинки.

4. На уроке из большого объема информации  ученики отбирают информацию по алгоритму, в зависимости от цели урока и задач, которые вы поставили.

5. Вся информация размещается на шляпах или чемоданах путешественников.                           СЛАЙД    18

6. презентация шляпы или чемодана              

                                                               СЛАЙД    19

Использование приемов развития критического мышления приводит к следующим результатам:

  1. Для высокой мотивации учащихся к образовательному процессу ищу, что бы было интересно, использую игровые моменты – прием «Путешествие»
  2. возрастанию мыслительных возможностей, гибкости мышления – прием «Представь, что…»
  3. развивает способности самостоятельно строить понятия – «Кластер», «Представь, что….».  Они опираются на детскую фантазию.

В итоге у детей развивается способность  находить нужную информацию, отбирать, корректировать, анализировать её.

Все приемы работы с информацией формируют толерантность – терпимость, принимать точку зрения другого человека; коммуникативность -  работать совместно в группах.

Что же дали мне и моему классу использование эти приемов работы с текстом или информацией?  Меняются стандарты – меняется и мониторинг личных достижений учащихся.

В своем классе я добиваюсь положительного результата при выполнении комплексных работ:                    СЛАЙД  20

уровень

2012-2013

2013-2014                  2014-2015

Высокий

18%

24%                                  34%

Средний

25%

29%                                  40%

Базовый

30%

41%                                  20%

Итого

справились

65%

94%                                    94%

Как видим, повышается не только уровень оценивания, но и количество тех, кто справился с заданиями.

                                                                            СЛАЙД   21

Своим опытом я делюсь с коллегами на методических советах школы, даю открытые уроки.  С моими публикациями можно познакомиться на моем сайте.  

                                                                                    СЛАЙД  22

«Не уставайте задавать вопросы. Любознательность имеет особое право на существование. Человек не может не испытывать благоговейного трепета, созерцая тайны жизни и вечности, удивительное устройство окружающего мира. И хорошо, если каждый день находится кто-то, пытающийся понять хоть самую малость из этого таинства. Не утрачивайте с годами святой любознательности». Альберт Энштейн.

Спасибо!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные приемы работы с текстом Карачурина Елена Марсовна - учитель начальных классов МБОУ «Кунашакская СОШ»

Слайд 2

Скорость обновления информационного объема возрастает; Усложнение содержания учебного материала; Перезагруженность учащихся начальной школы « Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова

Слайд 3

Современные требования ФГОС: «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта»

Слайд 4

Технология развития критического мышления разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скот-том Уолтером Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов

Слайд 5

Князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». П.Ф. Каптерев говорил, что надо «…создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания».

Слайд 6

Цель технологии Развивать критическое мышление, коммуникативность, креативность; Развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни (умения принимать взвешенные решения; анализировать различные явления и др.) Формировать навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Слайд 7

Прием «Умный карандаш» Прочитать задание или вопрос; В задании или вопросе подчеркнуть слова, которые помогут выполнить задание, которые на ваш взгляд важны – «слова-ключи»; В тексте подчеркнуть слова, которые подчеркнули в вопросе, то есть, выявить «слова-ключи».

Слайд 8

Прием «Задай вопрос» Подчеркнуть слово, которое вызвало затруднение; Задать вопрос, используя это слово; Сформулировать ответ. (применим на уроках математики и русского языка).

Слайд 9

Прием «Задай вопрос» «По данным точкам построй многоугольник АВСДЕК. Выполни измерения и вычисли периметр этого многоугольника. Результат вырази в дециметрах и сантиметрах». Математика, авторы В.Г. Дорофеев и др., рабочая тетрадь, 3 класс

Слайд 10

Прием «Задай вопрос» «По данным точкам построй многоугольник АВСДЕК. Выполни измерения и вычисли периметр этого многоугольника. Результат вырази в дециметрах и сантиметрах». Математика, авторы В.Г. Дорофеев и др., рабочая тетрадь, 3 класс

Слайд 11

Прием «Задай вопрос» Что такое периметр ? Как находим периметр ? Что такое дециметр ?

Слайд 12

Прием «Представь, что…» «Представь, что главный герой сказки – Горшок каши » (Братья Гримм «Горшок каши»; «Представь, что главный герой сказки - Зеркало » (Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов») «Представь, что отрицательный герой – это положительный герой »

Слайд 13

Прием«Кластер», «Маркировка текста» или рисуночные формы В середине листа записывается или зарисовывается основное слово - тема По сторонам от основного слова фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные (применяется на уроках обобщения, закрепления, сообщения новых знаний)

Слайд 14

Прием«Кластер», «Маркировка текста» или рисуночные формы

Слайд 15

Прием«Кластер», «Маркировка текста» или рисуночные формы

Слайд 16

Прием «Путешествие» С помощью этот приема на одном уроке можно обобщить знания нескольких тем раздела, удобен при отставании прохождения учебного материала, т.к. можно воспользоваться опережающим обучением. (на уроках окружающего мира, литературы)

Слайд 17

Прием «Путешествие» 1. Разбиваете учеников на группы; 2. Каждая группа получает задание: подготовить сообщение; 3. Учитель готовит информацию и картинки; 4. На уроке из большого объема информации ученики отбирают информацию по алгоритму, в зависимости от цели урока и задач, которые вы поставили; 5. Вся информация размещается на шляпах или чемоданах путешественников.

Слайд 18

Прием «Путешествие»

Слайд 19

Результаты: высокой мотивации учащихся к образовательному процессу; возрастанию мыслительных возможностей, гибкости мышления; развивает способности самостоятельно строить понятия; развивает способности находить нужную информацию, отбирать, корректировать, анализировать её; принимать точку зрения другого человека; работать в группах.

Слайд 20

Результат класса Комплексные работы:

Слайд 21

«Не уставайте задавать вопросы. Любознательность имеет особое право на существование. Человек не может не испытывать благоговейного трепета, созерцая тайны жизни и вечности, удивительное устройство окружающего мира. И хорошо, если каждый день находится кто-то, пытающийся понять хоть самую малость из этого таинства. Не утрачивайте с годами святой любознательности». Альберт Энштейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приемы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников

Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие гибкости и к...

Из опыта работы "Приемы работы с текстом"

Из опыта работы "Приемы работы с текстом"...

Презентация "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления" 

Презентация к мастер-классу  "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"...

Приемы работы с текстом

Описание некоторых премов работы с текстом...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...