Выступление на МО "Готовность первоклассников к обучению в школе, результаты диагностики"
материал

Спевакова Ольга Владимировна

Доклад на тему: "Готовность первоклассников к обучению в школе, результаты диагностики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Доклад на тему: «Готовность первоклассников к обучению в школе, результаты диагностики»

Подготовила Спевакова О. В.,

педагог-психолог

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа для ребенка становится чем-то новым и неизвестным. Она задает такие требования в жизни ребенка, с которыми он раннее не сталкивался.

Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное понятие, которое включает в себя такие компоненты, как эмоциональная, социальная, когнитивная готовность.

Эмоциональная готовность больше относится к самооценке ребенка. Как правило, у дошкольника высокая самооценка и высокий уровень притязаний. Ребенок считает, что он самый хороший и у него все дела получаются замечательно. И эта самооценка формируется под влиянием взрослых. К началу школьного обучения, самооценка должна стать более адекватной - ребенок по прежнему считает себя самым лучшим, но должен разделять себя и результат деятельности. Столкнувшись с трудностями, ребенок должен понимать, если какое-то задание у него получается плохо, то не он плохой, а он плохо старался, а если постараться и приложить еще пару усилий, то все получится. У ребенка необходимо формировать адекватную самооценку.

Эмоциональная привязанность к учителю также играет немаловажную роль. В жизни ребенка появляется еще один важный человек – это учитель. Возникает крепкая эмоциональная привязанность.

Следующий компонент готовности к школе - социальный. Он тесно связан  с эмоциональным. Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного начала обучения по любой программе начальной школы. В первые недели школьного обучения, когда у учащихся ещё не сформированы элементарные навыки учебной деятельности, они выполняют задания по шаговой инструкции учителя. Постепенно по мере усвоения действий самоконтроля и самооценки, их деятельность становится более самостоятельной.

Школьная жизнь включает в себя участие ребёнка в классных делах. Ребёнок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтому к социальной готовности относится способность ребёнка понимать смысл правил поведения, готовность следовать этим правилам. Важно научить детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций. И самое главное ребёнок должен чувствовать себя частью класса.

Следующий компонент  - это когнитивная готовность.  Учебный процесс устроен так, что при объяснении каких либо явлений, часто возникает необходимость связать с тем, что изучалось раннее. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребёнок запоминал увиденное, услышанное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти. Поэтому, краткосрочная слуховая память, визуальная память, являются важной предпосылкой успеха учебной деятельности.

    Мы с Вами сейчас разберем результаты готовности ребят к школьному обучению, которые представлены в общей таблице.

Результаты диагностики психологической готовности к школе

Методики

Параметры

Критерии

Количество  обучающихся в %

Методика: умение ориентироваться в окружающем мире,  запас знаний, отношение к школе

Сведения об окружающем мире

Высокий

 

36%

Средний

46%

Низкий

18%

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов /Н.И.Гуткиной

Мотивация

Познавательная

82 %

Игровая

18%

Методика; умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе

Отношение к школе

Положительное

82 %

Безразличное

18%

Негативное

Методика исследования уровня восприятия /З.В.Дощицына/

Интеллектуальное  развитие: зрительное восприятие

Высокий

82 %

Средний

Низкий

18%

Интеллектуальное  развитие: слуховое восприятие

Высокий

36 %

Средний

55 %

Низкий

9 %

Методика исследования уровня восприятия /З.В.Дощицына/

Уровень произвольного внимания

Высокий

27 %

Средний

55 %

Низкий

18 %

Запоминание 10 слов / по А.Л. Лурия/

Объем слуховой памяти

Высокий

27 %

Средний

55 %

Низкий

18 %

Запоминание картинок

Объем зрительной памяти

Высокий

18 %

Средний

55 %

Низкий

27 %

Методика «Составь квадрат», «четвертый лишний»

Невербальное мышление

Высокий

27 %

Средний

55 %

Низкий

18 %

Методика «последовательные картинки», аналогии

Вербальное  мышление

Высокий

64 %

Средний

27 %

Низкий

9 %

Методика «домик» /Н.И.Гуткиной/, Тест Керна-Йерасека

Развитие мелкой моторики руки

Высокий

55 %

Средний

27 %

Низкий

18 %

Наблюдение во время обследования, беседа с воспитателями, родителями

Ассиметрия рук

Правша

100 %

Левша

Амбидекстр

Методика «да и нет» /Н.И.Гуткина

Произвольная регуляция

Высокий

55 %

Средний

27 %

Низкий

18 %

Методика оценка эмоциональных реакций

Работоспособность

Высокий

18 %

Средний

55 %        

Низкий

27 %

Методика «Лесенка»

Уровень самооценки

Завышенная

Адекватная

91 %

Заниженная

9 %

Оценка эмоциональных реакций

Тревожность

Высокий

Средний

27 %

Низкий

73 %

Тест Керна-Йерасека

Уровень школьной зрелости

Выше среднего

36 %

Средний

46 %

Ниже нормы

18 %

Общая готовность

Готов

82 %

Условно готов

9 %

Не готов

9 %

Анализируя вышеуказанные данные можно сделать вывод о том, что в области формирования представлений об окружающем мире чувствуется неплохая подготовка детей. По наводящим вопросам дети могут объяснить почему происходят те или иные изменения в окружающем мире, установить элементарные причинно-следственные и пространственно-временные связи, назвать домашних  и диких животных, растения, времена года, названия месяцев, дней недели, имена родителей, село где проживают. Анализ первоначальных учебных умений позволяет сделать вывод о том, что большинство детей умеют слышать и принимать задание учителя, слушать ответы одноклассников, адекватно оценивать собственную работу и ее результат.

Все дети с желанием посещают школу, не испытывают перед ней чувства страха. Но недостаточно сформированы навыки самообслуживания, самоорганизации:

-не умеют организовать свое рабочее место;

-прибрать за собой после рисования или лепки;

-не контролируют где и как лежат их вещи.

Также есть один ребенок, который имеет сниженные или низкие результаты практически по всем показателем. Данный ребенок не готов к обучению и была дана рекомендация обратиться в ПМПк для решения дальнейшего общеобразовательного маршрута.

Таким образом, можно говорить о том, что дети имеют разный уровень готовности к началу обучения в школе, к общению, к взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками.

Важно учитывать фактор готовности родителей к школьному обучению их детей. Главная забота родителей - поддержание, развитие стремления учиться, узнавать новое. В этом заключается развитие мотивации.    Видя интерес родителей, ребёнок вспоминает, что на уроке, в перемену происходило. Такое участие и интерес положительно скажутся на развитие познавательных способностей ребёнка.

Пути преодоления трудностей во время адаптационного периода первоклассников

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни ребенка. Поступление в школу – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Но для некоторых детей поступление в школу может стать трудным испытанием. И этому виной могут выступать следующие причины:

  • режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
  • коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
  • проблемы взаимоотношений с учителем;
  • проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:

  • несформированности элементов учебной деятельности;
  • несформированности мотивации учения;
  • неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;
  • неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

В среднем период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода, но может затягиваться и на год. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. на данном периоде очень важна поддержка родных.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно. Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед классом недостатки и ошибки отдельных учащихся.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п. Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует, активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.

Итак, школьное обучение в начальных классах - не такое уж легкое занятие. Поэтому, в первую очередь, учителям и родителям следует набраться терпения, чтобы как можно мягче устранить трудности, с которыми сталкивается ребенок на первом этапе его школьного обучения, - сложности в овладении навыками чтения, счета и письма, тем самым обеспечив его будущее успешное образование. Вот признаки успешной адаптации:

  • Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  • Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  • У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  • Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе)

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, который вводится во всех школах России с 2011 года, поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начальног...

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО.  Результаты адаптации первоклассников...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...

Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации обучающихся.

В данной работе даётся описание психологической готовности первоклассников к обучению в школе и результаты адаптации обучающихся (2018-2019 учебный год)....

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников»

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов: физиологическая готовность, интеллектуальная подготовка, эмоционально-волевая зрелость, социально-личност...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...

Пояснения к форме представления результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе «Результаты обследования учащегося 1-го класса в начале учебного года»

Пояснения к форме представления результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе «Результаты обследования учащегося 1-го класса в начале учебного года»...