ПК 4.5
учебно-методический материал

Симакова Вероника Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Симакова В.А. Всероссийские и областные конкурсы исследовательских работ для младших школьников

Слайд 2

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп "Свет познания" В конкурсе может принять участие каждый ученик с 1-го по 11-й класс совместно с педагогом-научным руководителем https://open-hands.ru/svet-poznaniya

Слайд 3

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских работ «Юниор – 2022» Возраст участников не регламентируется. https://ftscience.ru/unior2022/

Слайд 4

XVII Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1–8-х классов «Интеллектуалы XXI века» Категория участников: учащиеся 1–2-х классов; учащиеся 3–4-х классов; учащиеся 5–8-х классов https://chel-dpsh.ru/component/k2/item/4040-xvii-gorodskoj-konkurs-uchashchikhsya-1-8-kh-klassov-intellektualy-xxi-veka

Слайд 5

Открытый международный конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов “ECO Life” Обучающиеся и педагоги всех уровней образования (высшего, среднего профессионального, общего среднего и начального образования) https://sowa-ru.com/eco-life-21-22/

Слайд 6

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся " Юный исследователь " Участники : учащиеся общеобразовательных учреждений 1-4 классов . https://manfuture.ru/unis


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://chgpk.ru/olga/k43456465.png

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

В. А. Симакова, А. С. Фаизова

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

https://miro.medium.com/max/1071/0*gdVCcKut-hcyeHvB.jpg

Челябинск, 2021

http://chgpk.ru/olga/k43456465.png

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

В. А. Симакова, А. С. Фаизова

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Челябинск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

 Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.

5

Агрессивное поведение младших школьников в представлении  педагогов - психологов

9

Рекомендации по профилактике агрессии ребёнка для родителей

14

Рекомендации для учителей по работе с агрессивными детьми

17

Памятка «Как вести себя, когда ребенок проявляет агрессию?»

18

Упражнения для индивидуальной работы с агрессией детей младшего школьного возраста

21

Подвижные игры

23

Игры за партами

25

Памятка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми

27

Список литературы

28


Пояснительная записка

Проблема агрессивного поведения детей весьма ак­туальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше.

Агрессивность – довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. Особенно тревожит тот факт, что агрессивные проявления у детей наблюдаются уже в начальной школе, от чего страдают и дети, и их учителя, и родители. Школьники могут обижать взрослых, своих сверстников и детей более младших по возрасту, а также животных.

Агрессия может проявиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций, возникающих в процессе общения, но иногда она проявляется и без видимой причины. Часто можно наблюдать 7 – 10-летних детей, которые задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку, изо всех сил нападая на своих соперников, которые еще несколько минут назад были их друзьями. При этом в младшем школьном возрасте детские ссоры не обязательно всегда заканчиваются дракой. В отличие от дошкольников, дети 7 – 10 лет способны демонстрировать вербальную агрессию, «уничтожая» своего соперника с помощью слов.

Но, тем не менее, не нужно забывать о том, что агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке, понимании, помощи и поддержке взрослых, потому что агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее вокруг него.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. И эта проблема для него неразрешима, ведь такие дети не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир настроен против них. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Поэтому главная задача учителей и родителей заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Изучение проявления агрессивности на протяжении младшего школьного возраста важно для разработки психологических стратегий, направленных на контроль и предотвращение её острых форм.

С проблемой детской агрессии в младшем школьном возрасте сталкиваются всё чаще и чаще. Многие учителя и родители встречаются с сложностями во взаимодействии с такими детьми и в итоге либо становятся жертвами их агрессии, либо закрывают глаза на происходящие, не воспринимая проблему в серьёз. Целью нашего методического пособия стало предотвращение подобных ситуаций.

Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей. Оно поможет преодолевать трудности при обучении и воспитании младших школьников с агрессивным поведением.

Пособие содержит основную информацию о детях с агрессивным проведением, методические рекомендации по работе и профилактике агрессии детей младшего школьного возраста, упражнения для   индивидуальной работы с агрессивными детьми, групповые и индивидуальные игры для занятий с детьми, проявляющими агрессивное поведение.


Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте

Одной из главных трудностей взаимоотношений является агрессивное поведение. Проявления детской агрессии является одной из наиболее острых проблем для общества в целом.

Особое внимание уделяется проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, ведь именно они наиболее восприимчивы к деструктивным внешним воздействиям: средствам массовой информации, киноиндустрии, компьютерным играм, пропагандирующим агрессию.

Говорить об агрессивности ребенка можно, если он часто спорит и ругается со сверстниками и взрослыми, теряет над собой контроль, игнорирует принятые правила, специально раздражает окружающих, отказывается признавать свои ошибки, часто сердится, завидует сверстникам, подозрителен, мстителен, негативно настроен к окружающим. Значимость исследования агрессивного поведения младших школьников определена существенными проблемами общественной жизни.

Рост проявлений агрессивности в школьной среде отражает одну из самых острых социальных проблем современного общества, в котором в последнее время существенно возросло число случаев с применением физических воздействий, подкрепленных отрицательными эмоциями. Одновременно беспокоит рост агрессивной направленности против личности, который влечет за собой тяжкие последствия, как для жертвы, так и для самого агрессора.

Внимание ученых к различным видам и уровням личностных изменений детей младшего школьного возраста и особенностей их агрессивного поведения является весьма высоким и значимым на протяжении многих лет.

Проблемой агрессивного поведения личности занимались такие ученые, как С.В. Еникополов, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева, З. Фрейд и др.

В трудах ученых подробно представлены особенности проявления агрессивного поведения у детей. Но, не смотря на большое количество исследований данной проблемы, интерес к ней не угасает.

Существуют различные причины и формы агрессивного поведения детей. Оно наблюдается в возрастные кризисы (один год, три года, семь лет, десять лет и т.д.). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме, а также быть средством привлечения внимания, выходом накопленного напряжении. В большинстве случаев, ребенок не имеет поведенческого опыта, поэтому не знает как поступить и единственным выходом видит проявление агрессии.

Существенными причинами появления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста являются:

• стремление привлечь к себе внимание;

• стремление получить желанный результат;

• стремление быть главным;

• защита и месть;

• желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть

собственное превосходство.

Часто причиной проявлений детской агрессивности является семья. Если детство ребенка сопровождается агрессивным поведением родителей в повседневных жизненных ситуациях, то в итоге у него формируется чувство опасности и недоброжелательности окружающего мира, ребенок начинает проявлять агрессию, и она становится принципом его жизни. Еще причинами агрессивного поведения могут быть особенности характера младшего школьника, например, вспыльчивость, раздражительность и другие.

Существует две формы проявления агрессивного поведения у младших школьников:

недеструктивная агрессивность – это механизм удовлетворения потребности, достижения цели и способности к адаптации. Такая форма агрессивного поведения стимулирует ребенка к конкуренции в обществе, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя;

враждебная деструктивность – это не просто враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовлетворение от этого. Результатом такого поведения обычно являются конфликты, фиксация агрессивного поведения, снижение адаптивных возможностей ребенка и формирование агрессивности чертой личности.

К психологическим особенностям, провоцирующим агрессивное поведение детей младшего школьного возраста, относятся:

• слабое развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

• низкий уровень саморегуляции;

• низкая самооценка;

• разлад в отношениях со сверстниками.

Дети, проявляющие агрессивность обычно импульсивны, вспыльчивы и раздражительны. Преобладающими чертами эмоционально-волевой сферы таких детей являются эмоциональная неустойчивость, тревожность, конфликтность, враждебность, низкая способность к самоконтролю.

Агрессивное поведение часто наблюдается в ситуациях, когда требуется защита собственных интересов и потребность отстоять собственное превосходство. И.А. Фурманов выделил две формы агрессивного поведения детей:

1. Социализированная – наблюдается у детей, не имеющих психических нарушений, но у них присутствует низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Эти дети обычно используют форму агрессивного поведения с целью привлечь внимание, поэтому чрезмерно выражают собственные агрессивные эмоции (кричат, ругаются, разбрасываются вещами).

Преимущественно, такое поведение направлено на получение эмоционального отзыва от окружающих или отражает желание контактировать со сверстниками. Получив внимание, они успокаиваются и прекращают свои агрессивные проявления.

У таких детей проявления агрессивности кратковременны, не жестоки и определены обстоятельствами. Агрессивное поведение носит непроизвольный характер, враждебные поступки вскоре сменяются дружелюбными. Дети младшего школьного возраста предпочитают проявлять физическую агрессию (прямую или косвенную), непосредственно яркие эмоции наблюдаются в момент совершения поступков, а затем быстро гаснут. Такие дети имеют очень низкий статус среди сверстников – их обычно не замечают, не принимают в свои микро-группы, совершенно избегают.

2. Несоциализированная – наблюдается у детей, страдающих различными психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения и др.) с негативными эмоциональными состояниями. У данных детей отрицательные эмоции и враждебность, которая их сопровождает, могут возникать внезапно, а могут быть рефлексом на стрессовую ситуацию. Такие дети обладают высоким уровнем тревожности, эмоциональной напряженностью, склонностью к возбуждению. Внешне это проявляется в виде вербальной и физической агрессии.

Эти дети не ищут контакта с одноклассниками, обычно не могут доступно объяснить причины собственных поступков. Обычно с помощью агрессивных действий они сбрасывают эмоциональное напряжение или получают удовольствие от причинения вреда другим.

К факторам, способствующим появлению агрессивного поведения у младших школьников, можно отнести:

индивидуальные – являются психобиологическими предпосылками агрессивных проявлений, затрудняющих адаптацию ребенка к новым условиям жизни, включая обучение в школе;

психолого-педагогические – несовершенства семейного и школьного воспитания;

социально-психологические – неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с окружающими;

личностные – отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим формам воспитания семьи, школы, вдобавок личные ценностные ориентации и навык к регулированию своего поведения;

социальные – определяются социально-экономическими условиями.

В результате анализа литературы выяснилось, что на социализацию агрессивного поведения влияют два главных фактора:

1. взаимоотношения и поведение родителей;

2. подкрепление агрессивного поведения со стороны окружающих.

Агрессивное поведение младших школьников в представлении  педагогов - психологов

В.С. Савина в своих исследованиях пришла к выводам, что:

  1. Основными причинами агрессивного поведения детей младшего школьного возраста являются:
  • невозможность удовлетворения потребностей в самостоятельности, в достижении успеха, что способствует нарастанию внутриличностного конфликта и к агрессивному поведению, как способу его разрешения;
  • стремление к лидерству, завышенная самооценка;
  • Нравственный климат семьи; взаимоотношения между взрослыми и ребенком;

2. В младшем школьном возрасте агрессивное поведение выражается в форме физической агрессии, раздражения, чувстве вины, негативизма, подозрительности, притом косвенная и вербальная агрессия выражены менее всего;

3. Давление авторитета взрослых вызывает у младших школьников чувство вины, которое сопровождается внутренним напряжением. Отсюда появляется враждебность как результат принятия социальных норм, что является источником «бунта»;

4. Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте связаны с гендерными особенностями. Мальчики проявляют агрессию в форме физической и вербальной агрессии, а девочки – в форме чувства вины, угрызений совести.

Так же в исследованиях Н.А. Дубинко отмечается, что агрессивное поведение детей младшего школьного возраста в основном выражается в таких формах, как:

• враждебность – характеризуется узкой направленностью и наличием определенного объект;

• жестокость – является чертой личности, которая выражается в стремлении к причинению страданий людям, животным и выражается в действиях, словах, фантазий соответствующего содержания;

• демонстрация – показ возможности нападения.

По мнению С.Н. Ениколопова , сложившаяся на сегодняшний день в обществе система воспитания детей, предъявляемые к ним требования, отношения взрослых к детям не учитывают особенностей развития личности, что приводит к конфликтам с детьми, у которых сильно развита потребность в самостоятельности, самореализации, отказа от опеки. Критическое отношение к себе и окружающим приводит к тому, что младший школьник сопротивляется ханжеству взрослых и их лживым поступкам.

Дети младшего школьного возраста ждут понимания и доверия со стороны взрослых. Они пытаются играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Между тем у взрослых утвердилась позиция, которая затрудняет развитие социальной активности младших школьников.

В результате между взрослыми и детьми только возрастает психологический барьер, и чтобы его преодолеть, многие дети проявляют агрессию.

На агрессивное поведение детей младшего школьного возраста могут влиять особенности его темперамента. Также, агрессивное поведение может проявиться при необходимости защитить себя или удовлетворить собственные потребности в ситуации, когда ребенок не видит другого выхода, кроме драки или оскорблений. Тем более что для некоторых детей участие в драках является сложившейся линией поведения в некоторых социальных группах.

Иными словами, у детей младшего школьного возраста в силу сложности и противоречивости их особенностей, внутренних и внешних факторов их развития могут возникать ситуации, нарушающие естественный ход развития личности, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивного поведения.

Еще одной частой причиной агрессивного поведения детей младшего школьного возраста является педагогическая запущенность. Проявляется в нарушении поведения и в школьной недисциплинированности. Причины педагогической запущенности:

• задержка в развитии познавательной сферы;

• недостаток в развитии эмоционально-волевой сферы;

• нарушения в мотивационно-личностной сфере.

Основные причины школьной неуспеваемости:

• неустойчивость психики, отсутствие воли, низкая стрессоустойчивость;

• неадекватное реагирование, смысловые барьеры, отсутствие нравственности, искажение жизненного смысла, потеря самоидентичности.

Уровень агрессивного поведения младших школьников может изменяться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивное поведение становится устойчивым. Этому может поспособствовать несколько причин, например, положение ребенка в школе, которое его не удовлетворяет; враждебные отношения с одноклассниками, отрицательное взаимодействие с педагогами и родителями и т.д. Постоянность агрессивного поведения младших школьников может объясняться тем, что дети несколько иначе понимают поведение окружающих людей и оценивают его как враждебное.

К основным причинам проявления агрессивности детей младшего школьного возраста можно отнести скудность ценностных ориентаций, отсутствие хобби, бедность и изменчивость интересов. Таким детям часто свойственна повышенная тревожность, внушаемость, склонность к подражанию, неадекватна самооценка, озлобленность по отношению к взрослым и сверстникам, а также страх перед социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить решение в трудных ситуациях, преобладание защитных механизмов над другими, которые регулируют поведение. Однако некоторые дети младшего школьного возраста проявляют агрессию только для поднятия престижа, проявления своей самостоятельности, взрослости.

В своих исследованиях И.А. Фурманов отмечает, что причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста разнообразны, но в основном они зависят от факторов, относящихся к семейному воспитанию. Ниже представлены самые распространенные из них:

• неправильная реакция родителей на поведение ребенка, которое их не устраивает;

• дисгармония в отношениях в семье;

• контроль и наказания со стороны родителей;

• отсутствие эмоциональной привязанности между родителями и детьми;

• равнодушие к детям;

• установка правил по отношению к детям и не соблюдение родителями этих же правил;

• использование родителями таких воспитательных методов, как угрозы, лишение любви и ласки, ультиматумы.

Фиксации агрессивного поведения младших школьников способствуют реакции со стороны взрослых – безразличие, минимизация коммуникации, нетерпимость и авторитетность и т.д. Соответственно, снижению и устранению агрессивного поведения младших школьников способствуют желание и умение слушать, добрый взгляд, ласковое слово, непосредственное участие в жизни ребенка и т.д.

Часто источником агрессии детей младшего школьного возраста является воспитание в семье. Если отношение к ребенку строгое, жестокое и агрессивное, то для него это становится нормой, и он также относится к окружающим. Если в семье родители агрессивно настроены друг к другу, то ребенок может копировать такое поведение. Если в семье относятся к ребенку слишком мягко без ограничений и рамок, то ребенок в последующем 20 не будет знать правил поведения. И как следствие, агрессивное поведение может стать нормой.

Так же в младшем школьном возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Дети в этот возрастной период пытаются занять новую социальную позицию, которая будет удовлетворять их потребности и возможности. При этом социальное признание, одобрение, принятие взрослых и сверстников становится для них жизненно важным. Наличие этих факторов дает младшим школьникам чувство собственной ценности. По этой причине задатки агрессивного поведения детей младшего школьного возраста формируются, как правило, в семье, взаимоотношениях ее членов.

Таким образом, можно разделить причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста на внутренние: ограниченность коммуникативных навыков, приемов саморегуляции, самооценки, несформированность умения устанавливать межличностные контакты, привлечение внимания к себе, способ получить желаемое, стать лидером или отомстить; и внешние: реакции со стороны взрослых, микроклимат в семье, взаимоотношения со сверстниками.

Коррекция и профилактика агрессивного поведения у младшего школьника

Коррекция агрессивного поведения осуществляется в следующих направлениях:

  • Ослабление или устранение агрессивного поведения;
  • Развитие способности понимать свои чувства;
  • Уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;
  • Формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;
  • Развитие способности расслабляться;
  • Развитие способности самоутверждаться;
  • Развитие эффективных социальных навыков (например, конструктивного разрешения конфликтов).

Конечно же без постоянной коррекции и профилактики занятия не принесут должного эффекта. На основе анализа методической литературы и личного опыта учителей и родителей нами были выведены наиболее эффективные рекомендации.

Рекомендации по профилактике агрессии ребёнка для родителей

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку.  Ниже представлены наиболее действенные рекомендации по профилактике агрессии.

1. Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

2. Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.

3. Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

4. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

5. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

6. Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью крика и грубой физической силы, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Необходимо учить ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда взрослый рассержен, важно сдерживать гнев, но высказать свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. – он будет так же вести себя с другими детьми.

Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Самое главное – научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева:

  • пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил;
  • предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и рукам специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать

все слова, которые хочется высказать в гневе;  

  • дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти. Это помогает успокоиться.
  • можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, и тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

  • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
  • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие

отталкивают;

  • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
  • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
  • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает;
  • научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет;
  • очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.    

Рекомендации для учителей по работе с агрессивными детьми

  • Доверие к ребёнку - основное правило.
  • Старайтесь быть примером для ребенка.
  • Уважайте ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
  • Не обманывайте ребенка.
  • Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
  • Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
  • Выход из безвыходного положения - шутка.
  • Работа с агрессивными детьми – это совместная, трудоемкая работа и учителя, и родителей.
  • Агрессивные дети часто бывают вооружены.
  • Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова — это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
  • Общение на равных, но не впадать в зависимость от них.
  • В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
  • Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
  • Обсуждайте поведение только после успокоения.
  • Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
  • Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Серёжа , ты расстроился, потому что ... . Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
  • Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
  • «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
  • Свое плохое настроение не разряжать на нем.
  • Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

Памятка «Как вести себя, когда ребенок проявляет агрессию?»

1. В случае незначительной агрессии – спокойное отношение.

- переключение внимания, например, предложение какого-либо задания: «Помоги мне, пожалуйста достать книгу, ты же выше меня»;

- позитивное обозначение поведения: «Ты сердишься потому, что ты утомился»;

- полное игнорирование реакций.

2. Акцентирование внимания на поведение, а не на личность.

После того, как ребенок успокоится, можно обсудить с ним его поведение. Следует описать его действия, слова, не давая при этом никакой оценки. Обсуждать только конкретные факты, которые происходили «здесь и сейчас». Постараться продемонстрировать, что агрессия больше всего вредит ему самому. Один из приемов снижения агрессии – это установление обратной связи:

- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

- раскрытие мотивов поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать, что ты сильнее?»);

- озвучивание своих чувств по отношению к поведению ребенка («Мне не нравится, когда со мной грубо разговаривают», «Я злюсь, когда на меня громко кричат»);

- апелляция к правилам поведения («Мы с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь, взрослый должен проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность. Ребенок должен понять, что родители (педагог) хорошо относятся к нему самому, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Несмотря на то, что, когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых негативные эмоции, взрослым нужно признать естественность и нормальность этих переживаний. Когда взрослый управляет своими эмоциями, то не подкрепляет агрессивное поведение ребенка и сохраняет с ним хорошие отношения. А также транслирует, как можно и нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Это одна из главных задач взрослого, которая стоит на первом месте. Однако, взрослые часто допускают ошибки, которые только усиливают напряжение и агрессию:

- повышение голоса;

- демонстрация власти («Будешь делать так, как я скажу!»);

- высмеивание, сарказм;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- «чтение морали»;

- наказание или угроза наказания;

- сравнения ребенка с другими детьми не в его пользу;

- обобщения («Вы все одинаковые!», «Ты, как всегда…»);

- команды и давление;

- оправдания, подкуп, награды.

5. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признавать свою неправоту. Страшнее всего для него – публичное осуждение. Используя различные защитные механизмы поведения, дети стараются этого избежать. Необходимо:

- публично минимизировать вину («Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь»), но в личной беседе показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить компромисс.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Это самое важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющего показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- внимательное (активное) слушание. Это слушание, без анализа и оценок, позволяющее собеседнику высказаться. Все, что необходимо – это поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

- прояснение ситуации наводящими вопросами;

- признание чувств ребенка;

- юмор.

Дети очень быстро и охотно перенимают модели конструктивного поведения. Главное – искренность взрослого и соответствие его действий словам.

Упражнения для индивидуальной работы с агрессией детей младшего школьного возраста

Упражнение «Добрый и злой мячик»

Цель: направлено на рефлексию агрессивного ребенка.

Ребенку дают мяч (например, теннисный), просят его со всей силы ударить мяч об стенку и поймать его. Мяч с силой отлетает в ребенка. Затем, ребенка просят ударить мяч ласково. Мяч прилетает обратно в руки. Во время игры с ребенком проводится беседа о том, что как кинешь мячик, так он и вернется. Этот вывод необходимо помочь ребенку перенести на социальные ситуации общения: «Как относишься к людям, так и они в ответ относятся к тебе».

Упражнение «Апельсин»

Цель: обучить ребенка управлять своим гневом и снизить уровень личностной тревожности.

Ребенок лежит на спине, голова слегка на бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Ребенку нужно представить, что к его правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Теперь необходимо разжать кулак, откатить апельсин, ручка теплая, мягкая, отдыхает». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты) если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточно одного раза (с левой и правой рукой). 

Упражнение «Снежная баба»

Цель: научить ребенка контролировать свои негативные эмоции

Вы вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает. Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (ребёнок свободно опускает голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (ребёнок как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Ребёнок сначала садятся, а потом ложится на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле». Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребенка.

Упражнение «Прогони Бабу-Ягу»

Цель: содействие символическому уничтожению страхов ребёнка, помощь проявить их агрессию в конструктивных целях

Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу-Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассо­выми бутылками.

«Волшебный художник»

Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов

Вы заранее готовите черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Ребёнку предлагается стать художником, который сможет сделать этот рисунок добрым. Он может пририсовывать «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.

«Брыкание»

Цель: эмоциональной разрядка и снятие мышечного напряжения.

Ребёнок ложится на спину на ковёр. Медленно начинает брыкаться. Ноги чередуются и высоко поднимаются, постепенно увеличивается сила и скорость.

Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

Подвижные игры

«Обзывалки» (Кряжева Н.Л.)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например, “ А ты, ..., солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Два барана» (Кряжева Н.Л.)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Учитель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.

Необходимо соблюдать “технику безопасности”, внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Доброе животное» (Кряжева Н.Л.)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит:

“Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”.

«Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть, учитель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 «Жужа» (Кряжева Н.Л.)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. “Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа” терпит, но, когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”.

Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

Игры за партами

«Драка» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

«Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л.)

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

“Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: “я грущу”, “мне весело, давай играть”, “я рассержен”, “не хочу ни с кем разговаривать” и т.д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Маленькое привидение» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

“Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение:

(педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”.


Памятка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после

фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.


Список литературы

1. Банщикова, Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – №8. – URL: http://www.ekoncept.ru/2013/13169.htm (дата обращения: 18.09.2019). - Текст: электронный.

2. Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. – 591 с.

3. Голенищева, М.А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии / М.А. Голенищева // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2015. – №1. – С. 57-61.

4. Гончарова, А.П. Виды человеческой агрессии в трактовке Э. Фромма / А.П. Гончарова // Вестник научных конференций. – 2015. – №4-5. – С. 29-30.

5. Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников / В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал  «Концепт». – 2016. – С. 239-243. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76341.htm (дата обращения: 02.10.2019). - Текст: электронный.

6. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С.53-57.

7. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. – № 1.

8. Еникополов, С.Н. Порочный круг. Агрессивный ребенок / С.Н. Ениколопов // Школьный психолог. – 2001. – № 18. – С.14

9. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – М.: Просвещение, 2008. – 360с.



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

1) Название проекта: «Музей путешествий»

2) Руководитель проекта: Симакова Вероника Анатольевна.

3) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир.

4) Тип проекта: Исследовательский

5) Цель проекта ознакомление с некоторыми городами нашей Родины.

6) Задачи проекта:

  • Расширить знания о городах России;
  • Воспитывать уважение к своей стране.

7) Необходимое оборудование: презентация, карточки, источники информации (книги, статьи интернет ресурсы)

8) Предполагаемые продукт(ы) проекта: создание стен газеты с информацией о выбранном городе.

9) Состав проектной группы -  учащиеся 3 класса

10) Описание этапов работы над проектом:

  • Распределение групп.
  • Распределение городов.
  • Распределение ролей среди группы.
  • Составление плана проекта.
  • Создание стенгазеты.
  • Защита проекта

11) Презентация результатов проекта:

https://sun9-3.userapi.com/s/v1/if2/LK-7fLj5B_IYq6wIgVLuyFOCArxCc7trWYq1PaT1cmWPAZYIjRYIlAfDbTfHYDoNLP7mwi6g2qAgAy7uZapTHhCz.jpg?size=1600x1200&quality=96&type=album