Молодой учитель в школе: проблемы и их решение
статья

Богданова Евгения Александровна

Статья учителя начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodoy_uchitel_v_shkole_problemy_i_ih_reshenie.docx11.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения о докладчике:
Богданова Евгения Александровна

Учитель начальных классов
ГБОУ Школа №484
Московского района

г.Санкт-Петербург

Молодой учитель в школе: проблемы и их решение

     Особую актуальность проблема социальной адаптации приобретает сегодня, в условиях резко увеличевшегося информационного потока, усвоение которого требует постоянного обучения и личностного роста. Современный человек переживает слишком много глубоких перемен в чрезвычайно короткий срок. он вынужден выступать то в одной роли, то в другой, что постоянно сопровождается психологическим напряжением.Мы обновляем наше видение мира, наши взгляды, представления о действительности через всё более короткие интервалы.
    Проблема профессионального становления личности - одна из центральных в современной психологии.
    Привыкание молодого специалиста к работе или фаза адаптации длительна и противоречива. В среднем она длится от 3 до 5 лет.
    Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности, но не они, как показали специальные исследования, становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина - психологическая, следствие несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Типичные психологические проблемы, порождающие внутриличностные конфликты профессионального самоопределения следующие:

  • Рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: “Я реального” и “Я идеального”.
  • Несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения.
  • Неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности.
  • Противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.

    Весьма грубо можно выделить три основные группы начинающих учителей:

  • НЕУДОВЛЕТВОРЁННЫЕ.
  • САМОУТВЕРЖДАЮЩИЕСЯ.
  • УВЛЕЧЁННЫЕ.

На пороге школы

    По одёжке встречают, гласит известная пословица. представим ситуацию:вы с дипломом в руках идёте устраиваться на работу. Как сделать, чтобы этот первый шаг был наиболее продуктивным для вашей карьеры?

Советы начинающему педагогу по самопрезентации

Выделяют несколько компонентов в самопрезентации.

  1. Общетелесная самопрезентация определяется темпо-ритмическим рисунком двигательного поведения. Она включает манеру перемещаться по помещению, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них.
  2. Жестикулярная выразительность определяется темпо-ритмическим движением рук. Жестикуляция является одним из ярких средств выражения отношения субъекта к теме общения и к слушателям.
  3. Мимическая выразительность определяется движением мимических мышц лица. Внимательность школьников к мимике учителя традиционна и естественна. По ней в наибольшей степени они “читают” состояние и настроение учителя и во многом из полученной таким образом информации выстраивают образ ответного поведения.
  4. Интонационное поведение определяется характеристиками звуко-воздейственного сигнала.
  5. Саморегуляция речи определяется управлением громкостью звучания речи и её темпо-ритмической характеристикой.

Работа с перечисленными выше показателями - серьёзное условие профессионального роста.

Вадим Слуцкий  «Советы молодым»

1. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука; пессимистичен только дилетантизм).

2. Не забывайте самого главного: дети – существа парадоксальные, алогичные (взрослые тоже).

3. Что правильно, что неправильно в общении, можно определить очень просто: верное решение то, которое противоположно нашим обыденным решениям.

«Рядовые необученные» не только путают объективное с субъективным, но и субъективное с объективным. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.

4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего: опытные учителя знают еще меньше вас, вы еще что-то помните, а они уже все давно забыли.

5. Как общаться с родителями? Точно так же, как с детьми. Некоторые наивные люди советуются с родителями, читают им лекции и т. п. Не делайте таких глупостей. Помните: взрослые – это очень усталые дети. Исходите также из принципа: не родители должны воспитывать детей, а наоборот, дети – родителей.

6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным. И не рвитесь к карьере. Помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно.

7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми – все первое.

8. Применяйте правило контрастов: если вы сначала дадите детям волю, а потом прижмете – они вас невзлюбят; если наоборот – сначала прижмете, а потом отпустите – они вам будут благодарны.

9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми. Умейте испытывать радость от встречи с ребенком. Унылых дети тихо ненавидят.

10. Не торчите на глазах у детей без дела.

11. Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.

12. Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «В сомнении – воздерживайся».

13. С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»

14. Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.

15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать о ваших детях всю подноготную: как они учились, как жили, какими были раньше, буквально с пеленок. Это потом обязательно поможет вам делать педагогический анализ.

16. Не смущайтесь своими ошибками. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети очень снисходительны к взрослым. А кроме того, если вам не удалось воспитать ваших детей, значит, им удалось воспитать вас.

17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, это и сказать нельзя».

18. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Помните: думать – ваша главная обязанность.

19. Умейте быть детьми. Играйте с детьми, дурачьтесь, прыгайте и скачите. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.

Всю более подробную информацию можно прочитать в учебно-методическом пособие Педагогика С.А.Котова Молодой учитель в школе: проблемы и их решение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "школа молодого учителя"

данная программа расчитана на один учебный год, содержит цель, задича, форму работы с молодыми специалистами, планирование...

Проект "Молодой учитель в новой школе"

Проект защищен на конкурсе "Педагогический дебют"-2012...

Статья "Молодой учитель и школа XXI века"

Молодой учитель и школа XXI века. Статья...

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям...

Родительское собрание "Первый раз в школе: проблемы, пути их решения"

Начало обучения в школе- важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь полноценному развитию школьника?Какая роль принадлежит родителям, учителю в фо...