Деятельность учителя в период адаптации первоклассников
статья (1 класс)

Хе Наталья Алексеевна
           Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания и т.д.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения и степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.
           Успешность адаптации первоклассников к школе зависит, конечно, не только от учителя, но и от родителей, в том числе.  Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ФМБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП» Ербинская ООШ №4

учитель начальных классов

Хе Наталья Алексеевна

2022 г.

Деятельность учителя в период адаптации первоклассников

  Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

  Я работаю учителем начальных классов в  школе уже более 25 лет и всегда стараюсь, чтобы первоклассники, пришедшие в нашу школу, чувствовали себя комфортно и процесс адаптации у них проходил легко и спокойно. Успешность обучения в школе определяется развитием тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе, что является исходным фоном на старте обучения.  

И вот дети приходят в 1 класс. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания и т.д.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения и степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время "острой адаптации". Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности.

           Успешность адаптации первоклассников к школе зависит, конечно, не только от учителя, но и от родителей, в том числе.  Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

          Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться, узнавать новое, интересное.  Дети в этом возрасте очень любопытны, открыты и доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни.

          Но бывает и так, что ребёнок быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И желание первоклассника гаснет, а иногда и пропадает совсем.

            Поэтому главная моя задача, как учителя, не дать погаснуть этому желанию - желанию учиться!  1 сентября   начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников.

             Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я,  прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, подружиться, стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками.

           Мы знакомимся   со школой, с ее большими светлыми кабинетами, спортивным залом, уютной столовой. Параллельно знакомлю ребят с профессиями работников школы, учу ходить по школе парами. Проводя ролевые игры, вместе с детьми учим, как по - разному, можно произносить имена ребят, например, Дашу можно называть Дашенька, Дарья, Дашуля.

        Большое значение уделяю классным часам на тему «Познакомьтесь - это Я», на которых сначала я рассказываю о себе, затем каждый из ребят рассказывает не только о себе, но и о своей семье, о своих любимых занятиях, домашних животных. Ребята приносят в класс любимые игрушки, книги, рассказывают о них. Но многие дети между собой уже знакомы, так как вместе ходили в один детский сад или просто рядом живут. И это тоже очень помогло во время адаптации.

      Для сохранения физического, психического и социального здоровья детей  стараюсь обеспечить максимальную двигательную активность детей. Ежедневно перед началом учебного дня организую утреннюю, музыкальную физзарядку; 2 физкультминутки провожу на каждом уроке, подвижные игры на переменах. Очень нравятся детям анимационные физкультурные минутки.

 Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения,  провожу разнообразные типы уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация). Сказочные герои - частые гости на наших уроках. А использование ярких презентаций, интерактивной доски помогает заинтересовать ребят при изучении более сложного материала. Использую в своей работе следующие методики:

1.Ёжик

2. Волшебная ниточка

3.Путешествие рисунка

4. Нарисуй себя, расскажи о себе.

5.Варежка.

            Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно - познавательной деятельности постоянно хвалю ребят, даже за маленькие победы и удачи, поддерживаю их. В первом классе оценки не выставляю. Вместо оценок в прописях и тетрадках пишу «Молодец!», «Хорошо!», «Умничка», «Старайся лучше»  и др. , наклеиваю наклейки в виде сердечек, звёздочек, солнышек, тучек, смайликов. Это очень стимулирует ребят и им хочется чаще отвечать на уроках, работать у доски.

          Регулярно провожу планомерную работу по воспитанию своих ребят. С первых дней учимся преодолевать трудности, слушать мнение товарища, высказывать своё мнение спокойно и сдержанно. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете. Настольные игры, раскраски, мы с ребятами используем на переменках и на занятиях по внеурочной деятельности. Ребята  учатся играть коллективно. В первом классе специально учу детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, открыть тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу). Здесь требуется терпение, в основе которого лежит пошаговая инструкция.

Считаю важным, с первых уроков, развивать контролирующую деятельность ученика. Формирую операции контроля и самоконтроля.

В начале школьных дней возникают проблемы со сложным поведением. Но дело не в том, что ребенок не хочет, он просто не может; его поведение, его психические процессы еще во многом непроизвольны. Его нужно этому научить. Каждый день беседуем о правилах поведения, рассматриваем  ситуации в литературе.

        Все дети совершенно уникальны и индивидуальны. Для более глубокого изучения ребенка использую диагностику К. Н. Поливановой, которая позволяет найти новые средства взаимодействия с ребенком. На первой неделе сентября определяю, к какому типу индивидуальной готовности относится каждый маленький мой ученик. Обследование помогает понять ребенка, его проблемы.

В течение 1 четверти внимательно слежу за эмоциональным воздействием школьного обучения на первоклассников. За основу использую методику А.Н. Лутошкина о цветовосприятии.

Диагностируется метапредметная готовность у первоклассников на начало обучения, что определено ФГОС как одна из задач образования.

В результате многоплановой работы изучаю результаты диагностик и оформляю (психолого - педагогическое сопровождение) на каждого ученика. Далее предо мной стоит задача - скорректировать работу с детьми, испытывающими трудности.

         В конце первой четверти, как итог адаптационного периода, мы с ребятами проводим традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники». Для этого праздника готовим стихи, песни, сценки. Ребята 5-го класса, мои бывшие ученики играют с первоклашками в забавные, интересные развивающие и весёлые игры. Все родители и ребята очень довольны!

          В первой четверти провожу консультативную работу с родителями. Наиболее значимыми считаю следующие темы родительских собраний:

Круглый стол « Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе».

Семинар – тренинг для родителей: «Возрастные особенности младшего школьника»

Индивидуальные встречи: «Дезадаптация  ребенка к школе. Пути преодоления проблем»

         Понимание адаптационных трудностей первоклассников, осознание важности быстрого, безболезненного и успешного  прохождения адаптационного периода учащимися для последующего их обучения и развития убеждает учителя в необходимости активного содействия детям, испытывающим адаптационные затруднения.

       Завершить я бы хотела словами выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

Роль учителя в период адаптации первоклассников

Роль учителя в период адаптации первоклассников...

Роль учителя в период адаптации первоклассников

Роль учителя в период адаптации первоклассников...

Деятельность учителя в период адаптации первоклассников

Приход ребёнка в школу сопряжён с более или менее продолжительной адаптацией. Помочь первокласснику преодолеть возникающие адаптационные затруднения в школе может учитель, в силах которого созда...

План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе

План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклас...

Выступление на родительском собрании "Роль учителя в период адаптации первоклассников"

        С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие...