Доклад на тему: «Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ»
статья

Попкова Анна Владимировна

Доклад на тему: «Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ» подготовлен для выступления на методическом объединении учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Психолого-педагогические особенности учебной

деятельности детей с ОВЗ»

1. Сущность учебной деятельности. Определение категории

обучающихся с ОВЗ.

         Дети с ОВЗ и дети – инвалиды, в чем отличие?

Многие родители спрашивают, что означает поставленный диагноз – ребенок с ОВЗ и означает ли это, что он инвалид?

Сегодня государством очень большое внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями, но тем, кто не работает с детьми-инвалидами, наверняка, термин «ОВЗ» известен только в общих чертах.

   Ребенок с ОВЗ – это ребенок с ограниченными возможностями здоровья, у которого временное или постоянное отклонение в физическом или психическом развитии. К их числу относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией и он может быть изменен, если у малыша наблюдается положительная динамика.

  А ребенок-инвалид — это лицо не достигшее 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированным последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, которые привели к ограничению жизнедеятельности.

  Так чем же ребенок с ОВЗ отличается от ребенка – инвалида и так ли существенна эта разница?

  Понятия «ребенок-инвалид» и «ребенок с ОВЗ» предполагают наличие патологии или заболевания, которое ограничивает возможности ребенка. Но при этом разница заключается только в наличии или в отсутствии официально установленной инвалидности. Ведь, по сути, инвалид – это не только медицинское понятие, но и юридическое. Поэтому, ребенок-инвалид является лицом с ОВЗ, но не все дети с ОВЗ – инвалиды.

     Для системы образования, не затрагивая медицинских аспектов «инвалид» - это ребенок, который имеет заболевание, но оно не мешает ему учиться и усваивать материал наравне со сверстниками. Лицо с ОВЗ – это ребенок, которому для освоения программы нужны особые образовательные условия или посторонняя помощь (индукционная петля, тьютор, сурдопереводчик, ассистент, книги со шрифтом Брайля).

Лицо с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом (психологическом) развитии, которые подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Глава 1, ст. 2, п.16). Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, путем проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, с обеспечением доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. В настоящее время обучение данной категории обучающихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам обучающийся приспосабливается под общеобразовательную систему).  

Таким образом, в ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью. Данные особенности развития эмоционально-волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения.  

Конечно, следует отметить, что у школьников общеобразовательного класса и школьников с ОВЗ общие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при переходе данной категории учащихся на среднюю ступень ОУ, так как происходит рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию мотивации учебной деятельности.  

Рассмотрим подробнее причины снижения мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ:

  1. Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.  
  2. Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных процессов, несформированность произвольных форм деятельности, психоэмоциональную незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах:
  • восприятия, что выражается в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ; недостатки пространственного восприятия;
  • мнемической деятельности, что выражается в повышенной тормозимости мнемических следов под воздействием помех, уменьшение объема памяти, скорости запоминания;
  • мышления, а именно в применении таких интеллектуальных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстракция; страдает словеснологическое мышление; дети не владеют иерархией понятий; недостаточно выражен ориентировочный этап при решении интеллектуальных задач, обнаружена неспособность к необходимому умственному усилию, выявлено неумение контролировать себя в ходе выполнения задания;
  • речи, что проявляется в слабой способности к звуковому и содержательному анализу речи: звуков, слогов, слов; трудности в понимании лексико-грамматических структур; неумение выстроить развернутую фразу, бедность пассивного и активного словаря; речь в основном носит ситуативный характер;
  • внимания, при этом снижение его устойчивости носит разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение, сосредоточение после некоторого периода работы, периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы.
  1. Низкая познавательная активность, отсутствие интереса к учебе, безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Медленное вхождение в работу, при затруднениях - остановка деятельности. Учителя могут лишь на короткий срок внешне формально организовать их учебную деятельность. Также можно отметить низкую готовность к решению познавательных задач, отсутствие направленности на решение интеллектуальных задач, интерес к внешней стороне учебного процесса (выйти к доске, посмотреть картинки, поднять руку).
  2. Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников не соотносит цель деятельности с этапами планирования и контроля, они не могут организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.  
  3. Заниженный уровень притязаний. Так, на оценивание учителем учащиеся реагируют неадекватно, не принимая при этом негативную оценку и не стремясь что-то изменить. Они не могут оценивать выполненную ими работу, не обращают внимания на исправленные учителем в тетрадях ошибки. Некоторые дети, несмотря на низкую успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо.
  4. Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущей деятельности к учебной. То есть такой ученик продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. В своей деятельности он, как правило, руководствуется эмоцией удовольствия.  
  5. Незрелость личностных компонентов учебной деятельности. При несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают учебную ситуацию, не могут самостоятельно выполнять задания, так как не удерживают инструкцию, не могут контролировать свою работу.  Их эмоции неустойчивы и поверхностны. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялые, бездеятельные и оживляются, когда переключаются на игру, соответствующую их потребностям.

Младшие школьники с ОВЗ характеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению. В связи с этим в процессе обучения в начальной школе познавательная сфера детей данной категории также имеет свои характерологические особенности.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки пространственного восприятия, Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму.

У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля.

Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.  

Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности.

2. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Первичная психолого-педагогическая диагностика для выявления группы «риска». Формирование банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной психолого-педагогической помощи. Формирование характеристики контингента образовательной организации (класса, группы).

Задачи психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Формирование единой системы психолого-педагогической помощи для всех категорий обучающихся;
  2. Диагностика по выявлению обучающихся, которые нуждаются в помощи специалистов социально-психологической службы;
  3. Диагностика         актуального         состояния         обучающихся         с

ограниченными возможностями здоровья и их адаптивных возможностей;  

  1. Определение         конкретных         причин         трудностей         развития         и адаптации;
  2. Разработка комплекса мер психолого-педагогической поддержки;
  3. Разработка «индивидуальных реабилитационных маршрутов» для конкретных категорий обучающихся.  

В целом планирование работы с каждой из 4-х ученических параллелей, подлежащих психолого-педагогическому исследованию, представляет собой построение следующей последовательности конкретных практических шагов:

Планирование психологической работы в образовательной организации:

  1. Организационный этап. Составление циклограммы мероприятий, консилиумов, оповещении всех участников, подготовка стимульного материала.

 

  1. Диагностический этап
  1. Метод наблюдения за обучающимися.
  2. Проведение диагностического обследования, как индивидуального, так и группового анкетирования.
  3. Экспертный опрос педагогических работников, при необходимости, родителей (законных представителей).
  1. Подготовительный этап к проведению психолого-педагогическому консилиума.
  1. Экспертное консультирование с медицинскими работниками.
  2. Анализ результатов психодиагностики по учебным группам.
  1. Проведение психолого-педагогического консилиума.
  1. Комплексная оценка обучающихся по направлениям (медицинское, социальное, психологическое).
  2. Обсуждение «индивидуального маршрута» для особых категорий обучающихся.
  3. Подготовка заключения консилиума.
  1. Реализация решений консилиума.

Перечень специалистов, и их функции в оказании комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.  Изучение истории развития обучающегося, беседа с родителями (законными представителями), процедура наблюдение классного руководителя за поведением и уровнем усвоения материала, анализ результатов работы обучающихся. Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование  родителей (законных представителей).  Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов» Диагностирование. Анкетирование, тестирование, опрос, беседа.  Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования).  Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление комплексной характеристики на обучающихся совместно со специалистами психолого-педагогической помощи.  

Индивидуальная коррекционная программа и программа реабилитации, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося. Разработка коррекционной программы с указанием перечня специалистов, участие которых необходимо в комплексе мер психолого-социального сопровождения лица с ограниченными возможностями здоровья.  Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении.

Литература, рекомендуемая для изучения:

  1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.:

Совершенство, 1997. – 297с.  http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm 

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php   

  1. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М.:

        Политиздат,         1975.         –         304         с.

https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnostsoznyanie-lichnost.pdf 

  1. Оказание услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: методические рекомендации / сост. В. С. Городицкая, И. А. Журавлева; ред. В. В. Семенова; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2020. – 42 с.
  2. Организация учебной работы в школе, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. — М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2019. — 160 с.
  3. Программа работы с семьями, воспитывающими  детей с ограниченными возможностями «Перезагрузка»  http://files.rmc24.ru/lib/Prog-

Perezagruzka.pdf 

  1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательных организациях: учебно-методическое пособие / Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования; [составители: Афанасьева Н.В., Коновалова. А.П., Малухина Н.В., Смирнова Т.Е.; под редакцией Афанасьевой Н.В.]. – Вологда: ВИРО, 2020 – 112 с.
  2. Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми – инвалидами. https://refdb.ru/look/1388111.html 
  3. Сборник методических материалов «Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях в условиях инклюзивного и интегрированного образования»/ Сост. Е.Е.Буренина, С.А.Васицева, М.А.Афзали и др. – Смоленск: ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования», 2015. – 125с.
  4. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск:

Современное         слово,         2001.         –         928         с. https://knigirossii.ru/?menu=show_book&book=845212 

  1. Эльконин,         Д.Б.         Избранные         психологические         труды http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm#$p1 
  2. Сборник вопросов и ответов в области деятельности профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и обучающихся с ОВЗ в 2020 году / отв. ред. Т.Ю. Макарова. – Москва: Изд. «Национальный институт инноваций». – 2020. – 363 с.  

file:///C:/Users/%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0/Downloads/%D0%A1 %D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%

D0%BE%D1%81%D0%B2-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2_2020.pdf 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

Доклад по теме "Психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД"

В докладе раскрываются психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока - нового вида методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное освоение учебног...

Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"

В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...

Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.".

Статья на тему: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ."....

Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".

Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....

Автореферат магистерской диссертации на тему "Психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития"

     В автореферате рассматривается вопрос актуальности данной проблемы, цели, задачи, организация, основные этапы исследования; научная и теоретическая значимость данного исслед...