Работа со слабоуспевающими учениками.
учебно-методический материал (2 класс)

Киселева Светлана Павловна

Программа по работе со слабоупеващими учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_so_slabymi_detmi.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1529 имени Грибоедова А.С.

Программа

индивидуальной работы

со

слабоуспевающими детьми

Составила : Киселева С.П. 

учитель начальных классов

Г. Москва

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класс


Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

  Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель программы:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику;

        - вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся: 

  • Получение знаний за курс 2-го класса
  • Выбор форм получения знаний.

Родителей:

  • В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
  • В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

  • Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задания.

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принципы построения -  приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации  - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

        Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.        Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.        Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.

3.        Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4.        Указание алгоритма решения или выполнения.

5.        Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6.        Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.        Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.        Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9.        Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

10.    Выдача ответа или результата выполнения задания.

11.    расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12.    Постановка наводящих вопросов.

13.    Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14.    Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15.    Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,

разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться

к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными

пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать

материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых

ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера

благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников

концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,

учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания

учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов,

раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при

затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются

упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах

или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для

стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и

указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз-

витием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников

подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится

подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных

затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются

задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой

темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить

перегрузки школьников.

Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
  2. Составление плана работы  с детьми.
  3. Реализация плана в течение учебного года.
  4. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Работа со слабоуспевающими детьми

Темы работы со слабыми детьми

2 полугодие

Русский язык

1.

Имя существительное ( род, число)

2.

Большая буква в словах

3.

Глагол (неопределенная форма, время, число)

4.

Имя прилагательное (число, род)

5.

Обобщение. Части речи

6.

Понятие о родственных словах и корне слова

7.

Корень слова, однокоренные слова.

8.

Правописание безударных в корне слова.

9.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

10.

Правописание парных согласных в корне слова.

11.

Правописание парных согласных в корне слова.

12.

Главные члены предложения.

13.

Главные члены предложения.

14.

Словосочетания.

15.

Тесты по изученному материалу.

16.

Итоговая работа. Письмо под диктовку с изученными орфограммами.

Математика

1.

Сложение вида 37 + 48

2.

Решение задач

3.

Сложение вида: 37 + 53

4.

Вычитание вида 40 – 8

5.

Вычитание вида 50 – 24

6.

Вычитание вида 52 – 24..

7.

Свойства противоположных сторон прямоугольника.

8.

Периметр прямоугольника.

9.

Приемы умножения единицы и нуля.

10.

Конкретный смысл деления.

11.

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

12

Задачи на нахождение неизвестного 3-го слагаемого

13.

Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.Деление на 2.

14.

Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3

15

Решение задач разного вида.

16.

Проверочная работа «Чему я научился»

Прогнозируемый результат

Математика

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса

      Обучающиеся должны знать:

      - названия и последовательность чисел от 1 до 100;

      - названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

      - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

      - названия и обозначение действий умножения и деления.

      Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

      Обучающиеся должны уметь:

      - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

     - находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных — письменно;

      - находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

      - решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;

     - чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;

      - находить длину ломаной, состоящей из 3—4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

Русский язык:

Требования к уровню подготовки оканчивающих II класс

      В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать:
     - предложение как единицу речи;      

     -термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);

     -   предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
      - оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);

      -признаки текста и типы текстов (повествование описание);

      - главные члены предложения;

      - связь слов в предложении;

     - различие словосочетания и предложения;

      - термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

      -употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
     - термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
      -различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
      - способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

      - фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;    

- назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука;

     - различие деления слов на слоги и для переноса;

      - влияние ударения на смысл слова;

     - различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;
      -парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;            обозначение мягкости согласных на письме;

      -роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;

      -алфавит, название букв русского алфавита;

      -употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.;

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      -выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
     - выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;

     - составления предложений на заданную тему;

     -использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

     - оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);

      -выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;

      -орфографической правильности речи учащихся;

      -проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

      -деления слов на слоги и переноса слов;

     - правильного написания слов с буквой й;

      - обозначения мягкости согласных на письме;

     - написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);

     - использования прописной буквы в именах собственных;

    -  использования алфавита в работе со словарем;

     - письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы со слабоуспевающими учениками.

Данный план работы предназначен для педагогов начальных классов....

План работы со слабоуспевающими учениками

        Главный смысл деятельности учителя   состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутр...

Принципы работы со слабоуспевающими учениками

Выявление причин неуспеваемости - главное в этом направлении работы. Постановка конкретных целей и задач по преодолению трудностей в обучении детей, неуспешности каждого из них....

План работы со слабоуспевающими учениками

Основные разделы планирования:    I.          Планирование работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника   II....

Статья о моей работе со слабоуспевающими учениками.

Умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для...

Примерный план работы со слабоуспевающими учениками

Работа со слабоуспевающими учениками в 1 классе...