Программа развития «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» для 1-4 классов на 2018 -2022 учебный год.
рабочая программа

Беляева Жанна Михайловна

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального и основного общего образования МБОУ СШ №2 г. Сычевки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx158.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального и основного общего образования МБОУ СШ №2 г. Сычевки разработана в соответствии с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона  "Об образовании РФ" от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;

  • Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования от 08.04.2015 №115;

  • Федерального образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (зарегистрирован в Минюст от 22.12.2009 №15785) "Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования");

  • Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 и 22.09.2011 г. "2357, 18.12 2012, 29.12.2014 г., 18.05.2015 г. "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №272";

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление от 29.12.10 г. "189, зарегистрированного в Минюсте 03.03.2011 г. №19993);
  • Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17. декабря 2010 г. Пункт 18.2.2.»
  • Основной образовательной программы начальногои основного общего образования  (Принята  на педагогическом совете. Протокол № 1 от 30.08.16г.)

  • Устава МБОУ СШ №2 г. Сычевки;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Цель программы:

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;

- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.

- произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;

- воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;

поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

Сроки реализации программы: 4 года.

                                                        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемы результаты программы, важнейшие целевые показатели модели

  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет
  • учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их
  • психологических и социальных характеристик.
  • Выпускники начальной школы дети должны легко ориентироваться в
  • культурном наследии России.
  • Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы,
  • выражая своѐ отношение к ним.
  • Участвовать в различных конкурсах: городских, районных, областных,
  • межрегиональных, международных, Российских, способствующих
  • позиционированию ОУ.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами
  • обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою
  • точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
  • рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • совершенствовать и повышать качество знаний и умений;
  • развивать свои способности в соответствии со своими возможностями;
  • применять свои способности в нестандартных ситуациях;
  • развивать общую эрудицию, расширять свой кругозор.

Результаты по формированию УУД

Личностные УУД

  • Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
  • Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
  • Стремление к самосовершенствованию;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя:
  • социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД

  • Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать
  • промежуточные задачи.
  • Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
  • Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
  • Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
  • Понимать значение работы над устранением ошибок.
  • Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок. Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях. Различать способ и результат действия.
  • Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы,линейки, баллы, проценты).
  • С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
  • Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
  • Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
  • Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
  • Составлять внутренний план действий.

Познавательные УУД

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  • Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
  • Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
  • Грамотное построение устной и письменной речи. Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
  • Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
  • Самостоятельно создавать алгоритм действий.
  • Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
  • Устанавливать аналогии.
  • Владеть общим рядом приемом решения задач.
  • Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
  • Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
  • Использовать разные географические средства.
  • Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД

  • Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать, коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Уметь формулировать свое мнение и позицию.
  • Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.

                                 

                                        СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

Программа работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она даёт обучающемуся возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления

Принципы построения программы:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

.

 Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников

интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие

возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную

потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при

прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в

определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но

обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Познавательные возможности учащихся:

  • Гениальность – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешнозаниматься определенной деятельностью.
  • Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либодеятельности. Чаще всего талант проявляется в какой –то определенной сфере.
  • Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия

«одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности:

-общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

-информационно - коммуникативная одаренность;

-творческая одаренность;

-социальная одаренность;

-спортивная одаренность.

Главные принципы реализации программы

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и

воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Применение принципов развивающего обучения.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического

развития.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с ОД:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • факультативы по выбору;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность и участие в НПК.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях,
  • заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории,

родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение

родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, родительские собрания, лекции, семейные игры.

Функции руководителей кружков

Выявление одарѐнных детей.

Организация творческих отчётов детей.

Предоставление необходимой информации классным руководителям.

Консультирование родителей.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме)

Функции психолога

Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);

Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;

Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;

Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);

Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
  • внедрение передовых образовательных технологий;
  • укрепление материально-технической базы;
  • нормативно-правовое обеспечение деятельности;
  • формирование банков данных по проблеме одарѐнности.
  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
  • повышение профессионального мастерства педагогов;
  • организация обмена опытом учителей, работающих с одарѐнными детьми;
  • научно-методическое и информационное обеспечение программы.

                        Примерный план работы с одарѐнными детьми

No

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение нормативных документов и

методических рекомендаций.

в течение

года

Заместитель

директора по ВР

2

Разработка целостной системы поиска,

выявления, отбора, обучения, развития

одарѐнных детей с учетом сохранения

здоровья и преемственности.

в течение

года

Заместитель

директора по ВР,

учитель начальных

классов

3

Создание банка данных по одарѐнным

детям начальной школа.

Сентябрь,

январь

Заместитель

директора по ВР,

учитель начальных

классов

4

Проведение работы с родителями

одарѐнных детей.

в течение

года

Учитель

начальных классов,

5

Проведение семинаров и заседаний ШМО по

изучению опыта работы учителей,

работающих с одарѐнными детьми.

в течение

года

Заместитель

директора по ВР

6

Создание условий для работы с

одарѐнными детьми и подготовки их к

конкурсам.

в течение

года

Учитель начальных

классов

7

Подготовка и проведение предметных

школьных олимпиад учащихся 2-4 классов.

В течение

года

Зам. директора

по ВР

8

Активизация работы по участию детей

в международных, всероссийских и

муниципальных конкурсах.

в течение

года

Зам. директора

по ВР,

учитель

начальных классов

9

Анализ критических замечаний и

предложений по результатам олимпиад с

выработкой рекомендаций.

январь-

апрель

Зам. директора

по ВР

10

Контроль и организация сети занятий

по интересам (внеурочная деятельность).

в течение

года

Заместитель

директора по ВР

11

Расширение банка методической

литературы по работе с одарѐнными детьми.

в течение

года

Библиотекарь,

учитель начальных

классов

12

Разработка системы поощрений

победителей олимпиад, конкурсов,

фестивалей.

в течение

года

Заместитель

директора по ВР

Руководитель ШМО

13

Разработка и подбор диагностических

методик для выявления одаренных детей.

в течение

года

Зам. директора

по ВР,

учитель начальных

классов

14

Внедрение в систему работы

образовательного учреждения разработанных

диагностических методик и методов работы с

одаренными детьми.

в течение

года

Учитель

начальных классов

15

Диагностика по

выявлению одаренных детей.

1 четверть

Учитель начальных

классов

16

Проведение предметных недель.

в течение

года

Учитель начальных

классов

17

Анализ и корректировка

результативности и выполнения этапов

программы «Одаренные

дети».

в течение

года

Заместитель

директора по ВР

Руководитель ШМО

18

Педагогическая диагностика по

выявлению одаренных детей по учебным

предметам.

1 четверть

Учитель

начальной школы.

19

Обобщение опыта работы учителей,

работающих с одаренными детьми.

ежегодно

ШМО Педагогический

совет

20

Распространение опыта работы с

одаренными детьми.

ежегодно

ШМО

РМО

21

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».

ежегодно

ШМО Педагогический совет

Литература

Васильева Е. Н., Григорьева Л. М., Сушкова В. Н. «Психолого-педагогические

аспекты развития творческих способностей». – Тюмень, 2002.

Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей». – Москва, 1999.

Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

Психологический очерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.

Гуревич К. М. «Индивидуально-психологические особенности школьников». –

Москва, 1988.

Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва,

2002.

Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе» авторы:Жукова Т.А., Кругова С.А., Игнатьева И.А.

Богд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя начальных классов Гардановой Зимфиры Музафаровны намежаттестационный период с 2018-2022 учебные годы

 Образовательный стандарт второго поколения определяет, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения ...

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося 4 класса на 2017-2018 учебный год

Специальная индивидуальная программа развития составлена на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой (М.: «Владос»,...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (2 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

Рабочая   программа   по   курсу    коррекционно-развивающих   занятий      с психологом для обучающихся с ЗПР (вар...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (3 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).Исследования в...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (1 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год

Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление ...

Индивидуальный план профессионального развития педагога в рамках темы самообразования 2018 - 2022 учебный год.

Индивидуальный план профессионального развития педагога в рамках темы самообразования....

План самообразования на 2018-2022 учебный год

Пояснительная записка.Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую к...