Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка
статья

Паршина Наталья Александровна

Теоретические аспекты проблемы повышения общей грамотности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Внимание школы к выработке у учащихся орфографических навыков обусловлена социальной функцией русского языка: в письменной речи каждый человек должен соблюдать установленные лингвистической наукой нормы правописания. Любые нарушения правил написания затрудняют общение между людьми, негативно влияют на культуру письменной речи. Отсюда важна роль изучения орфографии в школе, выработки у учащихся орфографических навыков, начиная с первого класса.

Задача школьного курса орфографии заключается в том, чтобы, во-первых, ознакомить учащихся с системой общепринятых способов передачи звуковой речи на письме; во-вторых, доказать необходимость практического овладение орфографией; в-третьих, сформировать у учащихся орфографические умения и навыки. Последняя задача является самым важным и сложным этапом.

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой грамотности, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Она формируется как на основе усвоения теоретических положений о языковых явлениях, так и практических знаний и умений по фонетике, грамматике, лексикологии и синтаксису.

Орфографически-правильное письмо предполагает умение находить и узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это нужно.

К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.

Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

1) навык письма;

2) умение анализировать слово с фонетической стороны;

3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.

Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.

Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается представителями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой. Поэтому проблема обучения правильному письму на всех этапах развития отечественной школы была и продолжает оставаться одной из центральных.

Содержание действующей программы в языковой содержательной линии не предусматривает введение понятия «орфограмма». Им ученики овладевают на практике, что предполагает выработку умений распознавать орфограмму, осуществлять орфографическое действие, то есть проверять ее. Это дает возможность предупреждать механическое заучивание орфографических правил. В курсе русского языка начальной школы материал по орфографии обрабатывается в контексте других программных тем, что способствует осознанию учащимися необходимости глубоких и прочных языковых знаний для формирования орфографической грамотности и одновременно культуры письменной речи. С другой стороны, это тормозит формирование целостной картины орфографической грамотности, вызывает бессистемность их знаний и умений, ослабляет интерес к изучению правил правописания.

Итак, усвоения орфографии должно обеспечиваться умелым использованием методов теоретического изучения родного языка.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о внимании современных ученых к проблеме формирования у младших школьников орфографической грамотности. Анализ работ ученых-психологов Н.А. Корфа, Д.И. Тихомирова, В.А. Флерова, Д.Н. Богоявленского, Л.К. Назаровой, С.П. Редозубова позволяет трактовать навык правописания как конечный продукт мышления, сознательные и многократные повторения определенных взаимообусловленных психофизиологических актов, имеющих место во время письма.

Вопросу решения орфографических задач посвящены труды известного российского профессора М.Д. Львова, осознанию правил правописания - Л.И. Божович. Не потеряли ценности советы К.Д. Ушинского о проведении диктантов.

Как отмечают лингводидакты, для достижения основной цели усвоения правописания - формирование у учащихся орфографической грамотности - необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить усвоение школьниками основных орфографических понятий и правил;
  • развить у учащихся орфографическую зоркость (способность распознавать орфограммы как в написанных, так и в воспринятых на слух словах);
  • выработать на основе теоретических знаний практические умения правописания;
  • добиться запоминания написания слов с орфограммами, которые не проверяются;
  • воспитать у учащихся потребность обращаться в случае необходимости к орфографическому словарю, вооружить их умениями пользоваться таким словарем;
  • сформировать у детей навыки самоконтроля и исправления допущенных во время письма орфографических ошибок.

Уже в начальной школе, возможно, добиться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли на письме и показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления мысли. Занятия по формированию орфографического навыка у детей содействуют воспитанию интереса и вкуса к языку, развивают стремление к осознанному использованию в речи языковых средств. Не снижая внимания к другим сторонам учебного процесса, необходимо уделять время на уроках для работы над формированием орфографического навыка.

Основные способы повышения орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Работу по формированию орфографических навыков можно проводить на любом этапе урока. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается детьми лучше, прочнее, легче тогда, когда правила из учебника подаются не в «сухой форме», а посредством обыгрывания ситуации, занимательности.

В психологической и методической литературе описаны два пути овладения навыком правописания:

1) искать сомнительные по написанию места на интуитивной основе, с помощью целевых установок;

2) на теоретической основе в результате ознакомления учащихся с условиями, которые указывают на орфограмму.

По выводам ученых, более эффективен второй путь формирования орфографической грамотности, связанный с работой мышления. А именно, обучение орфографии должно начинаться с овладения полностью осознанными, так называемыми, орфографическими действиями. Теоретической основой орфографических действий являются знания, приобретенные учащимися по фонетике, лексике, словообразованию и грамматике.

Сущность орфографического действия ученые трактуют как обращение к правилу в случае осознание факта наличия орфограммы в слове. В структуре орфографического действия выделяют два компонента: постановка орфографической задачи (нахождение орфограммы) и ее решения (выбор правила правописания).

По мнению М.В. Львова, сложность орфографической задачи заключается в том, что школьник сам ставит ее перед собой, находит в слове орфограмму и осознает ее как задачу, решая которую, он должен выполнить следующие задачи:

  • найти, распознать орфограмму;
  • определить ее тип,
  • наметить способ решения задачи;
  • определить последовательность «шагов» решения задачи;
  • выполнить действия согласно алгоритму;
  • написать слово правильно.

Как видим, первые две операции соотносятся с постановкой орфографической задачи, а последующие - с ее решением.

Развернутое выполнение умственных действий необходимо на начальной стадии формирования у младших школьников орфографических умений. По мере овладения навыками перечень выполняемых учащимися действий постепенно сокращается до уровня автоматического их воспроизведения.

Самое трудное для младших школьников - распознать орфограмму. Под умением распознавать орфограммы понимается сложная деятельность, которая включает в себя и самостоятельную постановку задач следить за орфографической стороной письма и выделения орфографических явлений, и подведение их под соответствующее понятие.

Для выработки умений «видеть» орфограммы необходимо планировать выполнение задач в определенной методике последовательности:

1. Задачи на распознавание орфограмм при зрительном восприятии текста:

а) выполнить словообразовательный разбор выделенных слов и подчеркнуть орфограммы в словообразовательных аффиксах;

б) в записанном тексте подчеркнуть орфограммы определенного типа;

2. Задача на распознавание орфограмм при восприятии текста на слух:

а) с прослушанного текста выписать сложные слова, определить от каких основ они образованы, например ярко-красный (яркий и красный);

б) с изученного наизусть стихотворения выписать слова-существительные. Определить в них орфограммы.

3. Упражнения для записи текстов с пропуском орфограмм:

а) переписать текст. В словах вставить пропущенные буквы;

б) записать текст, пропуская орфограммы в суффиксах;

в) зрительный диктант. Учитель показывает на карточках слова с пропущенными орфограммами.

Выработав у учащихся умения находить орфограммы, необходимо научить их применять теоретические знания на практике. Для этого при выборе орфографического правила предлагается использовать такую памятку:

1. Узнай морфологическое выражение слова.

2. Поставь слово в начальной форме.

3. Выполни словообразовательный разбор слова.

4. Определи орфограммы (в приставках, суффиксах, корнях и др.).

5. Классифицируй обнаруженные орфограммы.

6. Обоснуй орфографические написания, вспомнив соответствующие правила.

Орфографические правила являются руководством к орфографическим действиям. Работа по усвоению орфографических правил включает в себя:

1) актуализацию опорных знаний, необходимых для усвоения нового материала;

2) мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся с целью овладения правописанием орфограммы;

3) словообразовательный разбор слов и определение в них контрольной орфограммы;

4) анализ условий применения орфограммы;

5) формулировка правила вывода о написании орфограммы;

6) выработка орфографических умений и навыков методом тренировочных упражнений.

Современная методическая литература по обучению орфографии классифицирует все правила на следующие типы: одновариантные, которые предлагают только один вариант написания); двухвариантные (содержат указание по написанию, когда есть выбор одного написания из двух вариантов); правила-рекомендации, инструкции по выполнению действий, связанных с проверкой написания слова. Работа над орфографическим правилом строится на принципе алгоритмизации обучения. Потребность использования алгоритмов в процессе изучения орфографии очевидна: они помогают ученикам выработать умение применять теоретические знания на практике, последовательно выполнять орфографические действия, вытекающие из содержания правил.

На уроках русского языка используют различные типы алгоритмов: одни из них требуют утверждения или отрицания (альтернативные); алгоритмы, которые являются своеобразными установками, или указаниями к выполнению орфографических действий (условно их называют алгоритмами-инструкциями); алгоритмы, составляющие обобщения с элементами воспроизведения структурных частей (условно их называют алгоритмами-схемами).

Алгоритм формирования умений предусматривает:

  • введение понятия, опору на предыдущие знания;
  • раскрытие понятия, обогащение его новыми элементами содержания;
  • обобщение со словесными формулировками;
  • конкретизацию в новой ситуации.

Чтобы определить последовательность шагов в формировании орфографических умений, с помощью логического структурирования по каждой теме необходимо выделить орфограммы. Как видим, правильному выделению орфограммы способствует качественная обработка фонетического, лексикологического, словообразовательного, грамматического материала, а также развитого словаря.

Чтобы обеспечить осознание учащимися двухвариантных правил и правил-рекомендаций, необходимо организовать на уроке ситуацию, когда ученики сами выведут правило индуктивным путем, на основе наблюдений и анализа языковых фактов.

Орфографические правила, как и определение языковых понятий, ученикам необходимо сознательно запомнить. При выполнении различных орфографических упражнений учащиеся многократно повторяют формулировки правила, которое изучают, обосновывают правильность собственного мнения, переносят знания на новый языковой материал.

Итак, усвоение орфографического правила является сложным и многоступенчатым процессом. Усвоить правило - значит не только знать его формулировку и алгоритм использования, но также уметь применять правило в условиях высказывания собственных мыслей, в письменной речи.

Отбор методов, приемов и упражнений для изучения орфографии должно быть очень заботливым, необходимо учитывать возрастные особенности детей, уровень их развития. Усвоение правил орфографии обеспечивается в основном методами теоретического изучения родного языка. Связное изложение учителя как метод обучения орфографии используют для теоретического обоснования тех написаний, которые своей сложностью требуют или затраты больших усилий учеников, или просто непосильные для самостоятельного осознания. Поскольку изучение орфографии строится на базе грамматики, то вполне естественно, что орфограммы типа: правописание окончаний, суффиксов, приставок, сложных слов можно выяснять путем беседы. Наблюдение и анализ языковых явлений как метод теоретического изучения целесообразно тогда, когда возникает необходимость пользоваться сопоставлением и сравнением для осознания правописания орфограммы. Это касается изучения правописания букв, обозначающих безударные гласные, написание слов, где происходят ассимилятивные процессы.

Методом работы с учебником следует изучать доступные для самостоятельного изучения орфограммы, которые часто подаются в таблицах (например, падежные окончания прилагательных; личные окончания глаголов и т.д.). Кроме использования методов теоретического изучения, значительная роль в формировании у учеников орфографических навыков принадлежит теоретико-практическому методу тренировочных упражнений. Метод упражнений способствует выработке орфографических умений и навыков, реализации принципа сознания и автоматизма.

Для усвоения орфографии используются различные виды упражнений, которые можно объединить в следующие группы:

1) списывание;

2) диктанты;

3) орфографический разбор;

4) работа с орфографическим словарем;

5) произвольное письмо - подбор слов с орфограммами;

6) упражнения по развитию речи, включающие орфографические задания.

В современной методике определена такая последовательность выполнения упражнений по орфографии:

1 этап - упражнения для распознавания орфограмм.

2 этап - упражнения с задачей обосновать написанное.

3 этап - дописывание слов, вставка пропущенных букв и тому подобное.

4 этап - отбор собственных примеров.

5 этап - синтетические (творческие) упражнения.

Чтобы правильно скомпоновать последовательность выполнения упражнений на отдельном уроке, уместно воспользоваться общедидактической системой упражнений, согласно которой все упражнения делятся на четыре группы:

1) подготовительные или предыдущие, которые проводятся перед изучением нового материала с целью актуализации ранее изученного;

2) вступительные упражнения, которые выполняются после ознакомления учеников с новой темой. Эти упражнения делятся на логические, предусматривающие анализ правил, выделение главного в учебном материале, выяснение причинных связей, другие логические операции, и пробные, применяемые в такой последовательности: предупредительный диктант, комментируемое письмо, пояснительный диктант;

3) тренировочные упражнения предназначены для выработки у учащихся умений и навыков. Сюда входят упражнения по образцу, по инструкции и по задачам;

4) завершающие упражнения включают в себя творческие (письмо по памяти, свободный диктант, диктант-перевод, перевод текста) и проблемные задания, а также работы контрольного характера.

Методисты считают, что отбор орфографических упражнений зависит от многих факторов. Во-первых, учитывается этап работы над орфограммой. Во-вторых, обеспечивается принцип постепенного наращивания трудностей. В-третьих, должен повышаться уровень самостоятельности учащихся в результате выполнения орфографических упражнений. На их отбор также влияет цель урока, возрастные особенности детей, уровень подготовленности класса, активность учащихся. Не следует забывать и о том, что выполнение орфографических упражнений должно обеспечивать участие зрительных, слуховых, моторных восприятий, развитие устной и письменной речи учащихся.

Упражнения по правописанию на уроке должны быть разнообразными и не повторять один и тот же языковой материал (слова, словосочетания, предложения). Интересные, разнообразные по содержанию тексты и предложения укрепляют орфографические навыки и вместе с тем повышают уровень знаний и общее развитие учащихся. Усвоения орфографии успешнее тогда, когда оно осуществляется на широкой лексической базе. Причем, нужно обязательно учитывать лингвистический характер орфографического материала, изучаемого языка. Например, усвоения фонетических написаний будет успешным, если будут преобладать слуховые упражнения; путем понимания и уточнения лексического значения слов (в частности, через текст) можно избежать семантических ошибок.

Одним из самых распространенных приемов работы почти на каждом уроке русского языка в начальной школе является орфографический разбор. Орфографический разбор способствует сознательному формированию у школьников орфографических умений и навыков. Этот методический прием предусматривает нахождение в слове орфограммы и рациональное использование правила ее правописания. В школе орфографический разбор практикуется преимущественно в форме развернутого рассуждения или сжатого, устного или письменного, обоснование принятой орфограммы.

Для выполнения орфографического разбора необходимо:

1) определить морфологическое выражение слова;

2) проанализировать его словообразовательное строение;

3) распознать орфограмму;

4) соотнести выделенную орфограмму с соответствующим правилом;

5) графически обозначить орфограмму в слове.

Орфографический разбор не является чем-то изолированным, он входит в системы орфографических упражнений, которые можно проводить на разных этапах урока преимущественно в учебных целях, хотя оно может выполнять и контрольную функцию, поскольку, объясняя орфограмму, ученик приводит в действие весь необходимый запас теоретических знаний, умений и навыков по фонетике, лексике, словообразования, морфологии и синтаксиса. Понятно, что включение орфографического разбора в уроки изучения большинства программных тем обусловлено как связями орфографии с другими разделами науки о языке, так и важности, сложности и продолжительности формирования у учащихся прочной орфографической грамотности.

С орфографией связаны и занятия по развитию речи. Ведь в процессе произвольного, творческого письма, которым являются упражнения по развитию речи, активизируется и обогащается словарь учеников, совершенствуется их речи в целом, в том числе со стороны орфографической грамотности. Ученики должны научиться распознавать орфограммы и правильно писать их не только в выполняемых упражнениях, но и в произвольном письме.

Система работы по формированию у младших школьников орфографических навыков предполагает поэтапную учебную деятельность детей, направленную на развернутое выполнение умственных операций в начальных периодах обучения и следующую автоматизацию произведенных умений, обеспечивающих формирование у учащихся орфографической грамотности.

Учитывая, что 80% знаний человек усваивает в младшем школьном возрасте, имеется возможность на уроках русского языка сформировать навыки правописания, а от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается работа учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определение орфограммы....

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается тема работы учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы....

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...