Сообщение на тему «Личностно – ориентированный урок как средство развития основных БУД»
методическая разработка

Алферова Людмила Владимировна

        В последние годы личностно - ориентированный подход  считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

          Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный урок --  как средство развития основных БУД
        В последние годы личностно - ориентированный подход  считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

          Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».


     Главным направлением деятельности коррекционной   школы является личностно- ориентированный подход, который провозглашает уважение достоинства личности каждого ребенка, соблюдение его прав и свобод, содействие индивидуальному развитию ребёнка.

Что же означает понятие «личностно ориентированный подход»?
Это:
-Принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
-Ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним.
-Учет индивидуальных особенностей в процессе обучения.
-Создание психолого-педагогических условий для каждого обучающегося.
Личностно-ориентированное учение – обучение, где в центре внимания
стоит личность ребенка, его самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Личностно-ориентированный подход на уроке --  это методологическая ориентация в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка,
развитие его индивидуальности
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода в коррекционной школе:
- личностно-ориентированное обучение
- технология саморазвивающего обучения
-педагогические технологии адаптивной школы;
- гуманно-личностная технология - игровые технологии;
-технологии уровневой дифференциации;
- технология индивидуального обучения
(индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- технология «Педагогические мастерские»

ФГОС основного общего образования является стандартом коррекционной школы, в котором максимально учтены особенности учащихся, необходимые для обеспечения их успешности (личностной и профессиональной).

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от знаний, умений и навыков к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий, кратко (БУД).

Понятие «Базовые учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

БУД способствуют:

- пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;

- принятию активной позиции, умению успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;

- готовности быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

В сфере личностных БУД будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных БУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных БУД выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действиями моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных БУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности речи.

Практика показывает, что в коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы коррекции.

Приемы педагогической коррекции:

- приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением интеллекта;

- специальные приемы организации обучения;

- логические приемы переработки учебной информации;

- приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Приемы психологической коррекции:

- доверие к личности ребенка;

- формирование реально осознаваемых/действующих мотивов поведения;

- анализ конфликтных ситуаций;

- безусловное принятие;

- игнорирование;

- эмоциональное поглаживание;

- ассоциации;

- сочувствие;

- обратная связь;

- моделирование желаемого поведения;

- релаксация;

- ритуалы.

Приемы логопедической коррекции:

- повтор поставленного звука изолированно, в слогах, словах;

- повтор слогов, слов с оппозиционными звуками;

- изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса;

- выделение определенного звука из ряда других звуков;

- дифференциация движений органов артикуляционного аппарата;

- дефференциация звуков по принципам твердости-мягкости, звонкости-глухости;

- прием удлинения и варьирования слогов;

- анализ и синтез слогов, слов;

- сопоставление и распространение предложений, рассказов;

- употребление и преобразование грамматических форм;

- выделение ударных и безударных гласных;

- рисование буквы;

- обводка, штриховка букв;

- логопедический массаж: поглаживание, растирание, вибрация и т.д.

Данные приемы коррекционной работы обеспечивают формирование БУД.

Система коррекционной работы по формированию у младших школьников с ОВЗ базовых учебных действий включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и упражнений.

 Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания    и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования базовых учебных действий.

Необходимым условием полноценного формирования базовых учебных действий является организация совместной деятельности детей.

В едином алгоритме реализовываются рефлексивные моменты, предусмотренные на каждом уроке: подведение совместно с детьми итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. С учетом работоспособности детей дозируется учебная нагрузка, для повышения психофизической активности детей используются различные двигательные упражнения и физкультминутки.

Для формирования базовых учебных действий у учащихся в учебном процессе используются технологии, отвечающие принципам деятельностного подхода:

 игровые технологии,

технологии непосредственно направленные на формирование действий планирования,

контроля и целеполагания, что создает условия для постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет развернутой алгоритмизации обучения,

общих алгоритмов действий в ориентировке,

исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании.

Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:

  • не  делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
  • поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
  • используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;
  • проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;
  • используйте различные типы рефлексии (коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;
  • при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;
  • самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».

Урок – одна из форм организации учебного процесса. Совершенствование урока – главнейшее условие повышения качества обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их успешной социализации

Личностно - ориентированный урок в коррекционной школе, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока
Традиционный урок

-Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

-Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
-Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель
-Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми
-Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле
-Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки
-правила поведения в классе и следит за их выполнением
-Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных

Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Личностно-ориентированный урок
-Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта
-Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий
- Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

-индивидуальную работу с каждым ребенком
-Помогает детям самостоятельно спланировать деятельность
-Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
-Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение
-Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.

И хочу представить этапы урока, что мы делали раньше, и что сейчас требуется по внедрению ФГОС.

1.Организационная часть

• Раньше: Цель: создать рабочую атмосферу.

Действия: приветствие, проверка готовности учащихся и оборудования, выявить отсутствующих.

• Сейчас: Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу.

Действия: осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на веру в себя, в получение знаний.

2.Сообщение темы и цели урока

• Раньше Цель: сообщить тему и цель урока в готовом виде.

Действия: тема записывается на доске или озвучивается вместе с целью.

• Сейчас Цель: определить вместе с учеником тему и цель; составить план урока; нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока.

Приёмы: проблемная ситуация; групповая, парная, фронтальная работа.

3.Актуализация опорных знаний и умений

• Раньше Цель: повторить пройденный материал, который лежит в основе новых знаний.

Формы: индивидуальные, фронтальные, комбинированный опросы учащихся.

• Сейчас Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.

Формы: создание ситуации успеха; практическая работа; высказывание и обоснование своей точки зрения.

4.Изучение нового материала.

• Раньше Цель: формирование новых знаний и умений.

Действия: объяснения учителя; самостоятельное изучение по учебнику; фронтальная беседа.

• Сейчас Цель: формирование новых способов решения поставленных учебных задач.

Действия: создание проблемной ситуации; организация обмена мнениями; открытие нового знания путём поиска решения поставленной задачи; использование видео - аудио материалов, Интернет ресурсов; дидактические игры.

5.Закрепление изученного материала.

• Раньше Цель: закрепить новый материал

Формы: опрос-закрепление; самостоятельная работа.

• Сейчас Цель: подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов решения поставленных учебных задач.

Формы: корректировка своих знаний; высказывание и обоснование своей точки зрения; выполнение практической работы в группах или парах; организация диалога

6.Оценивание работы учащихся

• Раньше Цель: оценка работы каждого ученика на уроке.

Действия: выставление отметок учащимся за работу на уроке; сообщение и обоснование выставленных оценок.

• Сейчас Цель: самооценка учеником своих учебных достижений.

Действия: сопоставление учебных результатов решения учебных задач с полученным результатом своей деятельности на уроке; самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом.

7.Итог урока

• Раньше Цель: подведение итога урока

Формы: Опрос-беседа Окончание урока

• Сейчас Цель: сообщение результатов решения учебной задачи.

Формы: повторения плана и цели урока; сопоставление цели урока с его результатом; обоснование своей точки зрения по уроку; рефлексия.

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

Сообщение на тему

«Личностно – ориентированный урок как средство развития основных БУД»

                                                            Подготовила учитель

                                                  I категории

                                                         Алферова Л.В.

               

Смоленск

2019 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на ШМО "Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД"

Выступление из опыта работы о подготовке и проведении уроков с использованием технологии личностно-ориентированного обучения....

Доклад. Тема: «Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД»

Доклад на тему "Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД"...

Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД

Выступление на заседании кафедры учителей начальных классовСовременный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим сред...