Тема: Технология уровневой дифференциации в начальной школе
статья

Технологии уровневой дифференциации позволяет кждому обучаться на уровне своих возможностей и способностей, что даёт каждому получать  максимальные по его способностям знания и реализовать свой личный потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на ММО учителей начальных классов

Тема:

Технология уровневой дифференциации в начальной школе

Горбань Любовь Ивановна

учитель начальных классов

Технология уровневой дифференциации в начальной школе

Наша современная школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.

Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • Личностно-ориентированное обучение
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Технологию уровневой дифференциации
  • Игровые технологии
  • Коллективную систему обучения
  • Технологию проектной деятельности

В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблема прочности знаний решается через технологию уровневой дифференциации .

Уровневая дифференциация – технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС

Новые образовательные стандарты устанавливают требования к личностным качествам выпускников образовательных учреждений.

Целью обучения становится не столько «научить», сколько «воспитать» нового члена общества, способного найти свое место в стремительно развивающемся социуме. На первое место выходят личностные качества обучающегося с самого раннего периода обучения.

Положение ФГОС: «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития» Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Задание дается гомогенной (Гомогенная группа — это группа, в которой все члены имеют между собой много общего) группе ( от 2 до 4 –х человек) , а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать свое мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностям

         Осуществляя дифференциацию, нужно руководствоваться следующими требованиями
•    создание атмосферы, благоприятной для учащихся; 
•    активное  общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут; 
•    обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может). 
         
Формы работы в рамках технологии
Для разноуровневого обучения используют: 

Контрольные и самостоятельные работы разного уровня сложности

Задания для индивидуальной работы, с учётом

выбранного учеником уровня сложности

Задания-схемы, карточки-информаторы («помогайки») для самостоятельного усвоения нового или закрепления пройденного материала, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи 
• Альтернативные задания для добровольного выполнения 
• Задания, помогающие в овладении рациональными

способами деятельности   

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственно контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке. Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок ( невыученное правило, не различение каких-либо понятий, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок . Перед дифференцированием домашнего задания, ставятся такие цели :

  • восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика, ( в этом случае задание индивидуальное); подготовить учащихся к изучению нового учебного материала ;
  • оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);
  • расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме

Технология уровневой дифференциации обучения применяется на различных этапах учебного процесса: при изучении нового материала; при закреплении материала; организации работы над ошибками. Осуществляется дифференцированный подход к организации домашней работы. Для организации дифференцированного обучения необходимо разработать три типа дифференцированных заданий.

1 уровень – это базовый стандарт, ученик овладевает базовым уровнем.

2 уровень - обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал первого уровня, показывают применение понятий.

3 уровень – предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал, его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения.

Варианты разноуровневых карточек по русскому языку.

Тема: «Парные согласные на конце слова»

Уровень 1

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Моро(з, с ) - …, зу(б,п) - …, мор(ж,ш) - …, рука(в,ф) - …, горо(д,т) - …, дож(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, фла(г,к) -…, каранда(ж,ш) - …. .

Уровень 2

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Моро… - …, зу… - …, мор… - …, рука… - …, горо… - …, дож…ь - …, ёр… -…, фла… - …, каранда… -….

Уровень 3

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы.

Моро… - …, зу… - …, мор… - …, рука… - …, горо… - …, дож…ь - …, ёр… -…, фла… - …, каранда… -….

Тема: «Безударная гласная в корне слова»

1 уровень

В проверяемом слове вставь пропущенную букву, поставь ударение.

часики – ч….совой

стрелы– стр….лять

корм – к…рмить

страны – стр…на

море – м…ряк

лист – л…сточек

мостик – м….стовая

земли – з….мля

     2 уровень

Из двух слов выбери проверочное слово, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

мостовая, мостик – м…сты

сосны, сосновый – с..сна

деревянный, деревья – дер…во

ночлег, ноченька – н…чевать

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

3 уровень

Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

… - ст…лбы        

… - б…рега

… - ц…на

… - м…стерить

… - пл…та

… - отп…лить

… - с…рпы

… - пол…вать

…. – с…дло

… - цв…тут

… - с…довник

… - в…дяной

Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Дифференциация заданий позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам. Использование технологии уровневой дифференциации даёт возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя в выборе методов, средств и форм обучения. Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Технология проблемного обучения в начальной школе"

Одна из технологий ,используемых в начальной школе ,является проблемная технология.О ней и говорится в докладе....

Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

«Инновационная деятельность педагога: «Творческий подход к уровневой дифференциации в начальной школе в условиях профилизации образования».

     Идеи профильной дифференциации еще в начале 20 века нашли широкое распространение в российских «новых школах». При этом в качестве одного из основных механизмов ...

Доклад по теме "Технология проблемного обучения в начальной школе"

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность уча­щихся с усвоением ими готовых выводов науки, а...

Технология уровневой дифференциации в начальной школе

Технология дифференцированного обучения — это подход к обучению, который учитывает индивидуальные потребности, интересы, стили обучения и уровни подготовки учащихся.Суть технологии дифференциров...