Метод работы с интеллект-картами
статья

Швацкая Ольга Николаевна

Составление  ребёнком рассказа с опорой на интеллект-карту  способствует развитию монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_raboty_s_intellekt-kartami.docx652.7 КБ

Предварительный просмотр:

Метод «Интеллект – карт»

Связно рассказать о прочитанном, выразить словами свои эмоции и чувства - часто это под силу одному-двум ученикам в классе. Метод интеллект-карт в корне меняет ситуацию, предоставляя каждому ребенку сообразный с его природой способ восприятия, обработки и представления информации.

Чтение - один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» - это способность воспринимать, понимать информациюзаписанную (передаваемую) тем или иным способом. 

Литературное чтение объединяет два основных направления в обучении -приобретение речевых навыков и умений и изучение художественных произведений.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младших школьников, подразумевающей умение воспринимать и перерабатывать  информацию, содержащуюся в текстах различного характера. То, как учащиеся анализируют прочитанный текст, характеризуют героев произведения, обсуждают мотивы их поведения, соотнося их с принятыми нормами, осознают смысл прочитанного, формулируют основную мысль текста, и является читательской компетенцией или предметными результатами изучения курса «Литературное чтение».

В методическом аппарате курса выстроена система вопросов и заданий для достижения предметных результатов. В основном это разнообразные виды работы с текстом:

ответы на вопросы по содержанию текста;

воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

подробный и выборочный пересказ прочитанного;

установление последовательности действия в произведении; самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами);

установление взаимосвязи смысловых частей текста и т.п. 

Каждое из перечисленных действий, как правило, выполняется отдельно от других.

Опыт показывает, что многие виды работ с текстом можно объединить, если воспользоваться методом интеллект-карт.

На его основе, используя графические средства, учащиеся анализируют прочитанный текст, характеризуют героев по их описанию, поступкам, обсуждают мотивы их поведения, осознают смысл прочитанного, устанавливают смысловые взаимосвязи практически одновременно. Благодаря графическим средствам метода интеллект-карт деятельность учащихся становится наблюдаемой и, следовательно, управляемой, т.е. своевременно корректируемой учителем.

Опишем, как с помощью метода интеллект-карт учащиеся достигали предметных результатов при изучении произведения В. Бианки «Мышонок Пик» (УМК «Школа России», 3-й класс, раздел «Люби живое»). Основным приёмам (законам) построения интеллект-карт дети были обучены заранее. Эти приёмы несложные, они легко запоминаются и воспроизводятся. Обучение не заняло много времени – двух уроков, цветных мелков учителю, цветных карандашей и двух листов бумаги формата А4 каждому ребёнку хватило, чтобы усвоить суть  метода.

Предметными результатами изучения произведения являются следующие умения учащихся:

      -формулирование основной мысли произведения;

       -составление простого и сложного плана текста;

       -самостоятельное нахождение ключевых слов;

       -самостоятельное формулирование характеристик героя (внешний вид,

         черты характера и поступки, мысли героя);

      -воссоздание образов в соответствии с авторским текстом;

       -воссоздание ситуаций, в которых характер героя раскрывается с

        наибольшей полнотой;

       -формулирование личного отношения к прочитанному, к герою;

        понимание  и определение личных эмоций.

По ним ребёнок раскрывает и персонаж, и содержание произведения. Достаточно подробно описывает портрет героя, выбирая из текста нужные слова и размещая их на ветке внешний вид. Характеризует мышонка по его действиям и поступкам в той или иной ситуации, заполняя ветку характер. Рассказывает о приключениях, в которых характер мышонка раскрывается с наибольшей полнотой. Работая с текстом, выбирает ключевые слова для заполнения веток домик и пища. Так постепенно ребёнок наполняет структуру карты ключевым содержанием, используя для этого не только слова, но и рисунки (гнёздышко, чайка, змея, розовый язычок, молоко, мёд). Такой способ повествования даёт возможность ребёнку глубже проанализировать авторский текст, осознать смысл прочитанного. Графика даёт возможность продемонстрировать важное умение – устанавливать смысловые взаимосвязи частей текста, которые ребёнок изображает пунктирными стрелками на рисунке. Например, ребёнок понимает и показывает, что характер главного героя проявляется в том, как он преодолевает опасности в приключениях, ищет себе пищу и укрытие. Что облик мышонка – маленький, худенький, порезанное ушко – это результат скитаний и отсутствие полноценного питания, и т.д. Ещё одна возможность графики, которая позволяет ученику отобразить личные эмоции – это использование цвета в оформлении интеллект-карты. Если для этого ребёнок выбирает яркие сочные цвета (в большинстве случаев это так), рисует карту аккуратно и с любовью, то можно судить о его положительном эмоциональном настрое.

Так, рисуя интеллект-карту, ребёнок демонстрирует не только вышеуказанные умения, но и познавательные универсальные действия: анализ, сравнение, классификация, синтез, систематизация, обобщение, установление связей.

Важно отметить, что интеллект-карта является хорошей опорой ребёнку при воспроизведении авторского текста, воссоздании сюжетных ситуаций и образов. Опыт использования интеллект-карт в данном аспекте показывает, что, имея такую опору, ребёнок с удовольствием подробно и связно раскрывает содержание текста даже если в его карте почти нет ключевых слов, а только рисунки  или слова сокращены до двух-трёх букв .

Таким образом можно с уверенностью сказать, что составление  ребёнком рассказа с опорой на интеллект-карту  способствует развитию монологической речи.

В центре объект, тема понятие, предмет и тд., далее ветки с ключевыми словами, с каждым ключевым словом могут быть связаны ассоциации, они показываются ветками второго уровня.

Чем больше адекватных слов-ассоциаций использовано в карте, тем глубже проработан центральный образ. Чем точнее изображены ключевые ветки и их ответвления, тем структурнее уложился в сознании человека материал.

При работе с произведением решаются следующие задачи:

   - выявить структуру произведения;

  - выделить и уточнить существенные и второстепенные характеристики  (признаки) героев или персонажей;

  - установить связь между персонажами и событиями, в которых они принимают участие;

 - установить связь между словесными и образными представлениями персонажей, событий.

Для решения этих задач мы и воспользовались методом интеллект-карт.

Признаки, названные детьми, записывались, по ним находились имена признаков. Записи оформлялись в виде таблицы

Так, играя, дети незаметно для себя обучались анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать, обобщать информацию. Переводить её из текстового формата в графический, связывать между собой. Кроме этого дети учились сотрудничать: слушать и слышать, помогать и поддерживать, оценивать и корректировать друг друга.

 Способ переработки информации, основанный на методе интеллект-карт позволяет достигать предметных результатов и в других областях, например, в курсе «Окружающий мир».

Рисунок 1Рисунок 2

Рисунок 3

                                                                       Рис.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод Интеллект-карт на уроках в начальных классах.

Использование  метода  составления  интеллект-карт  на  уроках  в  начальной  школе.С  введением  Федерального Государственного Образовательного Станд...

Метод интеллект-карт как способ формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.Применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:самостоятельное выделение и формулир...

Творческие работы учащихся (интеллект-карты).

Творческие работы учеников 3 класса....

Творческие работы учащихся (интеллект-карты).

Творческие работы учеников 3 класса....

Творческие работы учащихся (интеллект-карты).

Творческие работы учеников 3 класса....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА «MIND MAPS» (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ)...