Воспитание толерантности и терпимости к другим национальностям через модули предмета ОРКСЭ в начальной школе
статья (4 класс)

Магдашаускене Елена Анатольевна

Статья по обобщению педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.52 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ТЕРПИМОСТИ К ДРУГИМ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМ ЧЕРЕХ МОДУЛИ ПРЕДМЕТА ОРКСЭ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время особенно актуальной стала  проблема терпимого отношения к людям иной национальности и культуры.     Не  секрет, что сегодня всё большее распространение среди детей получили  недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью и школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. 

«Школа является своего рода центром сообщества. В школе происходит прогнозирование и планирование будущего, через школу сообщество формулирует и утверждает собственные перспективы»  

                             Бетти Э. Риэрдон

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом. Прекрасно понимая, что мы все  разные  и  что  надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто. И этому же надо учить детей.

Так что же такое толерантность?

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Одним из предметов, призванных решить эту проблему в начальной школе, является предмет ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики), на котором через понятие «культура» мы знакомим ребят с тремя основными мировыми религиями и одной национальной.

 В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.   Через модули предмета ОРКСЭ дети младшего школьного возраста начинают знакомиться с понятием толерантность и тем, как это понятие раскрывается в разных религиях.

Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».

Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верность своему слову».

Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».  
        Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

Толерантность – это:

- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

- прощение;

- уважение прав других;

- сотрудничество, дух партнерства;

- уважение человеческого достоинства;

- милосердие;

- принятие другого таким, какой он есть;

- сострадание.

Если рассмотреть изучаемые модули курса ОРКСЭ, то в каждом из них легко выделить темы, направленные на привитие толерантного отношения друг к другу.

Например, в модуле «Основы мировых религиозных культур» изучаются следующие темы:

Человек в религиозных традициях мира.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Паломничества и святыни.

Праздники и календари.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

В модуле «Основы православной культуры» есть такие темы:

Православное учение о человеке.

Совесть и раскаяние.

Милосердие и сострадание.

Зачем творить добро?

Заповеди.

Таинство Причастия.

Монастырь.

В модуле «Основы светской этики» изучаются темы:

Правила общения для всех.

Каждый интересен.

В развитии добрых чувств – творение души.

Жизнь протекает среди людей.

Жизнь священна.

Милосердие – закон жизни.

Большую ценность для учащихся имеют также и этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.      Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков  детей означает, что в воспитательной деятельности на первый  план  выходят  задачи понимания ребенка.

В заключении хочется сказать, что толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская научная конференция педагогов Статья "Воспитание толерантности, межэтнической терпимости и чуткости "

Данная статья поможет учителю наладить воспитательнкю работу в многонациональных классах, раскроет приёмы толерантного воспитания. Теоретические приёмы раскрывают опытные педагоги и воспитатели, а пра...

Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.

Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Веселовой Наталией Викторовной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное н...

Развитие познавательной активности учащихся в сфере ознакомления с историей Санкт-Петербурга через предметы, изучаемые в начальной школе.

Данный материал является результатом совместной деятельности с моей коллегой Мальцевой Аллой Николаевной, с которой мы более 20 лет работаем в одной школе. Участие в районном семинаре "Культурное насл...

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Формирование межнационального согласия и толерантности школьника возможно при соблюдении определенных условий: • В семье надо создать и развивать семейные традиции • Семья не должна существовать изоли...

Духовно –нравственное воспитание пятиклассников через учебные предметы ОРКСЭ и ОДНКНР. ( выступление на педсовете)

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.Духовно-нр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» (пропедевтическое изучение предмета «ФИЗИКА» в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА  «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» направлена на организацию раннего изучения предмета "Физика" на пропедевтическом уровне...