Выступление на МО классных руководителей «Программа воспитания 2022-2023, работа классных руководителей по новым рабочим программам. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
методическая разработка

Алферова Людмила Владимировна

  Классный руководитель - это и работа, и увлечение, и образ жизни, и призвание. В своей работе я пользуюсь главным принципом: всегда помню о том, что родители доверяют мне самое дорогое в их жизни, своего ребёнка Меня всегда волнует их настроение. Знаю, у кого какие привычки, что им нравится и о чем они мечтают. Учу их, и сама учусь терпению, пунктуальности и аккуратности в работе.

       Понятие «ключевые общешкольные дела» в педагогический лексикон было введено В.А. Караковским.    Вот что сам автор пишет о них. «В этих комплексных делах участвуют все ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании, в коллективе».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

Выступление на МО классных руководителей

«Программа воспитания 2022-2023, работа классных руководителей по новым рабочим программам.

 Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Классный руководитель

1Б класса

Алферова Людмила Владимировна

                                         Смоленск 2022

   

  Классный руководитель - это и работа, и увлечение, и образ жизни, и призвание. В своей работе я пользуюсь главным принципом: всегда помню о том, что родители доверяют мне самое дорогое в их жизни, своего ребёнка Меня всегда волнует их настроение. Знаю, у кого какие привычки, что им нравится и о чем они мечтают. Учу их, и сама учусь терпению, пунктуальности и аккуратности в работе.

       Понятие «ключевые общешкольные дела» в педагогический лексикон было введено В.А. Караковским.    Вот что сам автор пишет о них. «В этих комплексных делах участвуют все ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании, в коллективе».

       В.А. Караковский подчеркивает  важное обстоятельство: рамки общешкольного ключевого дела достаточно свободны, они не только позволяют, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариантность самовыражения класса и отдельно ученика.

Непременные черты каждого ключевого дела:  коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равные партнеры, что создает атмосферу общей увлеченности и ответственности».

Основные характеристики ключевых дел 

       Ключевые общешкольные дела – это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных творческих дел,

- интересных и значимых для школьников.

-Ключевые общешкольные дела  являются стержнем годового цикла воспитательной работы школы, через которые

-осуществляется интеграция воспитательных  усилий педагогов.

-Общешкольные ключевые  дела объединяют детей и педагогов в единый коллектив (детско-взрослую общность).

-Ключевые общешкольные дела носят творческий характер и общественную направленность, подразумевают проявление заботы детей о других, друг о друге.

-Ключевые дела  обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсивному общению, ставят их в ответственную позицию.

       В школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора).

-В проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами и максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников.

-Введение ключевых дел в жизнь школы позволяет преодолеть  мероприятийный  характер воспитания и сделать его системным.

     Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы Центра. Каждая из них представлена в соответствующем модуле.

 Ключевые дела - это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников
и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми

                     Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые общешкольные дела - формы работы:

На внешкольном уровне

На школьном  уровне

На уровне класса

На        индивидуальном  уровне

На внешкольном уровне:

         Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел - благотворительной направленности Подарок маме»); экологической (долгосрочный эколого-преобразовательный проект Пришкольный участок»); долгосрочный проект Музей русской старины»); патриотической Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»); трудовой («Чистый двор») направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума;

      участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям День героев Отечества», «Первый в космосе», «#ОкнаПобеды» и др.)

На школьном уровне:

      регулярно проводимая церемония поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации в начале (конце) каждой учебной недели; общешкольные праздники День Знаний», «С любовью к Вам, учителя!», «Праздники  русского календаря», и др.), ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов  знаменательными датами, в которых участвуют все классы  Центра;

      регулярно проводимые акции, целью которых является вовлечение всех членов школьного коллектива в деятельность общественно значимого характера Сдай макулатуру – спаси дерево», «День здоровья»);

       конкурсы интеллектуальной и художественной направленности, способствующие развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширению их кругозора  Декада МО классных руководителей»);

        выставки творческих работ и достижений учащихся (ярмарка школьных талантов: «Дары осени», «Пасху радостно встречаем»; фестиваль «Вторая жизнь вещей» и другие);

         торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей («Последний звонок» и другие);

          церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни Центра, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

-участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

-проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел.

На индивидуальном уровне

-вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела Центра;

-индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

-наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

-при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Таким образом, ключевые общешкольные дела являются  стержнем годового цикла воспитательной  работы школы.

-Ключевое дело становится  системообразующим по предлагаемому направлению воспитательной деятельности.

-Общешкольные ключевые дела объединяют  детей и педагогов в единый коллектив (детско-взрослую общность).

 Заключение:

 Уникальность классного руководителя состоит в том, что из всех педагогов он ближе всего находится к ребенку, а значит, имеет больше возможностей влиять на его личностное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО классных руководителей: "Патриотическое воспитание младших школьников"

Т. Г.Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Патриотическое воспитание имеет огромное значение в формировании личности школьника, формировании юного гражданина Росси...

Выступление на ШМО классных руководителей.Нравственное воспитание школьников.

Целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и общечеловеческие ценности....

Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».

Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...

Программа воспитания 2022-2023

Программа разработана с учётом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до...

План работы классного руководителя с родителями на 2022-2023 учебный год

Цель:   сотрудничество  с родителями  учащихся класса, оказание методической, психолого-педагогической  помощи, укрепить связи между школой и родительской общественностью....