Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Голованова Ия Ивановна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования

(для 1-4 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Шахматы »

для 1а класса.

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.

                                                   Составитель:

                                     Голованова Ия Ивановна,

                                       учитель начальных классов

пгт. Излучинск, 2021

Рабочая программа для 1 класса  разработана на основе:

-основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

- программы: Волкова Е.И., Прудникова Е.А.    Программа  для 1-4 классов общеобразовательных организаций  «ШАХМАТЫ ШКОЛЕ»;М., 2016, 35с.,

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты освоения – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

Это: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

 - формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

-  формирование основ шахматной культуры;

 - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

 - готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;  

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

 - умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим

Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - овладение способом структурирования шахматных знаний; - овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД: 

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;  - умение донести свою позицию до других; - умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Шахматы школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести: - знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека; - знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала; - навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры

 В результате освоения Программы обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать: - правила техники безопасности во время занятий;

 - историю возникновения и развития шахматной игры;

- чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;

- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

 - историю возникновения   шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества   шахматиста - спортсмена;

  - историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

 – использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.            

Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.

К концу первого учебного года (первого класса) обучающиеся должны: объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

 знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

 знать правила хода и взятия каждой фигуры;

 знать, что такое нападение и уметь видеть элементарные угрозы соперника;

 ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;  

 правильно располагать шахматную доску между партнерами;

 правильно расставлять фигуры перед игрой;  

 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

 знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

 знать «цену» каждой шахматной фигуры;

 усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём;

 овладеть способом «взятия на проходе»;

 записывать шахматную партию;  уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры. 

История шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.  

Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения шахматистов. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов.   Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии., основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико -  соревновательная деятельность: конкурсы решения задач, спаррингК, соревнования, шахматные праздники.

  1. Тематическое  планирование в 1 а классе

Тема

дата

факт

примечания

1

Шахматы -  мои друзья. История шахмат

2

Шахматная доска

3

Горизонталь

4

Вертикаль

5

Диагональ

6

Шахматная нотация

7

Шахматные фигуры и  начальная позиция

8

Ладья

9

Слон

10

Конь

11

Пешка

12

Превращение пешки

13

Король

14

Ценность фигур

15

Нападение

16

Взятие. Взятие на проходе

17

Шах и защита от шаха

18

Мат

19

Пат, ничья

20

Рокировка

21

Основные принципы игры  в начале партии

22

Мат двумя ладьями одинокому королю

23

Мат ферзём и ладьями  одинокому королю

24

Мат ферзём и королём  одинокому королю

25

Материальное преимущество

26

Нарушение основных принципов игры в начале партии

27

Партии - миниатюры

28

Запись шахматной партии

29

Правила шахматного этикета

30

Шахматный турнир

31

Шахматный турнир

32

Шахматный турнир

33

Шахматный турнир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....