Отчет по самообразованию на тему :«Технология групповой работы на уроках в начальной школе».
материал (4 класс)

Малышкина Мария Сергеевна

Отчет по самообразованию на тему«Технология групповой работы на уроках в начальной школе». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samorazvitiyu.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Малышкиной Марии Сергеевны

Тема: «Технология групповой работы на уроках в начальной школе».

Цель: формирование универсальных учебных действий, повышение качества знаний по предметам, приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения

Задачи:

  • проверка знаний учащихся по определённой теме или отработка приобретённых навыков;
  • обобщение пройденного материала или исследование какого-либо объекта;  
  • раскрыть свою индивидуальность;
  • развивать творческую активность учащихся.

Актуальность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умения спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в склоку собеседники должны уметь, по крайней мере следующее:

1) формулировать свою точку зрения;        

 2) выяснять точки зрения своих партнеров;

 3) обнаруживать разницу точек зрения;

Групповая работа – форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, она позволяет :

- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

- дать каждому ребёнку утвердиться в себе;

- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. В настоящее время ведущая цель процесса обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, самостоятельно добывая новые знания в процессе исследовательской, поисковой деятельности.

Реализация данной цели способствует групповая работа, в этом и заключается актуальность и широкая применяемость этой формы.

Ожидаемые результаты

  1. Улучшится качество усвоения программного материала;
  2. Дети  будут  ходить  в школу с хорошим настроением;
  3. Уровень взаимоотношений   станет хорошим;
  4. Повысится коммуникативная компетентность  учащихся;
  5. Групповая работа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем.

Технологический процесс групповой работы

Человек в процессе своей жизнедеятельности вынужден участвовать в огромном количестве групп: семья, школа, класс, профессиональный коллектив. Знать и принимать правила, нормы. Человек должен уметь жить в группе. И чем раньше он получит необходимые для этого знания, тем лучше.

Организуя на уроке работу в малой группе, мы моделируем реальные ситуации, которые могут встретиться детям в будущем, и в игровой форме, более понятной для этой возрастной категории, учим детей общаться.

Такой вид деятельности, как технология деятельностного подхода учащимся выполнять работы на протяжении некоторого отрезка времени, а не укладываться в жёсткие рамки урока, что способствует более качественному их выполнению.

Подготовка обучающихся класса была начата практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делалось  это с большой осторожностью, дабы не нарушить очень тонкий и ранимый внутренний мир ребенка. При совместной деятельности проявилась, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию. Групповая работа – это способ совместного решения проблем.Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями.

Я пришла к выводу, что групповая работа имеет ряд преимуществ:

  1. Класс стал сплоченней;
  2. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся;
  3. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Я убедились, что в первую же неделю занятий все, даже самые застенчивые и тревожные  дети преодолевают этот барьер, но сначала не индивидуально, а в составе детской группы.

Использованные источники:

1. Большой педагогический словарь / под ред. А.П. Антонова. - М.: Педагогика, 2002

2. Гикал Л.В. Групповая работа как эффективная форма организации урока / Л.В. Гикал // Начальное образование. - 2009. - № 6.

3. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман. - М.: ОИРО, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология групповой работы на уроках в начальной школе

  Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Чем активнее методы обучения, тем легче и эффективнее заинтересовать детей учебной деятельность...

Технология групповой работы на уроках в начальной школе

Данная методическая разработка посвящена проблеме организации сотрудничества школьников в процессе обучения, групповой работе как одной из форм деятельности учащихся на уроке, представлены примеры орг...

Формирование коммуникативных компетенций через использование технологии групповой работы на уроках в начальных классах

В презентации кратко описана роль групповой формы работы в формировании коммуникативных компетенций и способы ее организации на уроке....

Статья "Технология групповой работы на уроке в начальной школе"

В статье представлены характеристика, принципы, этапы и эффективность групповой работы на уроке....

Технология групповой работы на уроках в начальной школе

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей...

Доклад на тему : « Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе”

Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе...