Методическая разработка на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с умственной отсталостью»
методическая разработка

Кругова Ольга Дмитриевна

У детей с умственной отсталостью помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта проявляются грубые нарушения речи. Речь часто отсутствует либо формируется с большим запозданием.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Логопеды, работающие с детьми с умственной отсталостью, отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом. Поэтому на логопедических занятиях систематически ведется  работа по развитию речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с умственной отсталостью»

У детей с умственной отсталостью помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта проявляются грубые нарушения речи. Речь часто отсутствует либо формируется с большим запозданием.

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Логопеды, работающие с детьми с умственной отсталостью, отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом. Поэтому на логопедических занятиях систематически ведется  работа по развитию речевого дыхания.

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:

1) формирование навыков правильного речевого дыхания;

2) укрепление мышц лица и грудной клетки;

3) улучшение функции внешнего (носового) дыхания;

4) развитие фонационного (озвученного) выдоха;

5) выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

6) тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;

7) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;

8) повышение умственной работоспособности детей;

9) нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;

10) закрепление лексических тем и грамматических категорий;

11) стимуляция интереса к занятиям.

Этапы формирования и развития речевого дыхания:

  1. Этап развития физиологического дыхания

Цель: увеличить объем дыхания, выработать плавный, длительный, экономный выдох, выработать диафрагмально-реберный тип дыхания при активном участии диафрагмы, активизировать мышцы губ.

Сначала знакомим детей с внешним выражением процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц: сесть ровно, спокойно, ладонь положить на живот (на область диафрагмы). Делаем правильный вдох.

- Посмотрите, животик надувается, как шарик.

- Выдыхаем – шарик медленно уменьшается.

Плечи опущены, не напряжены. Другая рука дирижирует – показывает длительность, плавность выдоха.

После знакомства и постановки правильного дыхания начинается его тренировка в играх и упражнениях.

Игры и упражнения на развитие физиологического дыхания:

-«Поддувание легких игрушек»;

-«Поддувание легких предметов»;

-Дыхательные упражнения с водой;

-Надувание, активный ротовой выдох: «Задуй свечу», «Погрей руки»,

«Понюхай цветочек», вертушки -султанчики из полосок бумаги или цветных перьев, хвосты у птичек, плавники у рыбок и др., волчки, карусели, автогонки, соревнования лыжников, паровозики, железные дороги, футбол, бумажные снежинки, листочки, бабочки, птички, стрекозы на ниточках и без, перекатывание карандашей, ручек, катушек от ниток, крышечек, ватных шариков, перышек, одуванчиков; дутьё в пузырьки «Паровоз гудит» -пускание бумажных и пластиковых корабликов, игра «Бульканье» через трубочку, пускание мыльных пузырей и их поддувание, надувание воздушных шариков, игра на музыкальных инструментах.

Можно отдельные упражнения выполнять через трубочку и без. Упражнения сложные, многие дети с умственной отсталостью не умеют складывать губы «трубочкой» при выдохе.

На данном этапе координируем носовое и ротовое дыхание, выполняем упражнения на чередование ротового и носового вдоха, выдоха (вдох и выдох можно производить через одну ноздрю, затем через другую). Кроме этого выдох может быть не только обычным, но и:

-длительным, плавным,

-выдох толчками,

-выдох с усилением в конце.

  1. Этап формирования и развития фонационного выдоха

Уже на 2,3 занятии переходим ко 2 этапу - развитию фонационного выдоха, но параллельно продолжаем работу над внеречевым дыханием. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом, артикуляцией.

Фонационный выдох отрабатывается:

- на материале гласных звуков;

- на материале согласных звуков.

Работа над дыханием на данном этапе связана с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения. Упражнения так и называются «голосо-дыхательные».

Внимание детей акцентируется не на вдохе, а на звучании голоса в процессе выдоха с изменением его высоты, силы, тембра.

Работа начинается с длительного звучания гласных звуков. Игры: «Укачаем куклу», «Вьюга», «Лесенка». Постепенно количество гласных на одном выдохе увеличивается. Важно добиваться плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними. Формируем навык мягкого голосоведения. Игры: «Эхо», «Лесенка». Эта же работа продолжается на материале согласных звуков и их сочетаний. Здесь активно используем звукоподражания.

Звукоподражания:

«Польем водичку» - С-с-с

«Комарик» -З-з-з

«Зазвонил телефон» - З-з-з

«Змея шипит»- Ш-ш-ш

«Мышонок шуршит»-Ш-ш-ш

«Дует ветер» -В-в-в

«Трактор ревет» - Р-р-р

«Тишина!» - Тс-с-с

На этом этапе активно используются не только статистические, но и динамические дыхательные упражнения, когда произнесение звуков на выдохе сочетается с движениями. Игры: «Насос», «Шарик лопнул», «Гуси шипят», «Поймай комарика».

Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики с последующим усложнением, мы постепенно вовлекаем органы дыхания в процесс голосообразования.

  1. Этап формирования и развития речевого дыхания

Плавно, постепенно ребенок подготавливается к формированию собственно речевого дыхания. Также от простого к сложному. Сначала дети обучаются произносить в процессе выдоха слоги, отдельные слова, фразы, рифмованные строки. Затем более сложные речевые задачи - прозаические тексты из 3-4 коротких предложений, затем ответы на вопросы.

На материале слогов:

- «Перекличка животных»

- «На лугу»

- «Дровосек»

- «Эхо»

- «К нам приехал паровоз»

На материале слов:

- «Перекличка детей по именам»

- «Что за чем следует»

- -«Эхо»

-«Часики»

Постепенно переходим к тренировке речевого дыхания на материале фраз.

Методика развития экономичности речевого выдоха

- Упражнение   № 1 

Ученик должен вдохнуть ртом и носом и на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивается количество слогов на выдохе.

Слоги написаны на табличках и постепенно выкладываются  перед учеником, количество слогов зависит от произносительных возможностей ребенка. Например:

па

па            по

па           по            пу

па           по           пу            пы

па           по           пу            пы             пи

па           по          пу            пы            пи            лам

па           по          пу            пы            пи            лам            лом

па           по          пу            пы            пи            лам            лом           лум

па           по          пу            пы            пи            лам            лом           лум            лым

па          по          пу           пы            пи            лам            лом           лум            лым           лим

Варианты сочетаний: па, та, ша, фа, фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и др.

- Упражнение  № 2 

Педагог выкладывает перед учеником ряд предметных картинок (на одну или разные темы)  и  просит ученика сделать полный вдох и назвать как можно больше картинок на одном выдохе.

Слова-названия предметов подобраны так, чтобы слова были из 1, 2 и 3  слогов. Предметы, изображенные на картинках, хорошо знакомы ученику, чтобы он не тратил время на вспоминание названий предметов. Картинки подписаны.  

Слова:  рот, нос, глаз, сок, дом, мяч, кот, жук, гриб, рак, слон, лев (12 слов по 1 слогу);  сумка, книга, шишка, цветы, кукла, лампа (6 слов по 2 слога);  собака, бабочка, машина, крокодил (4 слова по 3 слога).

- Упражнение № 3 – «Наращивание слов в предложении»  

Педагог предлагает ребенку прочитать несколько фраз. Ученик должен после прочтения каждой фразы делать глубокий вдох.

Предложения записаны на карточке. Начальная фраза состоит из 2 слов, потом исходное предложение удлиняется до 3-5-7 слов в зависимости от возможностей ребенка с умственной отсталостью.

Фразы:

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

На улице тихо падает белый пушистый снег.

Методика развития продолжительности речевого выдоха

- Упражнение   № 1 

Педагог предлагает ребенку пропеть набор гласных, записанных на листе бумаги: АААААААААААААААААООООООООООООООООООООООУУУУУУУУУУУУУУУУУИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИИЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ

- Упражнение   № 2   

Педагог просит ученика сделать полный вдох и посчитать на выдохе. Счет можно использовать прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д.

Взрослый следит за равномерностью и длительностью выдоха, за тем, чтобы числовые последовательности тщательно проговаривались.

В нашем исследовании будет использоваться прямой счет от 1 до 10 (всего 11 слогов) и обратный счет от 10 до 1.

- Упражнение  № 3 – «Придумай фразу»  

Взрослый показывает ребенку сюжетную картинку и придумывает по ней короткую фразу из 2 слов. Потом он просит ученика дополнить фразу, ответив на вопрос. Получившуюся фразу ученик тоже должен произнести ее на одном выдохе. Так исходное предложение удлиняется до 5-9 слов.

Исходное предложение и придуманные ребенком фразы записываются на карточку. После логопед просит учащегося еще раз прочитать по порядку получившиеся предложения.

Фразы:

Дети качаются.

(На чем дети качаются?)

Дети качаются на качелях.

(Кто и кто качается на качелях?)

Мальчик и девочка качаются на качелях.

(Где мальчик и девочка качаются на качелях?)

Мальчик и девочка качаются на качелях во дворе.

(С кем мальчик и девочка качаются во дворе?)

Мальчик и девочка качаются на качелях во дворе с животными.

(С какими животными качаются мальчик и девочка?)

Мальчик и девочка качаются на качелях во дворе с котом и с собакой.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

- Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.

-Занятия проводить до еды.

- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

- Выдох должен быть длительным, плавным.

-Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

- В процессе речевого дыхания нацелить воспитанников не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

- Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

-Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.

- Дозировать количество и темп проведения упражнений.

- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Помимо логопедических занятий для достижения наиболее полного эффекта логопеды рекомендуют продолжать работу по развитию речевого дыхания в разнообразной деятельности с детьми с умственной отсталостью вне специальных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ    ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...

Развитие речевого дыхания у детей с ТНР. Консультация для родителей и воспитателей

Правильное речевое дыхание - основа правильной речи. Работа над хормированием речевого дыхания - важный этап логопедической коррекции. И если он осуществляется совместно с родителями и педагогами, рез...

Методическая разработка по учебному предмету история для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Методическая разработка по учебному предмету история для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)Урок "История появления обуви"...

Развитие коммуникативно-речевой компетенции у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  посредством  применения программно-дидактического комплекса ЛОГОМЕР, МЕРСИБО РИТМ

laquo;Логомер» — это индивидуализированная цифровая образовательная среда для кабинета логопеда и дефектолога.  Игры Мерсибо можно использовать в коррекционной деятельности прак...

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

        Важное значение в процессе формирования у детей чёткого, правильного произношения имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,...

План самообразования учителя-логопеда "Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ"

План самообразования учителя-логопедаПлан самообразования учителя-логопеда "Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ"...