Формирование орфографической культуры учащихся 1-ых классов и нормы оценивания письменных работ в начальной школе.
учебно-методический материал (1 класс)

Хапугина Татьяна Владимировна

Многие современные ученики и родители не понимают, зачем необходимо аккуратно работать в тетради. Ведь почти все документы сейчас набирают на клавиатуре компьютера. Но соблюдение орфографического режима необходимо для учащихся по многим причинам. Важным фактором в пользу его соблюдения является уважение к себе и учителю, который будет проверять твою тетрадь. Сегодня актуальными формами взаимодействия являются парные и групповые формы работы на уроке. А небрежные, грязные и нечитаемые работы не позволяют партнёру осуществить их проверку. Соблюдение орфографического режима, аккуратный почерк дают возможность ориентироваться в своей тетради, видеть ошибки, находить нужную информацию в своих записях. За последние 40 лет орфографический режим по оформлению письменных работ для начальной школы практически не изменился. Предлагаю ознакомиться с ним и использовать в своей работе для повышения успешности обучения Ваших учеников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование орфографической культуры учащихся 1-ых классов и нормы оценивания письменных работ в начальной школе

Многие современные ученики и родители не понимают, зачем необходимо аккуратно работать в тетради. Ведь почти все документы сейчас набирают на клавиатуре компьютера, где, кстати, и ошибки умная машина исправляет.

А самое обидное для них, что за небрежное оформление работы ещё и отметку снижают. Причём не только в тетрадях по русскому языку и литературе.

К сожалению, треть современных учащихся младших классов страдают дисграфией, что существенно затрудняет овладение навыком письма и, соответственно, влияет в худшую сторону на оформление письменных заданий и, как следствие, понижает отметку.

Может действительно не стоит мучить детей премудростями красивого почерка, подсчётом клеток и строчек, соблюдением красной строки и интервалов и другими подобными требованиями?

Посмотрев при подготовке данного вопроса множество методических рекомендаций различных УМК, школ, гимназий, в том числе коррекционных ОУ, к своему удивлению выяснила, что все они, в основном, совпадают. В них нет ничего сложного для запоминания, ничего, способствующего повышению временных затрат на выполнение заданий.

Интересным оказался тот факт, что за последние 40 лет орфографический режим по оформлению письменных работ для начальной школы практически не изменился. Это наводит на мысль о том, что школьники 21 века, наверняка, способны одолеть несложные правила работы в тетради, и эти правила нужны, если оказались такими живучими.

Немаловажным фактором в пользу соблюдения орфографического режима, на мой взгляд, является уважение к себе и учителю, который будет проверять твою тетрадь. Сегодня актуальными формами взаимодействия являются парные и групповые формы работы на уроке. Так вот, небрежные, грязные и нечитаемые работы не позволяют партнёру осуществить их проверку.

Следует обратить внимание на то, что процесс обучения предполагает, прежде всего, умение учиться и самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Развить такие умения и навыки невозможно без формирования способности ученика к рефлексии, самопроверке, самостоятельному исправлению ошибок. Соблюдение орфографического режима, аккуратный почерк дают возможность ориентироваться в своей тетради, видеть ошибки, находить нужную информацию в своих записях. Формируется навык самоконтроля.

Конечно, выполняя любую письменную работу, ученик желает получить высокую отметку. Именно этому и способствует соблюдение требований орфографического режима. Он позволяет обеспечить внимательное выполнение работы, настраивает на вдумчивое отношение к делу.

Систематическое выполнение письменных заданий в тетрадях приводит к автоматизации навыка оформления работ. Это способствует тренировке координированной деятельности коры головного мозга.

Хочется сказать о том, что соблюдение норм и требований орфографического режима обязательно следует учитывать при выставлении отметки. В противном случае будет сведена на «нет» вся работа по формированию всех вышеперечисленных навыков.

Как это можно сделать?

Да, обидно снижать отметку по математике за грязь и почерк. Мы уже имеем опыт выставления двух отметок: одну за правильность, другую за оформление (внешнее впечатление от работы). А для того, чтобы и ученики, и родители заранее знали, на сколько может быть понижена отметка, нужно изначально ввести критерий соблюдения орфографического режима, как обязательный, в балльную систему оценивания, принятую в вашем ОУ.

Примерный единый орфографический режим в начальной школе

 1. Порядок ведения и оформления тетрадей.

• Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным разборчивым почерком.

• Пользоваться шариковой ручкой с чернилами синего (фиолетового) цвета.

• Все подчеркивания, начертания геометрических фигур, скобок, границ таблиц выполняются простым карандашом.

В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.

Математика и русский язык:

Тетради №1 и №2 (для текущих работ)

Тетрадь №3 (для контрольных работ)

Тетрадь №4 (для творческих работ) – для изложений и сочинений по русскому языку.

Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)

Для уроков познания мира возможно использование как тетрадей на печатной основе, так и обычных рабочих тетрадей.

В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, занятий по ВД и др.

Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре.

2. Оформление надписей на обложке тетрадей.

Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.

Образец:

Тетрадь №1 (№2, №3,№4)

для (контрольных, творческих) работ

по русскому языку (математике)

ученика(цы) 1 «а» класса

МБОУ «Судогодская ООШ» («СООШ»)

Иванова Ивана

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

 Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.

Нумерация класса пишется арабскими цифрами.

Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях.

В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных и творческих работ осуществляется к следующему уроку. Эти тетради показываются родителям на родительском собрании или при личной беседе, но хранятся в классе до конца учебного года.

Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета (в безотметочный период в 1 классе допустим зелёный цвет).

3. Оформление письменных работ по русскому языку

После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

Между датой и заголовком, между заголовком и текстом, а также в ходе работы строчки не пропускаются.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.

Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца: 1 д.

По окончании этого периода со II полугодия 1 класса дата записывается полностью – числа арабской цифрой, а названия месяца прописью: 1 декабря.

С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: Первое декабря.

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

Например:  Классная работа.

                    Домашняя работа.

                    Работа над ошибками.

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):

1 вариант.                                              I в.    (запись римскими цифрами)

Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей четверти.

Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру с начала строки).

Образец:

Упражнение 234.                          Упр.234.

В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.

Например:   Ветер

                     восток

                     песок

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

Например:  

Ветер, восток, песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-гл., звонкий-зв., согласный-согл., твердый-тв.,

существительное-сущ. прилагательное-прил. глагол-гл. предлог-пр.

мужской род-м.р. женский род-ж.р.  

Прошедшее время-прош. Настоящее время-наст. Будущее время- буд.

Единственное число-ед.ч. Множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.

Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.

Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркнуть косой линией; часть слова, предложение – тонкой линией. Вместо зачеркнутого написать нужные буквы, слова, предложения. Не заключать неверные написания в скобки.

Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

4. Организация работы по формированию каллиграфического навыка.

У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

1-2 класс- 2 строки, ежедневно.

3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю.

Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д.

Для стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей.

К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах дифференцированного подхода.

5. Оформление письменных работ по математике.

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа).

Между видами упражнений в классной и домашней работах во всех случаях пропускать только 1 клетку. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из одной (из четырех) клеток.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.

В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм).

Каждая цифра и каждый знак действия записывается в отдельной клетке.

Традиционно в тетрадях отмечаются номера заданий посередине или с начала строки.

Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).

Под условием ниже пишется слово «Решение», но оно не обязательно.

Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.

Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:

Ответ: всего купили 10 мячей.

Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

Х+123- 56*2= 638

Х+123-112=638

Х+123=638+112

Х+123=750

Х=750-123

Х=627…………….                

627+123-56*2=638

638=638 – в.

Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются прописными буквами латинского алфавита.

Слова «длина, ширина прямоугольника» не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Задача:

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина –12 см

Ширина – 6 см

Р - ? см

S - ? см2

Решение:

(12+6)*2=36 (см)- P

12*6=72 (см2)- S

Ответ: периметр - 36 см, площадь - 72 см2.

Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.

При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:

- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку

- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.

Образец: 675, 564, 81 км, на 78, в 7 раз.

6. Ведение дневников в начальной школе.

Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению.

Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса. В некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1-2 класса.

Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.

В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:

  • записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
  • требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
  • сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
  • названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., физ-ра, изо);
  • запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ);

Образец: с.132, упр.453  с.154-155 (пересказ)

  • в графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (К. р.) и т.д.
  • в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»; в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее;
  • классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;
  • родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись.

hello_html_m54cd95d3.jpghello_html_m79741180.jpghello_html_m77a00178.jpg

Нормы оценивания письменных работ в начальной школе.

Оценивание письменных текущих, контрольных и творческих работ осуществляется согласно принятым нормам оценок. При оценке работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

В 1-ом классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) следует проводить «срезовую» работу в виде:

- текущей диагностики;

- тематической диагностики;

- итоговой диагностики.

Формы контроля в 1-ом классе:

- устный опрос;

- письменный опрос (самостоятельные проверочные работы).

Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику. 

В 1-ом классе в течение 1-го полугодия не проводятся контрольные работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.

В течение    учебного года осуществляется текущая проверка знаний, умений, навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему  предложений и рукописного, и печатного шрифтов.

В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов. Подбираются тесты, в которых написание слова не расходится с произношением.

Объем диктантов и текстов для списывания должен быть следующим: в начале года составлять 5-7 строчных и прописных букв, 3-6 слогов, 3-6 слов или 1-2 предложения из 2-4 слов.

Успешность освоения учебных программ обучающихся 1 классов в соответствии с ФГОС НОО оценивается следующими уровнями: высокий, средний и низкий.

Письмо

При выявлении уровня развития умений и навыков по письму необходимо учитывать развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии, сформированность устной речи.

Общая продолжительность письма на уроке не должна превышать 5-7 минут, а длительность непрерывного письма 4-х минут.

В 1-ом классе в конце учебного года должны при проверке отслеживаться следующие требования:

- объем словарного диктанта 8-9 слов, диктанта 19-20 слов, написание которых не расходится с произношением;

- устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;

- записывать по памяти небольшой текст (1-2 предложения);

- писать печатным и рукописным шрифтом, соблюдая правила каллиграфии.

Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.

Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине) и 1-2 негрубых недочета.

Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом, не соответствует многим из перечисленных выше требования, небрежное, неразборчивое, с помарками.

К числу негрубых недочетов относятся:

- частичное искажение формы букв;

- несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв;

- наличие неправильных соединений, искажающих форму букв;

- выход за линию рабочей строки, не дописывание до нее;

- крупное и мелкое письмо;

- отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.

Орфография

Высокому уровню развития навыков, умений по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и предыдущему материалу.

Среднему уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.

Низкому уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.

Математика

При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.

Высокому уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствует умение производить вычисления без ошибок.

Повышенному уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствуют ответы и работы, в которых допущено не более 2 грубых ошибок.

Среднему уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствуют ответы и работы, в которых допущено от 3 до 4 грубых ошибок.

Ниже среднего уровня уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствуют ответы и работы, в которых допущено от 5 грубых ошибок.

Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи.

Повышенному уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик сам решает задачу. При этом в работах не должно быть более 1 грубой и 2-3 негрубых ошибок.

Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает ошибки в вычислениях, но при решении задачи сам исправляет или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более 1 грубой и 3–4 негрубых ошибок.

Ниже среднего уровня сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач.

Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятияхсоответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки, распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, циркуль.

Повышенному уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков.

Среднему уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но не умеет выделить существенные признаки.

Ниже среднего уровня сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям.

Устная речь

Критериями оценки сформированности устной речи являются:

- полнота и правильность ответа;

- степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

- последовательность изложения;

- культура речи.

Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи.

Среднему уровню соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.

Низкому уровню соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построение словосочетаний или предложений.

Чтение

При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень: 10-15 слов в минуту            2 уровень: 20-30 слов в минуту.

II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень: 20-30 слов в минуту            2 уровень: 30-40 слов в минуту.

Продолжительность чтения на уроке составляет 5-7 минут.

Высокий уровень развития навыка чтения: плавный слоговой способ чтения при темпе не менее 30-40 слов в минуту (на конец учебного года); понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и выражений, подтверждающих эту мысль.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-30 слов. Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного; умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту, без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единый орфографический режим в начальной школе. МБОУ «Судогодская основная общеобразовательная школа» Учитель начальных классов Хапугина Т.В.

Слайд 2

Порядок оформления тетрадей. Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным разборчивым почерком. Пользоваться шариковой ручкой с чернилами синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания, начертания геометрических фигур, скобок, границ таблиц выполняются простым карандашом.

Слайд 3

Оформление надписей на обложке тетрадей. Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком. Образец: Тетрадь №1 (№2, №3,№4) для (контрольных, творческих) работ по русскому языку (математике) ученика( цы ) 1 «а» класса МБОУ «Судогодская ООШ» («СООШ») Иванова Ивана Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии. Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Слайд 4

Порядок оформления тетрадей. Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных и творческих работ осуществляется к следующему уроку. Эти тетради показываются родителям на родительском собрании или при личной беседе, но хранятся в классе до конца учебного года. Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета ( в безотметочный период в 1 классе допустим зелёный цвет).

Слайд 5

Оформление письменных работ по русскому языку После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей ). При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы . Между датой и заголовком, между заголовком и текстом, а также в ходе работы строчки не пропускаются.

Слайд 6

Оформление письменных работ по русскому языку Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку. Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см. Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке. Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки .

Слайд 7

Оформление письменных работ по русскому языку В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца: 1 д. По окончании этого периода со II полугодия 1 класса дата записывается полностью – числа арабской цифрой, а названия месяца прописью: 1 декабря. С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: Первое декабря.

Слайд 8

Оформление письменных работ по русскому языку Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение. Например: Классная работа. Домашняя работа. Работа над ошибками . Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи ): 1 вариант. I в. (запись римскими цифрами)

Слайд 9

Оформление письменных работ по русскому языку Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей четверти. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи ( по центру или с начала строки). Образец: Упражнение 234. Упр.234 .

Слайд 10

Оформление письменных работ по русскому языку В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся. Например: Ветер восток песок При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки , с большой буквы, через запятую. Например : Ветер, восток, песок.

Слайд 11

Оформление письменных работ по русскому языку При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные: глухой-гл., звонкий- зв ., согласный- согл ., твердый- тв ., существительное-сущ. прилагательное-прил. глагол-гл. предлог-пр. мужской род- м.р . женский род- ж.р . Прошедшее время- прош . Настоящее время-наст. Будущее время- буд. Единственное число- ед.ч . Множественное число- мн.ч . Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п . Р.п . Д.п . В.п . Т.п. П.п .)

Слайд 12

Оформление письменных работ по русскому языку Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом. Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом. При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов. Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся. Например : мм , м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

Слайд 13

Оформление письменных работ по русскому языку Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркнуть косой линией; часть слова, предложение – тонкой линией. Вместо зачеркнутого написать нужные буквы, слова, предложения. Не заключать неверные написания в скобки. Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

Слайд 14

Оформление письменных работ по русскому языку

Слайд 15

Оформление письменных работ по русскому языку

Слайд 16

Организация работы по формированию каллиграфического навыка. Организация «минуток чистописания»: 1-2 класс- 2 строки, ежедневно. 3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю. Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради , посадку, правильно ли они держат ручку . Использовать различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей. Ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Иногда выставлять оценки и в журнал.

Слайд 17

Оформление письменных работ по математике. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа). Между видами упражнений в классной и домашней работах во всех случаях пропускать только 1 клетку. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из одной (из четырех) клеток. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо ( пишем на четвертой).

Слайд 18

Оформление письменных работ по математике. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа). Между видами упражнений в классной и домашней работах во всех случаях пропускать только 1 клетку. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из одной (из четырех) клеток. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо ( пишем на четвертой).

Слайд 19

Оформление письменных работ по математике. Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях. В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм). Каждая цифра и каждый знак действия записывается в отдельной клетке. Традиционно в тетрадях отмечаются номера заданий посередине или с начала строки .

Слайд 20

Оформление письменных работ по математике. Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам). Под условием ниже пишется слово «Решение», но оно не обязательно. Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением. Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ . Например : Ответ : всего купили 10 мячей.

Слайд 21

Оформление письменных работ по математике. Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе. Х+123- 56х2 = 638 Х+123-112=638 Х+123=638+112 Х+123=750 Х=750-123 Х=627……………. 627+123-56х2=638 638=638 – в . Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Слайд 22

Оформление письменных работ по математике. Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать. Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются прописными буквами латинского алфавита. Слова «длина, ширина прямоугольника» не допускается обозначать кратко латинскими буквами. Задача: Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника. Образец краткой записи и решения задачи: Длина –12 см Р - ? см Ширина – 6 см S - ? см2 Решение : ( 12+6) х 2=36 (см)- P 12 х 6=72 (см2)- S Ответ: периметр - 36 см, площадь - 72 см2.

Слайд 23

Оформление письменных работ по математике. Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи. При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: - записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку - рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз. Образец : 675, 564, 81 км, на 78, в 7 раз.

Слайд 24

Оформление письменных работ по математике.

Слайд 25

Ведение дневников в начальной школе. Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса. Дневники ведутся при помощи родителей и учителя . Записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета. Требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа ). Сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов , фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя. Названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись ( матем ., лит. чт., физ-ра , изо ).

Слайд 26

Ведение дневников в начальной школе. В начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»; в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее. К лассный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что является стимулом для повышения учебной культуры. Р одители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы оценивания техники чтения в начальной школе

Нормы оценивания техники чтения в начальной школе...

Нормы оценивания техники чтения в начальной школе

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:1) способ чтения – чтение целыми словами;2) правильность чтен...

Требования к оформлению письменных работ в начальной школе

Содержит перечень требований к оформлению письменных работ, а также заполнению дневников...

О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Единые требовния к оформлению письменных работ...

Нормы оценивания письменных работ

Нормы оценивания письменных проверочных работ по русскому языку, математике...

Нормы оценивания техники чтения в начальной школе

Нормы оценивания техники чтения в начальной школе...