Совершенствование навыков soft skills в условиях реализации профессионального стандарта педагога
проект

Пикунова Марина Николаевна

Педагог - универсальная личность, которая одновременно является учителем и учеником. Каждое его занятие - это представление, в котором он актер, писатель, поэт, художник.  Умением и мастерством своим педагог формирует личности вверенных ему учеников.

Профессиональный стандарт педагога обозначает необходимость единого подхода к совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников. Современному обществу Российской Федерации нужны педагоги, обладающие в совершенстве компетенциями, повышающими мотивацию к обучению, готовых принимать разных детей вне зависимости от их учебных возможностей, обеспечивать коммуникативную и учебную включенность. Компетенции, отраженные в профессиональном стандарте, можно соотнести с двумя группами навыков: soft skills и hard skills.

Т. А. Яркова определяет soft skills как комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т. е. не связаны с конкретной предметной областью. В свою очередь hard skills — устойчивые, технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью в области формализованных технологий.

В качестве примеров hard skills, задаваемых профессиональным стандартом, можно привести следующие навыки:

- демонстрировать знание предмета и программы обучения;

-уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока);

- владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.;

- использовать специальные подходы к обучению,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pikunova_olenichenko_sherstova_saveleva_1.docx111.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПОСЕЛКА МОЛОДЕЖНЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Совершенствование  навыков  soft skills   в условиях реализации  профессионального стандарта педагога

                                                                                                   Выполнили:

                                                                                      Пикунова Марина Николаевна

                                                                                         Олениченко Марина Николаевна

                                                                                    Шерстова Марина Евгеньевна

                                                                             Савельева Вера Павловна

                                                                                   Смертина Галина Васильевна

2022 год

        Совершенствование  навыков  soft skills   в условиях реализации  профессионального стандарта педагога

Все меняется, но ничто не изменяется!

                                                         Но все-таки перемены есть!

Педагог - универсальная личность, которая одновременно является учителем и учеником. Каждое его занятие - это представление, в котором он актер, писатель, поэт, художник.  Умением и мастерством своим педагог формирует личности вверенных ему учеников. 

Профессиональный стандарт педагога обозначает необходимость единого подхода к совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников. Современному обществу Российской Федерации нужны педагоги, обладающие в совершенстве компетенциями, повышающими мотивацию к обучению, готовых принимать разных детей вне зависимости от их учебных возможностей, обеспечивать коммуникативную и учебную включенность. Компетенции, отраженные в профессиональном стандарте, можно соотнести с двумя группами навыков: soft skills и hard skills.

Т. А. Яркова определяет soft skills как комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т. е. не связаны с конкретной предметной областью. В свою очередь hard skills — устойчивые, технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью в области формализованных технологий.

В качестве примеров hard skills, задаваемых профессиональным стандартом, можно привести следующие навыки:

- демонстрировать знание предмета и программы обучения;

-уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока);

- владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.;

- использовать специальные подходы к обучению,

Данные навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.

Профессиональный стандарт задает особую группу навыков, таких как:

- эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения;

- уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

-уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) и т. д.

В профессиональном стандарте прослеживается необходимость развивать четыре группы soft skills:

1. Социальные компетенции: коммуникативность, эмоциональный интеллект (умение различать эмоции и мотивы других людей), гибкость и принятие критики,

ораторские способности.

2. Лидерские компетенции: умения принимать решения, сформировать команду, разрешать конфликты,  ответственность, наставничество.

3. Интеллектуальные компетенции: аналитический склад ума, умение видеть и решать проблему, обучаемость, креативность.

4. Волевые компетенции: ориентированность на результат, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, готовность к рутинной работе.

Актуальность педагогического проекта: 

В условиях современного динамично меняющегося общества, система образования претерпевает серьезные изменения. То, что до сегодняшнего дня транслировалось со страниц учебников и воспринималось исходной истиной, в настоящий момент времени утрачивает свою значимость и актуальность.

При этом форма подачи актуальной информации остается прежней, т.е. на уровень ниже запросов современного поколения учащихся.  

Знание приобретает форму контекста, в рамках которого компетентность, ограниченная одним видом деятельности становится  недостаточной,  важным становится обладание мета-компетенциями, т.к. именно этот формат становится необходимым как для получения новых знаний, так и для трансляции их, и основываются они на многообразии мыслительной деятельности, коллективном интеллекте, эмпатии.

Цель педагогического проекта:  

Повысить компетентность педагога в сфере трансляции знаний, межличностного общения и сотрудничества в команде.

Основными задачами проекта являются:

  1. Развитие умения решения комплексных задач;
  2. Формирование и развитие навыка распознавания и контроля собственных эмоций;
  3. Развитие навыка командной работы;
  4. Развитие критического мышления;
  5. Развитие навыка быстрого переключения с одной задачи на другую;
  6. Развитие информационной грамотности.

Методы и методики исследования:

С целью развития компетенций личности педагога, мы взяли за основу модель «4К», разработанную некоммерческой организацией Partnership for 21st Century Skills.

Для оценки уровня сформированности критического мышления и других навыков группы «4К», разработан  лист наблюдений, где рассматриваются следующие параметры:

1.        Анализ: умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами.

2.        Оценка: умение оценить надёжность утверждений, убедительность доводов.

3.        Объяснение (аргументация): умение объяснить ход своих мыслей / метод, защитить свои выводы.

4.        Выведение гипотез (планирование решений): умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации.

5.        Саморегуляция (контроль): рефлексия, самопроверка и коррекция.

 Для оценки креативного мышления  опирались на модель Б. Лукаса. В структуру креативности, представленную в этой модели, внесены небольшие изменения. Развитию креативности учащихся могут способствовать не только специально составленные задания, но и особая организация деятельности при их выполнении

1. Любознательность (активный интерес к заданию):

            - интерес к окружающему миру (ситуации задания) и желание узнать больше об окружающем мире (о различных аспектах ситуации задания; высказывает ассоциации);

-самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

            2. Создание идей (воображение).

3. Развитие предложенных идей:

            -оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от неё;

-умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Механизм реализации педагогического проекта:

В качестве основного инструмента совершенствования педагогических компетенций была организована рабочая группа педагогов по изучению инновационного опыта в развитии надпрофессиональных компетенций (Soft Skills- «гибкие» навыки).

В основе реализации педагогического проекта  педагогов лежит постоянное взаимодействие внутри  рабочей группы:

  • Онлайн-семинары
  • Тренинги личностного роста
  • Селф-менеджмент (план саморазвития)
  • Мастер-классы
  • Мозговой штурм и т.д
  • Взаимопосещение уроков

             Календарный план  проекта:

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы.
  2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (консультации, мастер-классы,  онлайн-семинары, тренинги личностного роста).
  3. Заключительный:  транслирование  собственного  опыта.

               

           Планируемые результаты:

Данная инновационная модель, даст  возможность педагогам:

  • Разрабатывать и адаптировать новые формы группового взаимодействия;
  • Разрабатывать оценочные инструменты личностного роста участников образовательного процесса;
  • Транслировать собственный опыт, через создание нового методического материала;
  • Профессионально-личностное развитие.

        Перспективы развития педагогического проекта:

  • Расширение территории проекта: трансляция опыта на уровне школы, муниципалитета.
  • Использование инновационной модели «4К» при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
  • Расширение и углубление информационной базы.

 Финансирование педагогического проекта:

  • Материальная база школы
  • Собственные средства
  • Спонсорская помощь

Раскроем идею проекта более подробно.

 Модель «4К» - это система из 4-х ключевых навыков надпредметных компетенций («гибкие» навыки):

  1. Критическое мышлений
  2. Креативность
  3. Коммуникация
  4. Командная работа

Рассмотрим каждое «К».

Критическое мышление – это умение быстро ориентироваться в большом потоке информации, распознавать причинно-следственные связи, выделять важное и второстепенное. Способность быстро находить новые решения и понимать причины успехов и неудач.

Креативность – способность видеть и принимать нестандартные решения, позволяющая оценивать ситуацию с различных сторон и чувствовать себя уверенно в меняющихся условиях среды. Это способность генерировать собсвееные идеи и развивать начинания других людей.

Коммуникация –  умение быстро и продуктивно налаживать контакты, слушать и слышать собеседника, доносить до пониманию других людей свою точку зрения в формате «равный-равному».  

Командная работа (сотрудничество) – процесс тесно связанный с коммуникацией. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, через распределение ролей и  оценки результативности действий.

Принимая во внимание  современные требования к образованию в РФ, мы приходим к необходимости  развития «4К» компетенций у педагогов.

Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является не только создание им авторской системы работы и трансляции знаний, но и наглядная демонстрация его достижений в лице участников образовательного процесса.

«4К» – это возможность для педагога подниматься на разные ступени своего профессионально-личностного развития и совершенствования педагогического мастерства.

https://image.mel.fm/i/V/Vt5wGXFBYo/590.png

Для эффективной деятельности важны не только профессиональные навыки, но и дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в университете: умение общаться, работать в команде, планировать свою деятельность, умение работать с информацией, стрессоустойчивость, креативность, ответственность и многие другие, которые в современном мире называют «soft skills» навыками.

Что же такое soft skills?

По мнению знаменитого немецкого филолога и профессора Гейдельбергского университета Альбрехта фон Михаэля, soft skills − это коммуникативные и управленческие таланты. Главным мастерством должно быть умение работать в команде «В одиночку машину не сделаешь…» - говорил он. Согласно Оксфордскому словарю, «мягкие навыки» - это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Эти навыки трудно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать.

Soft skills (“мягкие”, “гибкие” навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью.

Как же связаны “мягкие навыки” и педагогика? Личностный ресурс педагога — один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чтобы создать необходимые и достаточные условия для развития soft skills у детей школьного возраста, важно понимать: а каким ждет этого ребенка современный мир относительно его перспективы растущего и ведущего себя в состояние взрослого?

Еще один вопрос, на который стоит ответить: с какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего, который, и уже сейчас это очевидно, будет сильно отличаться от того к чему мы привыкли.

Успешно развивать навыки XXI века может каждый. Главное — желание и упорство.

Таким образом, от планомерного развития soft skills не только человек становится другим – прогрессивным, творческим, ответственным, интеллигентным, но и общество в целом начинает выглядеть по-иному – цивилизованным, развитым, передовым, зрелым.

Рекомендуемая литература:

  1. Алешина А., Шабанов С. «Эмоциональный интеллект. Российская практика». – М.: МИФ, 2016;
  2. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений». – М.: 2018;
  3. Кинг Л. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». – М.: Альпина Паблишер, 2018;
  4. Клеон О. «Кради как художник». – М.: МИФ, 2013;
  5. Пинк Д. «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует». – М.: Альпина Паблишер, 2013;
  6. Феррацци К. «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга». – М.: МИФ, 2010;
  7. Элрод Х. «Магия утра». – М.: МИФ, 2018.

Электронные ресурсы:

  1. 4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации;
  2. Компетенции 21 века в национальных стандартах  школьного образования;
  3. Приказ Минобрнауки России от 2 июня 2017 г. № 490 «О создании федерального государственного автономного учреждения «Фонд новых форм развития образования" путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного научного учреждения «Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Профессиональный стандарт педагога»

Выступление на районной педагогической конференцииЦель: Ознакомить учителей района с  проектом документа  «Профессиональный стандарт  педагога»  с целью  дальнейшего обсуждени...

Инновационная деятельность педагога как условие реализации стандартов нового поколения

     Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знани...

ДОКЛАД по теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»

ДОКЛАДпо теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»...

Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога.

Создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы, создание единой нормативной, методической базы  и было бы решением проблемы.Взаимодействие  - двустор...

«Наставничество и менторинг в современных условиях введения профессионального стандарта педагога»

В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а та...

Размышления о Профессиональном стандарте педагога и профессии учителя начальных классов с позиций этого стандарта

Материал предназначен для студентов педагогических ВУЗов по профилю: психология и педагогика начального образования, учителей  начальных классов....