Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников
статья (4 класс)

Аксёнова Таисия Евгеньевна

На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение учебного материала, изучению способов и методов применения их на практики. Таким образом, развитию познавательной деятельности способствует формирование условий для активизации познавательных интересов в учебно-воспитательном процессе, построение процесса обучения в соответствии с этапами познавательной деятельности, организация взаимосогласованной работы педагога, психолога, ребенка и родителей с целью развития познавательной стимуляции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_soln_svet.docx13.69 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение учебного материала, изучению способов и методов применения их на практики. Таким образом, развитию познавательной деятельности способствует формирование условий для активизации познавательных интересов в учебно-воспитательном процессе, построение процесса обучения в соответствии с этапами познавательной деятельности, организация взаимосогласованной работы педагога, психолога, ребенка и родителей с целью развития познавательной стимуляции.

Г.И. Щукина утверждала: «Младший школьный возраст — это период впитывания и накопления знаний, период усвоения по преимуществу, подражательность многих действий и высказываний, повышенная впечатлительность, внушаемость, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников своей положительной стороной. И в этом неповторимое своеобразие данного возраста».

Посредством игровой деятельности мотивируется речевая деятельность, что обусловлено потребностью в вопросах, выяснение, опросе и доказательствах, так же активизирует стремлением ребенка к общению с одноклассниками и педагогом, формируя условия равенства и разрушая барьер между педагогом и обучающимся. Игра способствует преодолению барьера неуверенности, так как в игре каждый ребенок получает роль и должен активно ее отыграть.

Игра способствует развитию у детей таких умений и навыков, как умение начать беседу, поддержать и разорвать ее в нужный момент, соглашаться с мнением другого или правильно и четко его оспаривать, задавать уточняющие вопросы и целенаправленно слушать.

Игра оказывает положительное воздействие на формирование познавательного интереса у учащихся в начальной школе. Помогают развивать такие важные качества, как самостоятельность, инициативность, воспитание коллективизма. Дети участвуют в игре активно и увлечено работают, помогают и приходят к компромиссам. Педагог в свою очередь только управляет учебной деятельностью.

«Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил известный советский педагог Л.Р. Вартанова .

В процессе игры усилия ребенка ограничены и регулируются с помощью усилий других членов игры. В процессе решения задачи-игры ребенку важно координировать собственное поведение с поведением команды, стать активнее остальных, правильно нападать и защищаться, помогать, а иногда и вредить, планировать и предугадывать свои действия и результаты. Таким образом, игровая деятельность является важным социальным и коллективным опытов в жизни ребенка, воспитывая социальные навыки и умения мыслить в трудных ситуациях. Посредствам правил в игре педагог организует социально жизненные ситуации, воспитывая ребенка их решать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение у...

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

Рассмотрим наиболее эффективные дидактические игры для младших школьников с целью развития познавательного интереса:1. Речевые разминки. Данный метод строится на проблемной ситуации. Ребенку необходим...

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение у...