Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе
статья

Павлова Линаида Николаевна

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  МОУ « Шоруньжинскапя средняя общеобразовательная школа  

«Использование элементов театрализации на уроках в начальной школе».

                                                            Подготовила:

                                                            учитель начальных классов

                                                            Павлова Л.Н.

        

                                                                   Шоруньжа

                                                                     2021 г

         

     

    В соответствии с реализацией образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Все это развивается у ребенка эффективнее, если применять нетрадиционные формы организации учебного процесса. К таковым можно отнести урок литературного чтения с применением элементов театрализации.

     Сегодня недостаточно прочитать, объяснить книгу, ею надо увлечь, взбудоражить, дать возможность ученику самовыразиться. Хорошо известно, что, не прикоснувшись, не потрогав, ребенок не поверит, что огонь обжигает, иголка колется и т.д. Это непременно нужно ощутить самому. Может быть, так же и с восприятием книги? Сколько ни говори, что Пушкин - гений, титан, - все это для ребят слова до тех пор, пока не убедятся сами – не услышат, а прикоснутся. Персонаж в этом смысле – то, что можно «пощупать», и поможет в этом театрализация, ролевое перевоплощение ученика.

     Театрализация — использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения. Театрализация — одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными.

Выделяют следующие приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе:

  1. персонификация — реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.

    2.ролевое прочтение текста — рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения - ролевая игра «Кто я?» — ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».

  3.историческая сценка — небольшое представление — способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

   4.сценически — игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия. Здесь могут использоваться такие виды упражнений как: сценические этюды, пантомима, составление словесного портрета героя. Дети работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.

5.драматизация — самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Учитель с детьми работает над сценической выразительностью: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание «Сказок на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение.

 школьники обладают  потенциалом, который  проявляется в формах  отзывчивости на  впечатления. Дети  способны перевоплощаться,  создавать образы и  характер  художественных произведений.

        Театрализованная  способствует: – формированию  модели поведения в  обществе; –  культурной жизни  школьника, приобщению к  ценностям; – знакомству  с детской , музыкой, изобразительным , правилами этикета,  своего народа; –  навыка  в игре определенных , формированию фантазии,  к созданию образов  героев.  вышеперечисленного, театрализованная  развивает эмоциональную  ребенка. Младший  учится  и сопереживать персонажам,  себя на их место, а  вникать в разыгрываемые .

     Главная  цель театральных  литературы –   детей чтением,  их с лучшими произведениями  литературы и их авторами,   и углубить , полученные на школьных  литературы, повысить  текстового мышления .

Театральные уроки  разделить на три группы: по  литературному ; по нескольким произведениям;  инсценировки как части .

  В начальной школе можно использовать на разных уроках .

Игра «печатная машинка». Можно использовать на уроке  языка при  со словарными словами.  игры  в следующем. В классе или  все буквы алфавита  между детьми.  слово или , и все буквы — участники  — встают друг за , хлопают в ладоши,  свою . В конце слова  встает и хлопает в  весь класс.

 « машинка» — , которая, как и эстафета,  проходить в атмосфере , терпеливого внимания ко  и к исполняемому . Каждый участник  свое внимание  своими (или  единственной)  и их последовательностью, чтобы  и хлопнуть в ладоши , когда в заданном  появится «» буква. В процессе  дети хорошо  слово и составляющие его .
 Упражнение «слушаем». Может быть хорошим  минутного отдыха и  переключения к новой,  сосредоточенной работе на . Детям предлагается послушать,  что сейчас за  (в коридоре, над потолком, под , в классе, внутри )». Неожиданность, как бы  задания обращает  ребят к реальной  их жизни. По услышанным  и шорохам  представляют себе  картины и как бы восстанавливают  ход мыслей. Обсудив в  словах , учитель легко  внимание детей на  учебное задание.

На  по изучению  форм глагола  упражняться на воспроизведении  действий по памяти.  (им может  и учитель, и ученики)  передает движения,  взгляда, свойственные  с каким-то  предметом, которого  у него нет: подметает пол  (без швабры),  цветы ( кувшина, а может , и без цветка). Во время  исполнитель задает  кому-либо из : «Таня, что я делаю?» В  ученицы звучит  в настоящем времени во 2-м . Диалог  продолжить: «Олег, что  делает Оля?»  содержит глагол  времени в 3-м . Далее учитель  работу и на вопрос, что он , звучат ответы с  в прошедшем . А перед началом  следующего исполнителя  поставить вопрос о том, что  будет  Павел. Занятия  легко и оживленно,  только следить,  дети не  просто покривляться и тем  смешить класс.  отношение к исполнительской  работе  воспитываться всем  работы учителя.

Упражнение «Живая картина». Это упражнение можно использовать на уроке чтения. Надо предложить детям  живую картинку,  иллюстрации к тексту . В подготовленном классе  вариант  выполнения живой  по тексту без иллюстрации . Ученики-зрители должны  слова в , которые точно  с живой картиной.

На  природоведения хорошо  знания  о повадках животных, об  растений. Например,  молча показывает  белки,  ее поведения в лесу , зимой, осенью.  в словесной форме он от  белки  свои движения,  на ходу рассказ,  или сказку.
        Упражнение «Волшебная палочка».
 Это упражнение можно использовать на уроках , тренируясь в  счете, играем с  в волшебную палочку. Эта  располагает к тактичному,  отношению  друг к другу.  палочка обладает  изменять число,  его больше или , умножать и делить.  выполняемая ребенком  операция в условиях  игры  в форме диалога. , сегодня волшебная  превращает число в , которое  первого на единицу, на два, три или ; больше в два раза; на  меньше и т. д. Тот, кто держит  палочку,  к другому ученику и,  ему в глаза, называет  число. Если в  он получает  новое число,  палочку отвечавшему.  в счете, проходящая в  диалога,  волшебной палочки  в случае получения  ответа является  психологическим  обучения.
Важным  эстетического воспитания  субъективно пережитая  при восприятии  сделанной вещи,  сыгранной роли или  исполненной музыки.  творчество  и представления на уроках в  классах может с  существовать в микроэтюдах и , подобно  и зарисовкам у художников. Но  это театральное микропроизведение  только посредством , убедительных,  на наших глазах  ребят, отличающихся  от другого тонкостями , жестов,  речи, ее построением и .

Например, при изучении  и прилагательных можно по  эстафеты  в путь по классу  предмет (ручку, , блокнот, указку,  от очков).  в руки предмет,  выполняет с ним определенные , а остальные ребята  отгадать, что у  в руках. Например,  производит действия с , представляя ее цветком, , вязальным , то есть исполнитель  ручку в другой . Ребятам-зрителям можно  два задания: или  назвать воображаемый , или дать образное  увиденному действию ( цветок,  запах, цветок в , неизвестное растение). Те или  названия дети  в зависимости от , как и что сыграет исполнитель, а  от степени собственной  к мимике, жесту,  голоса,  слову. Такая  хорошо отражает  взаимопонимания, дружеского , игрового  в классе.

Упражнение « и то же дело делаем ». На первом этапе  детям вспомнить и  возможные  поведения по заданию « сидит». Каждый  разыгрывает живую , по которой  отгадать: кто этот , что он делает, где находится.  новое решение, как , показывает  ученик. На втором  работы каждый  показывает несколько , при этом  повторять варианты  друга. Школьники  придумывать подробности в  из случаев,  эти подробности в особенностях . Так, рыбак сидит на  под дождем или в жару, его  комары, или он  не один, а с другом,  и т. д.

 Упражнение, «моментальная фотография». Когда класс научится четко выполнять команду «замри», то на каждом уроке можно получить выразительные «фотографии» театральных мизансцен. «Фотографии», как бы запечатлевшие секунды из жизни класса — во всем разнообразии поз, выражений лиц,— многое расскажут нам об участниках. Для работы с «фотографией» учитель сразу после команды «замри» выбирает наиболее выразительную группу, разрешает всем «отмереть», кроме выбранной группы, и дает ученику задание прокомментировать «фотографию». Сочинение по картинкам, сочинение смешных историй проходит легко, на творческом подъеме, если переплетаются с навыками театральной игры.

Упражнение «вернуть прошедшее». Смысл этого этюда состоит в том, чтобы, остановившись в какое-то мгновение, все повторили, как они в него попали, словно прокрутить назад кинопленку.

Хорошо на уроках использовать групповую работу.

Ковер решенийЭто групповая работа, где учащиеся не только задумываются над причинами поднятой проблемы, но и пытаются найти пути решения заданной проблемы. Также такая работа способствует образному мышлению детей, актуализации не только знаний, полученных на уроке, но и собственный опыт. На уроке задается проблема. Каждая группа получает по ватману, набору фломастеров и цветных листочков (по количеству участников в группе). На листке в форме квадрата участники должны написать причины проблемы, на прямоугольнике – пути решения, на треугольнике – личный вклад в разрешение данной проблемы. Затем все это необходимо расположить при помощи клея, что-то дорисовать – в целом создать ковер, где все детали должны символизировать разрешение проблем.

Зигзаг. Метод может использоваться как мотивация перед объяснением новой темы (особенно, если тема актуальна и проблематична), так и как повторительно-обобщающий урок. Это групповой метод. Задание для групп одно.

1.Группы желательно поделить по 4 - 5 человек.

2. Ключевой вопрос записан на доске для основных групп.

3. Каждый член группы получает по 1 листку, где написано условное значение (конкретное задание), по которому участники уходят в так называемые экспертные группы (т.к. не каждый ученик в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой).

4. Получивший листок уходит в новую группу, сформированную по принципу, написанному на листке; его задача: поработав во второй группе набрать аргументы для победы его основной группы в работе по ключевому вопросу.

5. По истечении времени участники - специалисты возвращаются в свои основные группы с целью поделиться полученной информацией. В группе все данные сравниваются, обобщаются и формулируются выводы, готовится ответ на ключевой вопрос и заполнение таблицы, плаката, схемы и т.д.

6. защита итоговой работы.

7. оценка итоговых работ возлагается на самих ребят (каждый получает «метку», которую прикрепляет к работе той группы, которая оказалась наиболее им близкой).

Причины такого метода оценки - учит детей умению оценивать, выделять главное, выделять проблему, а также заставляет учащихся внимательно относиться к защите работы других групп.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.  В заключение работы делают выводы.

Я хочу рассказать немного над таким элементом театрализации как инсценирование, которую я очень часто использую в своей работе

Инсценирование - это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). Обычно для инсценировок берём часть произведения (эпизод, главу).

     Инсценирование, конечно, требует предварительной  подготовки: написание сценар ия, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита, репетиции.

     Таким образом, актёрская и режиссёрская деятельность учащихся позволяет им прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет.

     Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

     Во-первых, с подбора репертуара. Потом - составление  сценария. Пути  всевозмож ные: берутся и драматические произведения, и проза, которая перевоплощается в драматическое произведение, иногда  сами придумываем сюжет. Потом проводится  своеобразный кастинг. Юные актеры на репетициях проходят длинный путь – от нервного зажима во время первой читки своей роли к полной раскованности, которая необходима, если желаешь играть на сцене перед публикой. При обсуждении представления раздаётся каждому по экземпляру сценария, который заготавливаю заранее. На репетициях и обсуждениях ребята учатся взаимодействию друг с другом, ведь это так важно – чувствовать игру партнера, подыгрывать, когда это требуется, создавая правильное настроение и у актера и у зрителя.

      Одно из главных художественных выразительных средств – это человеческая речь.    Юные артисты учатся выразительно читать предлагаемый мною текст, овладевают опытом расстановки в нем логических ударений, логических пауз, заучивают наизусть стихотворные строчки и прозу, работая при этом над рифмой и ритмом.

      Важным компонентом для успешного приобретения этих умений является разговорная практика самого школьника. Я обычно обращаю внимание: как, в каком темпе, с какой скоростью говорит тот или иной ребенок, воспроизводит ли он верно все звуки в тех словах, которые произносит.

      Есть еще одна тонкость - правильно подобрать грим. Это большое искусство. Он разви вает эстетический вкус. Но без него вполне можно обойтись.

Подбор и примерка театральных костюмов - одно из самых любимых занятий ребят. Конечно, они могут быть условными. Итак, главный вопрос – где взять их? Кое – что делаем сами. Что – то  ребята приносят  из дома.  Некоторые костюмы  шьют родители

Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

      Так у ребенка формируется новая психология – творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, хочет самоутвердиться.

     Еще древние говорили, что ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов театрализации на уроках в школе"

Предлагаю Вашему вниманию статью (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему"Использование элементов театрализации на уроках в школе"...

Приемы использования элементов театрализации на уроках в начальной школе

В данной работе представлена итоговая таблица по методу использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах с примерами упражнений....

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения и окружающего мира как средство коррекции коммуникативных навыков обучающихся начальной школы

Рассматривается вопрос о использовании   элементов театрализации на уроках. И как элементы этой технологии влияют  на развитие коммуникативных навыков обучающихся начальных классов....

Использование элементов театрализации на уроках французского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Материал данной статьи был представлен на городской научно-практической конференции "Актуальные проблемы иноязычного образования: преемственность в реализации задач ФГОС в обучении иностранному языку"...

«Использование метода театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе.»

В работе изложены основные аспекты использования метода театрализации как одного из форм творческих пересказов. Аргументированиы  и предложены приемы использования элементов театрализации при раб...

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению

Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению...