Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.Часть3.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Часть.3. В 3 части рассматривается алгоритм работы с читательским дневником, работа с таблицей по диагностике техники чтения и осознанности при ответе на вопросы после текста.  Совместная деятельность нацелена на приобретение у обучающихся базовых умений, развития навыков осознанно воспринимать и оценивать достижение, необходимое для продолжения образования, уровня читательской компетентности, общего речевого развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

8. Читательский дневник. Техника чтения.

    Читательские умения формируются и техникой чтения, и осмыслением текста.

1)Техника достигается каждодневным чтением, выразительностью, остановками (знаки препинания) и паузами(дыхание).

Алгоритм работы:

  1. Ребята выбирают уровень текста самостоятельно, рассчитывая на свой опыт.
  2. Предлагаем базовый (1 уровень), повышенный (2 уровень), высокий (3 уровень) и соответствующие задания по тексту.

2) Осмысление текста приходит со временем. Помочь в этом, по нашему мнению, может читательский дневник.

Алгоритм работы:

1-(конец 1 класса, начало). Напиши автора и название произведения, выполни зарисовки наиболее понравившихся эпизодов.

2- Постепенно усложняем работу: выпиши пословицу, сравни главных героев по данным признакам, опиши характер персонажа.

3- Интерпретируем: Составь схему произведения, напиши цепочку событий, составь план.

4-Оцени поступок героя, напиши своё отношение, найди строки в которых можно понять авторское мнение о герое.

C:\Users\Татьяна\Desktop\тч-3.jpg                            

Рис.11- 13. Тексты разноуровневые, лист читательского дневника.

  Для мониторинга берём тексты 3 уровней. Ребёнку предлагаем выбрать. В бланках отмечаем количество прочитанных слов, способ чтения, ошибки и особенности. А также понимание текста при ответе на вопросы после него.

  По полученным результатам фиксируем, какую группу умений в четверти отработать и делаем вывод о повышении качества.

9. Показатели уровня сформированности читательских умений

  В конце 4 класса школьникам предлагается итоговая работа по чтению и осмысливанию информационного и научно-познавательного текстов. По итогам ее выполнения оценивается достижение, прежде всего, планируемых метапредметных результатов, связанных с чтением и формируемых на разных предметах.

 Требования к  группе образовательных результатов в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) сформулированы следующим образом:  «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»; осознанное построение «речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» и составление «текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям».  

   Вывод: Применяя разнообразные приёмы и методы формирования читательской грамотности, учитель создаёт ситуацию на уроке, которая помогает обучающимся осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов. Совместная деятельность нацелена на приобретение у обучающихся базовых умений.  Развития навыков осознанно воспринимать и оценивать достижение, необходимое для продолжения образования, уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Показателями являются: 1- стартовая и итоговая диагностика первоклассников, итоговая работа 2 и 3 классов, а также итоговая диагностика 4 класса. Мониторинг ведётся по полугодиям, промежуточно по четвертям (больше для отработки техники чтения и ответов на вопросы после текста)

Рис.14- 16. Диагностическая работа, 1 класс

После проверки работ данные заносим в таблицу. Сейчас экспериментируем и вводим форму автоматического учёта (за год) для электронного варианта в программе: Лист Microsoft Excel. Он удобен тем, что данные ребенка можно просмотреть за весь год обучения в начальной школе и посмотреть его рост.

Вывод: Наблюдается положительная динамика по формированию читательской компетентности у младших школьников. А именно:

-повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения;

-развитие литературно- творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов;

-устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в соответствии с возрастом (отражается в читательских дневниках и беседах между ребятами);

-изменение отношения родителей к организации семейного чтения в положительную сторону (по результатам стартовой и промежуточной диагностики);

-повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность (Мероприятия МБУК «Уярская межпоселенческая библиотека» «Я прочитаю Вам Барто», «В гостях у дедушки Корнея»)

   На наш взгляд, творческий подход, нетрадиционные приемы работы способствуют формированию читательской компетентности современного школьника и начинать развивать её нужно с небольших интересных текстов постепенно переходя к произведениям программы по 5-7 минут ежедневно на различных дисциплинах.

10. Список использованной литературы.

  1. Беденко М.В.  Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов. Авторская методика: 3-ий класс, – М., 2017. – 80 с.
  2. Ваганова Ф.А., Романова Л.А., Рябинина Л.А., Свиридова О.И., Чабан Т.Ю., Шандро А.В., Юшков А.Н. Поддерживающее оценивание: работа с метапредметными результатами: методические рекомендации для учителей. – Красноярск: КК ИПК ППРО, 2015. – 110 с.
  3. Интернет- ресурсы Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования.
  4. Материалы из сети интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...

Методы и способы формирования читательской грамотности

В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для ...

Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.

В сборнике представлены тренировочные, диагностические и оценочные материалы для формирования читательской грамотности, метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом обучающихся начал...

Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.Часть2.

Часть.2. Используя разнообразные приёмы и методы формирования читательской грамотности, учитель создаёт ситуацию на уроке, которая помогает обучающимся осознанно воспринимать, оценивать содержание и с...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)

Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...

Мастер-класс "Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности"

Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности...