Урок в начальной школе.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

В процессе обучения постоянно нужно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, предлагать им самостоятельно решать проблемы, учить настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создавать в классе творческую обстановку, то такое обучение, конечно же, является не только развивающим, но и воспитывающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_uroka.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитательный потенциал урока в начальной школе»

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

В процессе обучения постоянно нужно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, предлагать им самостоятельно решать проблемы, учить настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создавать в классе творческую обстановку, то такое обучение, конечно же, является не только развивающим, но и воспитывающим.

         Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержание учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга.

Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:

  • решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
  • целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
  • использования современных образовательных технологий;
  • организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке.

Образовательные технологии предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.

На одном уроке у детей невозможно воспитать честность, мужество, вежливость или  другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

Воспитание на уроке – это примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания  данного предмета. Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д. При одном и том же содержании учебного материала в зависимости от методов и приемов, урок  может иметь разный воспитательный эффект.

Воспитательный успех урока зависит от:

  • содержания учебников;
  • методов и приёмов обучения;
  • эмоционального уровня общения;
  • структуры урока;
  • технологии.

Воспитательный момент будет достигнут, если будут поставлены правильные вопросы во время урока:

1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспоминать, воспроизвести некую информацию.

2. Уточняющие вопросы начинаются со слов: « То есть ты говоришь, что…?», « Если я правильно поняла, то …». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи.

3.Объясняющие вопросы обычно начинаются со слова « Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.

4. Творческие вопросы. Как правило, в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось…, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».

5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критерий оценки тех или иных событий, явлений, фактов: « Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» «Чем один герой отличается от другого по твоему мнению?».

6. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «А как бы ты поступил на месте данного литературного персонажа, если бы ты жил в то время, когда происходило действие, и в наше время».

При отборе информации необходимо учитывать следующие факторы:

1. Соответствие содержания учебной программе.

2. Отбор содержания с учётом возрастных возможностей детей, особенностей класса, уровня подготовки обучающихся.

3. Построение содержания с учётом компетентностного подхода.

4. Оптимальный объём учебного материала, отбор рационального количества заданий.

Используются следующие виды творческих работ:

1. сообщения с компьютерной презентацией (иллюстрации по теме);

2.творческие работы с элементами проектной деятельности (по истории своей семьи);

3.составление фотоальбомов по теме;

4. создание фотогазет;

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...