«Педагогическая мастерская: современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»
статья

Кулаева Лилия Валерьевна

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая мастерская: современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочная деятельность».

Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Её основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.

Для проведения внеурочных занятий по биологии и экологии технология «Педагогическая мастерская» кажется мне наиболее приемлимой и оптимальной.

Мастерская — это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту преподавателя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, познавательного интереса, мотивации учебно-познавательной, исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания.

_____________________________________________________________________________

Основа образовательных стандартов нового поколения – формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса:

-личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных принципов, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

-регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их   деятельности (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

-познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы;

-коммуникативные действия обеспечивают социальную  компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

        Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

      Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • общекультурное;
  • общеинтеллектуальное;
  • социальное.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Задачи внеурочной деятельности:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;


Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности?

· Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);

·         Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-

эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

·         Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

·         Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

·         Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

·         Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

·         Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

__________________________________________________________________

Много уже сказано о том, что принципиальным отличием современного подхода к образованию является ориентация ФГОС на определенный результат, под которым понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Сказано много, но на практике мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как потеря или снижение учебной мотивации, неумение учиться самому, применять знания на практике самостоятельно, находить пути решения проблемной задачи, боязнь оценки, высказывания своего мнения и т. д. Как это преодолеть? Каждый творческий педагог ищет свои пути решения. Но всё новое –это хорошо забытое старое. И хочется вспомнить о большой роли внеклассной (внеурочной) работы по предметам, которой на сегодняшний момент уделяется, по-моему, недостаточно много внимания. Недаром в последнее время получили распространение так называемые нетрадиционные уроки. А что это такое? Это своего рода уроки, в которых, кроме традиционных, используются те же формы внеклассной работы и вводятся элементы тех же внеклассных мероприятий [1, с. 6]. Конечно, вечной и главной формой обучения остается урок, несмотря на то, что меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но ведь участники образовательного процесса (учитель и ученик) могут встретиться не только на уроке. Современными и актуальными могут быть и другие формы обучения. Например, предметная внеурочная деятельность. Каковы же её преимущества? Во-первых, снимается полностью проблема психологической зависимости от оценки. Ведь во время работы не на уроке отметок нет. А постановка определенных интересных для обучающихся проблем приводит к результативному сотрудничеству учащихся с преподавателем и товарищами. Коллеги по предметному кружку, решающие проблемные ситуации, которые вытекают из содержания занятия, самостоятельно активизируются в поиске решения. А отсюда и повышается интерес не только к изучению языка, но и интерес к обучению в целом. Решается, таким образом, проблема мотивации. Во-вторых, тематика внеурочных кружковых занятий, выходящая за рамки программного материала, нацеливает обучающихся на минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. И в-третьих, формы таких занятий можно менять бесконечно (занятие-игра, коллективная деятельность, занятие — семинар, занятие — исследование, практическое занятие, театрализованное представление, занимательная викторина, игра — соревнование, экскурсия и т. д.). Такие занятия предполагают сами по себе неофициальную обстановку, а значит создание ситуации сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, атмосферы увлеченности общим делом. И наконец, в-четвертых, именно во внеурочной деятельности реализуется основой принцип ФГОС: «Учись сам добывать знания!» Каждое занятие — это небольшая исследовательская деятельность школьников. А итоговое занятие — это своего рода демонстрация результата, а значит защита всех «открытый», сделанных учащимися. Д. В. Григорьев и П. В. Степанов утверждают, что существует тесная взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма– от этических бесед до проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов [4, с. 7]. Одной из форм такой внеурочной деятельности могут быть предметные занятия, выходящие за пределы программы. Например, забытые предметные кружки. Приведу пример такого «кружка»….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ»

laquo;Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он будет только подражать, копировать»(Л.Н. Толстой)...

Презентация !Педагогическая мастерская «Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ»

Презентация к педагогической мастерской "Современные обучающие технологии на уроках ОРКСЭ"...

Выступление "Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности"

Презентация выступления по теме " Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности"....

«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога»

В статье мною описаны разные виды современных образовательных технологий, которые я применяю в своей педагогической деятельности, приведены примеры их эффективного использования....

Использование современных образовательных технологий в практической деятельности педагога

Использование современных образовательных технологий в практической деятельности педагога...

Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе.

 Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающ...