«Народный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка

Мансурова Гадельниса Варисовна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОКЛАД22.92 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Маякская ООШ»

Тема «Народный фольклор

как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель высшей квалификационной категории

 Мансурова Гадельниса Варисовна

2019

Народный фольклор - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне,  частушке можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор.

 Дети очень мало знают о  фольклоре. А ведь они обязательно должны знать культуру, традиции  своего народа, своей Родины и всё, что непосредственно с ней связано. Школьный учитель  живет вместе с детьми, и фольклор может стать предметом изучения  и частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Однако педагогическая практика, к сожалению, не исчерпывает всех возможностей фольклора в духовно-эмоциональном развитии детей.                    

Фольклорная программа призвана решать следующие задачи:

 развитие речи, движений, творческих и музыкальных способностей ребенка через различные формы народного фольклора;

  формирование устойчивого интереса к  народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка с взрослым;

 обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основной программы, художественно-творческой деятельности детей на основе народного фольклора.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Он имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нём создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодёжи - своём будущем.

Фольклор «обслуживает» ребёнка с самого рождения. С незапамятных времён живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки». Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Произведения, созданные для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики - педагоги, и воспитатели - практики неоднократно подчёркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребёнка, тонкий учёт особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит всё лучшее в фольклоре, вся его классика.

В настоящее время многие дети мало знают народные песни и мало знакомы с фольклором. Мало существует ансамблей народного характера. В нашей  школе в 2006 году мы с коллегой Мансуровым Х.Х. решили создать  детский фольклорный кружок, который бы  формировал у детей интерес к башкирскому народному творчеству, через  знакомство  с народными башкирскими песнями, играми, плясками, обрядами, частушками,  игрой на народных инструментах, как курай, кубыз, думбыра. При  создании кружка встала необходимость разработки авторской программы, нацеленной на местный  материал: рассказов бабушек, кубаиров,  баитов, исследовательской работы этно -обрядов, обычаев башкир Кунашакского района. Наша программа  в 2006 году была утверждена в ЧИПКРО.   Работа кружка «Детский башкирский фольклор» натолкнула нас на создание фольклорного объединения, в который входят ансамбль кураистов «Маяк батырдары»,  кружок по деревообработке,  ими руководит Хабрахман Хизберович, «Фольклорный ансамбль «Йайгор» им руковожу я.

Занятия фольклором проводятся не только со способными в музыкальном отношении детьми, но и со всеми желающими. Народные песни создают хорошее настроение, влияют на их внешний и моральный облик, воспитывают в них гуманные чувства, патриотизм, оказывают влияние на их эстетические потребности и способствуют формированию у них нравственных и эстетических идеалов. Кружковая работа направлена на развитие творческой личности, поэтому  в кружок записываются все кто хочет научиться петь башкирские песни, играть на народных инструментах, знать башкирские обряды и традиции. Среди кружковцев есть дети с отклонениями здоровья, с отклонениями в развитии -это и ЗПР. Ребята с ограниченными возможностями  находятся на равных условиях  с обычным ребятами  и могут реализовать свой творческий потенциал.. Например,  девочка с диагнозом ЗПР прекрасно поёт, играет на кубызе. Есть мальчик с этим же диагнозом учится играть на курае.  Игра на курае развивает мелкую моторику,  правильное дыхание,  музыкальный слух.

При разучивании народных мелодий знакомим кружковцев с историей её, с легендами.  Например, при разучивании народной песни «Любизники , любизар» дети узнали, что песня посвящена героям –башкирам, участникам войны 1812 года. Песня «Порт Артур» посвящена героям-башкирам, участникам войны 1913 года, «Шаймуратов генерал»-герою Великой Отечественной войны. При разучивании народной песни «Гульназира»,  узнали, что песня раскрывает черту характера башкир, как радушие, гостеприимство. Не зря издавна народ придаёт своему песенному творчеству воспитательное значение.  При умелом использовании народные песни становятся благодатным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание подростков, для формирования у них чётких нравственных понятий и эстетического отношения к миру.   В фольклоре есть, наконец, жанры, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся  обрядовые песни. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов, как  кубыз, думбыра, курай, узляу-горловое пение.  Обрядовые песни мы постоянно используем когда показываем театрализованное представление, посвященное какому-либо обряду. Нами уже изучены такие обряды как «Йаштэр уены», «Килен кусереу», «Исем куштырыу», «Армияга озатыу» на местном материале деревень Казакбаева, Кунакбаева, Мансурова, мной написаны сценарии к ним. Эти обряды на районном и областном уровне в конкурсе «Уральские прикрасы» занимали первое место. В 2014 году с обрядом «Килен кусереу» мы стали победителями Всероссийского конкурса «Хоровод традиций» в городе Таганроге .  В 2018 году ансамбль кураистов  «Маяк батырдары» -победители Всероссийского конкурса  «Наследники традиций» в городе Вологда. В этом году мы покажем семейно-бытовой обряд «Аулак ой», в котором тоже прозвучат обрядовые песни и танцы.

Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы, не только здоровых детей , но и детей с ограниченными возможностями. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер. Фольклор - это очень сложный жанр народной культуры, дети здесь учатся не только петь , танцевать, играть на музыкальных инструментах, но и постигают азы актёрского мастерства, сценического искусства.  Фольклор творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями, способствует становлению целостной, гармоничной, инициативной, творческой личности, которая может находить нестандартное решение в любой жизненной ситуации.. В этом и есть итог фольклорных занятий как отдельного звена целостной и взаимосвязанной программы по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной работы в школе. Таким образом, через фольклор дети с отклонениями развития  раскрывают свои таланты, и чувствуют себя наравне  с другими детьми. Значит, народный фольклор и есть средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Литература: 1.Власенко О. П. Музыкально - эстетическое воспитание .

2. Из опыта работы Мансуровой Г.В.,  Мансурова Х.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиология как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья

1. Введение.В настоящее время наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду подростков с аномальным развитием психики (дети, имеющие диагноз: ЗПР, олигофрения, тугоухость, слабовидение, ...

Организация работы по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Перемены, связанные с научно техническим прогрессом вызвали быструю смену технологий. Возникает необходимость в быстром освоении этих технологий и встраивания в любую возник...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях ФГОС.

Этапы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности. из опыта работы....

Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.

Научная статья о  влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....

Филворд как средство развития общеинтеллектуальной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Филворд как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся....

Проблемы развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья....

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия-тренинга по нейропсихологической коррекции психических процессов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Приветствие  «Здравствуй, Саша!» Цель: ...