Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников
учебно-методический материал

Куприянова Елена Владимировна

В своей работе я провела анализ специфики деятельностного подхода, его основные принципы и приёмы. Определила значимость его применения в обучении .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Районном методическом объединении

учителей начальных классов

Тема: Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников

Подготовила: Куприянова Елена Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ лицей № 1 города Цимлянска.

(высшая категория)

2022

В своей работе я провела анализ специфики деятельностного подхода, его основные принципы и приёмы. Определила значимость его применения в обучении .

Актуальность данного вопроса в том, что учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как

сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Идеология ФГОС НОО базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.

При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности.

Из пассивного потребителя знаний обучающийся образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей. Как пишет Л.С. Выготский, «в основу процесса должна быть положена личная деятельность

ученика…». Ведь именно в деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может

впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский: «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

 В современном российском обществе растёт потребность в нестандартно мыслящих, креативных специалистах, способных быстро ориентироваться в своей профессиональной деятельности. Информация и знания, которые хранятся в долгосрочной памяти человека и не находят своего применения, теряют свою значимость, так как в высокотехнологичном обществе любые сведения можно быстро найти в обновлённом виде. Эти факторы требуют качественной модернизации методов, подходов и техник обучения школьников XXI века. Помимо богатых теоретических познаний, современный школьник должен владеть навыком находить нестандартные решения, применяя их на практике, уметь работать в команде, осуществлять самостоятельную исследовательскую работу, искать и анализировать информацию. На современном этапе большую роль играет способность школы сформировать у детей соответствующие навыки, такие как: по предложенному описанию восстанавливать свойства результата деятельности; обозначать функции результата труда в различных сферах деятельности; сопоставлять и перечислять свойства и функции конкретного объекта; определять зависимости между функциями объекта наблюдения; характеризовать свойства наблюдаемого объекта и сопоставлять их с функциональным значением; характеризовать способности, которые необходимы для реализации конкретной функции. С этой целью педагогам необходимо искать нестандартный подход к изложению материала. Деятельностный подход — это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.  Один из родоначальников этой технологии Эльконин Д. Б. признает, что развитие личности в системе обучения происходит за счёт формирования универсальных учебных действий.  Формируется навык овладения новыми знаниями как компетенция, которая будет использоваться в течение всей жизни. Традиционный подход к обучению, который предполагает подробное объяснение и контроль усвоения материала, позволяет достичь таких результатов лишь частично. Деятельностный подход позволяет получать знания об определённых научных понятиях не изолированно, а в контексте реальных жизненных проблем. Благодаря групповому взаимодействию дети учатся сотрудничеству при решении творческих задач, разрешению конфликтных ситуаций, что также является одной из важнейших компетенций.

Деятельностный подход рекомендуется использовать на всех этапах и применять его вместе с традиционными методами. В младшем школьном возрасте дети эмоционально и открыто воспринимают окружающую действительность.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

- уроки «открытия» нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки общеметодологической направленности (уроки построения системы знаний);

- уроки развивающего контроля.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению), либо умственным действиям.

Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий.

Первая ступень деятельностного обучения - 1 класс.

Дети учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы.

На уроках в первом классе рекомендую применять ситуацию «яркого пятна». Среди множества однотипных предметов одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного, Далее определяется тема и задачи урока (Например, при изучении темы «Десяток», объяснении сложения и вычитания в столбик)

Дети очень любят использовать разноцветные ручки, поэтому на уроках русского языка все ошибкоопасные места разрешаю выделять любимым цветом.

Также эффективен приём «Домысливание». Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока. Возможно предугадывание содержания текста по его названию.

Повторим…

 Изучим…

 Узнаем…

 Проверим…

 Закрепим…

 Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

Так на уроках открытия новых знаний очень эффективным является использование приёмов проблемного обучения. На этапе знакомства с новым материалом создается проблема, которая обеспечивает внутреннее принятие цели для получения предполагаемого результата. Выбор разрешения проблемы совместный с учащимися. Используется вариативность разрешения проблемы и индивидуальный выбор

При изучении во 2 классе темы «Порядок выполнения действий. Скобки» ученикам предлагается рассмотреть примеры и объяснить, почему в выражениях различные значения: 14–5 + 8 = 17 14–5 + 8 = 1 Сравнивая примеры и анализируя полученные результаты, учащиеся выясняют, что результат выражений зависит от того, как выполнять действия в нём и определяют, что сегодня на уроке им предстоит исследовать проблему порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях, ведь именно от этого зависит правильность вычислений. Исследуя данные примеры, ребята выясняют, что во втором выражении не хватает скобок. Школьники выводят правила: 1) в выражениях без скобок, содержащих только + и — действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо; 2) если в выражении есть скобки, первыми выполняются действия в скобках.

Младшие школьники с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия, а, следовательно, имеют все предпосылки для развития творческой личности. В начальной школе на уроках математики детям предлагаются небольшие проекты, рассчитанные на 1–2 урока. Рассмотрим примеры введения проектно-исследовательской деятельности в учебную деятельность учащихся начальных классов. Так, например, в первом классе после знакомства с числами первого десятка и числом 0, можно предложить детям поучаствовать в поиске материалов по темам: «Удивительные числа», «Жизнь нуля — цифры и числа», «Великолепные цифры», «Моё любимое число — пятёрка!». В процессе работы над первыми проектами дети узнают, что сбор информации может осуществляться из различных источников: из бумажных, электронных носителей, а также, сведения можно получить от других людей при непосредственном общении. Ребёнок работает над поставленной задачей, собирает и обобщает информацию по теме задания. Затем работа самостоятельно или с помощью взрослых оформляется в виде коллажа, книжки-малышки и т. д., а на самом уроке ребёнок представляет и защищает проект.

При знакомстве с текстовыми задачами можно предложить школьникам индивидуально-групповую работу на самом уроке — составить текстовые задачи по картинке к сказкам «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят». Дети записывают свои тексты на листочках и прикрепляют их на ватман с иллюстрацией.

При деятельностном подходе эффективно использовать на уроках групповую работу (работа в парах , в микрогруппах).

Использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход, а значит способствовать успешному обучению и социализации младших школьников.

На уроках литературного чтения кроме чтения по ролям активно применяем инсценирование произведений, сочинение собственных сказок.

Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает им усвоить любой учебный материал.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Поэтому следующая технология – участие в проектной  или исследовательской деятельности.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:

- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.

- Использование активных и интерактивных методик.

- Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности.

 -Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.  

Эффективность деятельностного подхода  

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

В презентации к данному выступлении я приложила фотографии с фрагментами открытых уроков и грамоты детей за участия в различных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »

«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС

Методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения - системно-деятельностный подход....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам...

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.

Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников....

Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...