ПК 4.4
методическая разработка

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Урумбаева Виктория Ивановна, Шумская Мария Олеговна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РЕФЕРАТ

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 4, группа: 44

Челябинск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1.История возникновения коллективного способа обучения

5

2. Организационно-методические особенности коллективного способа    обучения

6

3. Технологичность и теоретические основы коллективного способа обучения

9

4. Организация учебной деятельности учащихся при коллективном способе обучения

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

14

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важнейшую задачу образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности (ориентировочно-мотивационный, операционно- исполнительный, рефлексивно-оценочный взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены учеником.

Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель-ученик, нежели ученик-ученик, ученик- ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку.

Несмотря на все преимущества КСО, его редко используют в современной системе обучения. Во многом это связано с тем, что учителя малоинформированы о возможностях использования КСО в начальной школе при обучении младших школьников.

Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».

В соответствии с федеральным законом государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на различных принципах, одним из которых является «воспитание взаимоуважения». В данном законе также отражено понятие «воспитание», которое включает себя «развитие ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Использование коллективного способа обучения на уроках в начальной школе».

Цель работы – теоретически охарактеризовать содержание и основные компоненты теории коллективного способа обучения.

Объект исследования: познавательная сфера ребенка в возрасте от 7 до 10 лет.

Предмет исследования: технология коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко при обучении младших школьников.

Гипотеза исследования: использование коллективного способа обучения Раввина-Дьяченко способствует развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

В работе использованы теоретические методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация результатов.

  1. История возникновения коллективного способа обучения

У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г.Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений).

Идеи А.Г.Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко, его поддержали М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая и др.

Основная идея и научная находка А.Г. Ривина заключалась в организации учебных занятий на основе взаимодействия учащихся в динамических парах. До современников дошли описания многочисленных нетрадиционных подходов и приёмов Ривина по реализации на практике этой смелой идеи. Эти приемы и подходы – замечательные результаты педагогического рационализаторства и практических разработок талантливого педагога. 

У А.Г. Ривина было много учеников и последователей, и, несмотря на то, что они не были эрудитами в педагогике, они почувствовали и признали ценность изобретения и проявились как преданные носители и распространители идей своего неординарного учителя. [1]
Однако именно В.К. Дьяченко удалось воспринять находку Ривина не на эмпирическом уровне, а увидеть в его педагогическом изобретении сущностные стороны и в итоге заложить основы учения об обучении, основы современной дидактики.

Выяснение сущности обучения; введение понятий общих и конкретных форм организации обучения, общественно-исторических способов организации обучения; выделение четырёх общих форм и трёх способов организации обучения; оформление основных противоречий группового способа обучения; разработка принципов коллективного способа обучения — вот далеко не полный перечень результатов научно-исследовательской деятельности В.К. Дьяченко, которые легли в основу специально организованных работ физического факультета Красноярского государственного университета в 1983/84 учебном году.

  1. Организационно-методические особенности коллективного способа обучения

Коллективный способ обучения (КСО) – это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого. Мы выявили следующие принципы данного способа обучения:

— завершённости, или ориентации на высшие конечные результаты;

— непрерывности и безотлагательности передачи полученных знаний друг другу;

— сотрудничества и взаимопомощи между учениками;

— разнообразия тем и заданий (разделения труда);

— разноуровневости участников педагогического процесса;

— обучения по способностям индивида;

— педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса;

— интернационализации процесса обучения, или обучение на двуязычной или многоязычной основе.

По В.К. Дьяченко, сущность обучения есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие способов обучения в истории образования основывалось на применении различных видов общения.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах (со сменным составом), когда каждый учит каждого.

А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, без учета различий наличного уровня знании и способностей, включая в посильный диалог общение всех детей, применяя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем.

Каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим. Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала в своём темпе.

Основной принцип работы – каждый учит каждого.

Для практического воплощения были разработаны и апробированы различные технологии сотрудничества «по горизонтали», при котором учащиеся взаимообразно обучают друга друга и находятся как бы на одном и том же уровне, и «по вертикали», когда обучение происходит только «сверху вниз»: тот, кто быстрее и лучше осваивает материал, выполняет роль обучающего того, кто несколько отстаёт.

Специфика КСО, по А.Г. Ривину – В.К. Дьяченко, состоит в соблюдении следующих принципов, которые можно назвать признаками:

  • наличие сменных пар учащихся;
  • их взаимодействие;
  • взаимоконтроль
  • взаимоуправление.

Работа в парах ведётся с использованием двух сменных пар: динамической и вариативной.

Динамическая пара – это малая группа из четырёх человек. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними столами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров.

   При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы.

   Каждая четвёрка работает по заданию, написанному на доске или плакате. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Могут быть группы и с большим количеством участником коллективной работы, только число их должно быть обязательно чётным.

   При подготовке материалов для взаимообучения в динамической паре необходимо учитывать, что материал будет прорабатываться каждым учеником в разной последовательности. Работа по таким материалам должна быть обязательно совместной работой группы по обобщению и систематизации изученного. При подготовке материалов для взаимоконтроля учитель должен предусмотреть предварительное обобщённое восприятие всего материала в системе. Динамическая пара становится школой повышения адаптации учащихся друг к другу в условиях постоянной смены партнёров, школой свободного общения каждого с каждым.

Вариационная пара – это вариант коллективной работы в малой группе по 4 человека, в которой каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

    Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличие от динамической пары, где распределяется по частям единое для всех общее задание, в вариационной паре происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку разных материалов. В вариационной паре обрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно.

  Например, каждый готовит карточку с вопросами, задачами, примерами. На обороте карточки даны ответы на вопросы, решения задач и примеров. После проверки карточек учителем, который подходит к каждому ученику, учащиеся усаживаются в четвёрке так, чтобы каждый из них мог варьировать режим работы то с левым, то с правым соседом.

Работа ведётся в три такта. Первый такт – работа с рядом сидящим. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке и сличает ответы с записью на обратной стороне карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнёры меняются карточками. Поворот к новому партнёру. Начинается второй такт- работа с учеником, сидящим за соседним столом. Проверяющий работает по карточке, по которой был только что проверен сам. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнёру. Третий такт – работа с прежним партнёром, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка. В любой микрогруппе с чётным числом участников можно организовать работу в вариационной паре.

  1. Технологичность и теоретические основы коллективного способа обучения

Технологичность коллективного способа обучения можно доказать через критерии:

  • Концептуальность. В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый ученик по очереди работает с другим учеником, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
  • Системность. Данная технология обладает признаками системы: логика процесса, взаимосвязь ее частей, целостность. Работа выстроена по этапам: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах.
  • Управляемость. Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования – для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность учителя и ученика: подобрать тему, сформулировать цель, отобрать материал и подготовить работу в парах (группах); отслеживание результатов, проводя диагностики – наблюдение за деятельностью учащихся во время работы в парах, группах; проведение беседы. Методика "Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже).
  • Эффективность. Современная педагогическая технология существует в конкурентных условиях и является эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантирует достижение определенного стандарта обучения - развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Коллективный способ обучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
  • Воспроизводимость. Данную технологию, возможно воспроизвести в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Например, на уроке русского языка во 2 классе можно использовать «Работа по вопросникам» по теме «Имя существительное». Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к определенному разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала. С помощью вопросника можно быстро качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.

Теоретические основы КСО

В.К.Дьяченко ввёл принцип того, что «общие формы организации обучения» должны быть аналогичны основным формам общения людей.

Таких форм он выделил четыре: 1) опосредованное — один человек без непосредственного контакта с другим; 2) общение в паре; 3) три человека и больше — общение в малой или большой группе; 4) общение в парах сменного состава.

В соответствии с этим он и предложил рассматривать индивидуально-обособленную, индивидуальную, групповую и коллективную (т.е. в парах сменного состава) организационные формы учебного процесса. Причём для полноценного образования В.К.Дьяченко подчёркивал необходимость использования всех четырёх форм — в том числе обязательно и коллективной формы обучения (т.е. общения в парах сменного состава).

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

  1. Организация учебной деятельности учащихся при коллективном способе обучения

Организация учебной деятельности учащихся при коллективном способе обучения разделена на 3 этапа: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах. Рассмотрим каждый этап подробнее.
Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.
Этап 2. Работа в парах. Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар: статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров. вариационная пара – работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками. Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал). 

Этап 3. Работа в малых группах. Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.

Таким образом, технология коллективного взаимообучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но они не должны занимать большую часть времени.

Методологические проблемы применения информационных технологий обучения детей с нарушением развития интеллекта. При организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья принято обращать внимание на вид и степень нарушений. Для этого проводится психолого-медико-педагогическая комиссия, которая определяет уровень развития интеллектуальных способностей.

Практическая значимость обусловлена тем, что изучение эффективности технологии коллективного обучения Раввина-Дьяченко может помочь педагогам в построении процесса школьного образования и воспитания в начальной школе. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, следует сказать, что технология «Коллективный способ обучения» – одна из личностно-ориентированных технологий, позволяющих плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Во-первых, во время работы в коллективе происходит объединение обучения и воспитания в едином образовательном процессе. Учащиеся приобретают опыт проявления инициативы, дисциплинированности, понимания других людей, сочетания своих интересов с интересами других людей – всё это есть моделирование того поведения, которое необходимо в реальной жизни, в социуме.

Во-вторых, сущностью технологии коллективных способов обучения является создание образовательного пространства, в котором осуществляется взаимодействие учащихся с учащимися, с педагогом, с предметом. Это означает, что каждый участник группы-коллектива выступает как равноправный субъект деятельности и отношений.

В-третьих, коллективная работа в группе способствует развитию индивидуальности каждого члена группы. В группе-коллективе при постановке общих целей должны учитываться потребности каждого члена группы.

Таким образом, в едином процессе коллективной и индивидуальной мыслительной деятельности, коллективных и индивидуальных эмоциональных переживаний и волевых устремлений ученики «выращивают» свою культуру, адекватную культуре общества.

Список используемой литературы

  1. https://molotokrus.ru/istoriya-razvitiya-kollektivnogo-sposoba-obucheniya/
  2. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2013/02/09/ispolzovanie-tekhnologii-kollektivnyy-sposob
  3. https://obrazovanie-gid.ru/referaty/kollektivnyj-sposob-obucheniya-referat.html
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/04/21/tehnologiya-kollektivnogo-sposoba

Здравствуйте, уважаемая аудитория! Представляем вашему вниманию выступление на тему «Использование коллективного способа обучения на уроках в начальной школе».

У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г.Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений).

Основная идея и научная находка А.Г. Ривина заключалась в организации учебных занятий на основе взаимодействия учащихся в динамических парах. Это реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко, его поддержали М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая и др.

Коллективный способ обучения (КСО) – это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого. Мы выявили следующие принципы данного способа обучения: (Они представлены на слайде. Ознакомьтесь.)

Каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим. Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала в своём темпе.

Основной принцип работы – каждый учит каждого.

Для практического воплощения были разработаны и апробированы различные технологии сотрудничества «по горизонтали», при котором учащиеся взаимообразно обучают друга друга и находятся как бы на одном и том же уровне, и «по вертикали», когда обучение происходит только «сверху вниз»: тот, кто быстрее и лучше осваивает материал, выполняет роль обучающего того, кто несколько отстаёт.

Работа в парах ведётся с использованием двух сменных пар: динамической и вариативной. Рассмотрим подробнее.

Динамическая пара – это малая группа из четырёх человек. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними столами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров.

   При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы.

   Каждая четвёрка работает по заданию, написанному на доске или плакате. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Могут быть группы и с большим количеством участником коллективной работы, только число их должно быть обязательно чётным.

Вариационная пара – это вариант коллективной работы в малой группе по 4 человека, в которой каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

   В отличие от динамической пары, где распределяется по частям единое для всех общее задание, в вариационной паре происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку разных материалов. В вариационной паре обрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно.

  Например, каждый готовит карточку с вопросами, задачами, примерами. На обороте карточки даны ответы на вопросы, решения задач и примеров. После проверки карточек учителем, который подходит к каждому ученику, учащиеся усаживаются в четвёрке так, чтобы каждый из них мог варьировать режим работы то с левым, то с правым соседом.

Работа ведётся в три такта. Первый такт – работа с рядом сидящим. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке и сличает ответы с записью на обратной стороне карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнёры меняются карточками. Поворот к новому партнёру. Начинается второй такт- работа с учеником, сидящим за соседним столом. Проверяющий работает по карточке, по которой был только что проверен сам. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнёру. Третий такт – работа с прежним партнёром, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка. В любой микрогруппе с чётным числом участников можно организовать работу в вариационной паре.

В.К.Дьяченко ввёл принцип того, что «общие формы организации обучения» должны быть аналогичны основным формам общения людей.

Таких форм он выделил четыре: 1) опосредованное — один человек без непосредственного контакта с другим; 2) общение в паре; 3) три человека и больше — общение в малой или большой группе; 4) общение в парах сменного состава.

В соответствии с этим он и предложил рассматривать индивидуально-обособленную, индивидуальную, групповую и коллективную (т.е. в парах сменного состава) организационные формы учебного процесса. Причём для полноценного образования В.К.Дьяченко подчёркивал необходимость использования всех четырёх форм — в том числе обязательно и коллективной формы обучения (т.е. общения в парах сменного состава).

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

 Организация учебной деятельности учащихся при коллективном способе обучения разделена на 3 этапа: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах. Рассмотрим каждый этап подробнее.
Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.
Этап 2. Работа в парах. Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар: статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров. вариационная пара – работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками. Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал). 

Этап 3. Работа в малых группах. Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.

Таким образом, технология коллективного взаимообучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но они не должны занимать большую часть времени.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: