ПК 4.1.
учебно-методический материал

Завьялова Айседора Игоревна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Окружающий мир: качество учебника на высоком уровне. Учебник стандартного размера, имеет твердую обложку. А так же имеет тематические картинки, соответствующие цвета: серый, молочный и коричневый. В самом начале представлена памятка «Как работать с учебником». Присутствуют следующие условные обозначения:

1) вспомни материал первого, второго или третьего класса;
             2) выскажи предложение;
             3) обрати внимание: главная мысль текста;
             4) материал для любознательных;
             5) задание;
             6) задание по выбору;
             7) это задание ты выполнишь дома;
             8) практическая работа;
             9) ты познакомишься с картинами известных художников;
            10) здесь ты прочитаешь о том, как человек познавал мир.
В учебнике есть шмуцтитул.
Рубрики, которые встречаются в разделе: жил на свете человек, этот удивительный мир.
Текст в учебнике читабельный. Герои отсутствуют. Определения выделены в желтой рамке. В конце учебника есть толковый словарик.
Учебник хорошо проиллюстрирован. В учебнике присутствуют красочные картинки, иногда фотографии.

Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний являются рассмотрение места и роли человека в природе и обществе, а ведущей идеей обновление содержания – отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразным взаимодействиям с окружающим миром.

В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть.

Математика

Качество внешнего оформления на нормальном уровне. Размер учебника небольшой, обложка твёрдая, учебник мало весит. Дизайн учебников один, но есть различия в цветах, в зависимости от предмета. Учебник по математике фиолетовый. Обложка красочная, приятна глазу. В учебнике не так много иллюстраций, выглядят они хорошо, красочно. В учебнике есть два главных героя, которые фигурируют в проблемной ситуации при изучении нового материала, но сюжетной линей они не обладают. Есть чертежи и картинки к задачам. Также есть условные обозначения (прочитай самостоятельно, обсудим вместе, обрати внимание, запомни, выполни в тетради, используй цветные палочки, используй фишки, используй чертежный треугольник, выполни трудное задание, расширяем свои знания). В содержании раздела с вспомогающим материалом нет. Содержание на разделы не разделено. Каждая новая тема начинается с проблемной ситуации и содержит новое правило. Шмуцтитулов в учебнике нет. Упор в учебнике сделан на задачи, теории совсем немного.

Курс устанавливает перспективу математического образования учащихся. Оно обеспечивается  реализацией деятельностного подхода к обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраического, геометрического и логического содержания учебного материала.

В процессе учебного диалога ученики учатся определять способ построения и решения учебной задачи. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Литературное чтение

При анализе данного курса удалось выявить следующее:
Размер учебника стандартный, обложка плотная. Дизайн учебника красочный, имеет иллюстрацию, что привлекает внимание.
Для координирования по учебнику имеются условные обозначения, такие как: обратите внимание, это важно знать; ответь на вопросы, выполни задания; задания по желанию или по выбору; произведение читает учитель; словарь: объяснение непонятных слов; книжная полка, проба пера, выполни творческую работу; произведения для дополнительного чтения.
Имеет следующие разделы: читаем сказки, загадки, скороговорки; учимся уму-разуму; читаем о родной природе; о наших друзьях - животных; читаем сказки, пословицы, считалки. После каждого раздела имеется рубрика «Проверь себя»
Шмуцтитул в учебнике отсутствует.
Учебник полон различных иллюстраций ко всем произведениям. Важная информация выделяется, текст крупный.
Учебник включает в себя различную деятельность детей от чтения, до выполнения творческих заданий, что является его огромным плюсом.

Приоритетная задача курса – углубление интереса к чтению и литературе, осознание учеником значения читательской деятельности, как средства успешности обучения и развития человека, формирование умения работать с произведениями разного жанра и стиля;
расширение круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся.

Русский язык

Учебник по русскому языку стандартного размера, имеет твёрдую обложку. Качество учебника на высоком уровне. Цвета обложки: бежевый, зелёный, фиолетовый. В начале учебника имеются условные обозначения, обращение авторов к учащимся.
Условные обозначения:

1) Тайны языка – формулировка языкового закона или орфографического правила.
2) Обрати внимание ( что важно знать)
3) Вспомни материал , изучавшийся в первом, во втором или третьем классе.
4 ) Пиши правильно.
5) Трудная тема (задание).
6) Работа в парах.
7) Подсказка.
В учебнике также присутствует шмуцтитул.
Темы делятся на уроки (урок 1, урок 2 и т.д.)
Текст в учебнике читабельный, есть красочные картинки. Герои отсутствуют. Правила помещены в желтую рамку, подсказки в серую рамку. В конце учебника имеются странички для учителя, примеры разборов предложений, слов, также есть толковый словарик, содержание.

Ведущие задачи курса -  развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и письменной речи; курс является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.

Авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определённую цель обучения.

Учебная хрестоматия

Учебник имеет твердую обложку, учебник достаточно объемный. Учебник не имеет иллюстраций. Отсутствуют условные обозначения. Не представлен шмуцтитул. Текст читабельный. Присутствует дополнительная информация очерки и воспоминания. После произведений представлены вопросы и творческие задания. После произведения присутствует словарь.



Предварительный просмотр:

Здравствуйте! Мы хотим представить вам анализ УМК "Гармония".

Программа «Гармония» утверждена с 2009 года, она несёт в себе идеи развивающего обучения и отталкивается от тезиса активности детей в процессе освоения нового материала. Программа обеспечивает понимание ребенком изучаемых вопросов, способность сформулировать задачу и решить ее, способность самоконтроля и самооценки.

Учебно-методический комплект «Гармония» создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова Авторы комплекта:

Доктор педагогических наук, профессор Наталия Борисовна Истомина (математика);

Кандидат педагогических наук, профессор Марина Сергеевна Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Кузьменко (русский язык) кандидат педагогических наук, доцент Ольга Владимировна Кубасова (литературное чтение);

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель О.Т. Поглазова (окружающий мир);

Цель программы – многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика.

Программа «Гармония» успешно решает такие задачи как:

- формирование приемов умственной деятельности – анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;

- приоритет самостоятельной работы учащихся;

- активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;

- соблюдение баланса между интуицией и знанием;

- опора на опыт ребенка;

- единство интеллектуальных и специальных умений.

Качество внешнего оформления учебников высокое. Формат учебника небольшой, у него прочная, твердая обложка. Можно заметить, что учебник компактный и весьма лёгкий Учебник ориентирован на его изучение, поэтому он имеет привлекательное оформление, мотивируя к работе с ним.


Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом, объединяющим сведения о природе, человеке и обществе. Главные особенности: Цель курса - дать начальное представление о целостной научной картине мира, показать связь деятельности человека и окружающего мира, познакомить с историческими событиями своей страны Методический аппарат учебников позволяет организовать личностно – ориентированный подход, т.е. направленный на развитие личности учащихся Педагогическое сотрудничество учеников и учителя на уроке создаёт условия для движения учащихся от репродуктивного уровня к продуктивному и творческому. Картинки цветные, но небольшого размера. Они логически подходят к изучаемой теме и заданиям, а также избегают прямых подсказок для детей.

РУССКИЙ ЯЗЫК Осознание ребенком себя как языковой личности.Коммуникативный подход к изучению языка.Развитие природного чувства слова.Создание базы для обеспече-ния грамотности. Формирование мировоззрения детей. Развитие творческих способностей. Обогащение умственного потенциала. Развитие эмоциональной сферы. Развитие речи. Способность быть читателем.

Присутствуют герои - Саша и Маша. Они помогают обучающимся прийти к решению и вывести правила самим.

Математика Главные особенности УМК: Формирование приёмов учебной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобще-ния в процессе усвоения математических понятий. Система заданий, помогающая организовать активную познавательную деятельность учащихся при обучении реше-нию задач и формировании вычислительных навыков и умений. Учёт психического развития ребёнка и его опыта, создание условий для осознания связей между новыми и ранее изученными понятиями и способами действий. Основное значение контрольных работ – помочь организовать дифференцированный контроль. Каждая контрольная работа представлена на трёх уровнях. 

Литературное чтение Учебный материал отличается следующими особенностями:

• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения.

В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностно-

ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит, к правильному осмыслению прочитанного.

Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:

• охват всех этапов урока
• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению:

совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;

• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и большая самостоятельность детей при их выполнении;

• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методически-

ми материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).

Принципы УМК:

- организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

- организация продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

- формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Плюсы и минусы программы

К положительным характеристикам программы можно отнести следующие:

- наличие методологической базы и разнообразных, в т.ч. электронных, обучающих материалов;

- использование как традиционных, так и новаторских приемов обучения;

- обучение связано с развитием личности школьника, ученику обеспечивается индивидуальный подход;

- в основе обучения лежит решение проблемных задач, а не просто запоминание и воспроизведение изученного материала.

Также к плюсами можно отнести то, что при работе с данным УМК не требуется повышения квалификации.
-учебники оснащены прописями;
-учёт возраста, особенностей восприятия школьника.

Среди негативных аспектов можно выделить:

- необходимость предварительной подготовки дошкольника к обучению по программе «Гармония»;

- большое количество теоретического материала, а с другой стороны недостаточная иллюстративность учебников;

- сложность домашних заданий для родительского контроля;

- недостаточное количество времени на разбор заданий высокой трудности, которые предлагаются для самостоятельного решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что УМК «Гармония» нацелен на то, чтобы совместить традиционную и развивающую формы обучения. Родители, отдавшие своих детей в класс с образовательным процессом, построенным по такой программе, смогут быть уверены в том, что школьники научатся самостоятельно доходить до правильного решения, логически мыслить и аргументировано дискутировать.

Но необходимо помнить, что отношение родителей может стать «тормозящим» фактором, особенно если они сами обучались по традиционным схемам. Если взрослые высказывают свои отрицательные мнения об образовательной программе при детях, то это ещё больше осложняет ситуацию. Поэтому в учебниках системы «Гармония» помещены письма-обращения к родителям, предостерегающие от возможных ошибок и разъясняющие некоторые особенности программы. 



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

нет

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

да

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

да

содержание учебного предмета

да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

да

место и роль учебного предмета в обучении

да

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

да

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

да

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

да

необходимое количество часов для изучения раздела

да

содержание учебного раздела

да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

нет

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

да

технические средства обучения

да

цифровые образовательные ресурсы

да

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

да

 

Выводы:

Проанализировав  рабочую программу по русскому языку, я сделала вывод, что не на все перечисленные пункты можно дать точный ответ «Да/Нет».

Например, в пункте «сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета» указано только Ф.И.О., но отсутствуют занимаемая должность и квалификационная категория автора. Также в пункте «количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы» нет возможности дать точный ответ, так как в рабочей программе указано количество часов исключительно на изучение каждого раздела без тем.

Таким образом можно сделать вывод, что рабочая программа практически в точности составлена по требованиям ФГОС без критических отклонений.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр №1  города Челябинска»

454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 56 «б», тел. +7 (351) 742-28-34, e-mail: maouoc1@mail.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2022-2023 учебного года

Челябинск, 2023

Дата

Тема и тип урока

Контрольная работа

(час)

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

1

04.04

Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи

УОНЗ

1

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Устный опрос

2

05.04

Морфологический разбор

местоимения.

УОНЗ

1

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Текущий контроль

3

06.04

Проверочная работа № 5

по теме

«Местоимение».

УРК

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Тематический контроль

4

07.04

Глагол как часть речи

УОНЗ

1

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Работа у доски

5

08.04

Глагол как часть речи

УР

1

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Текущий контроль

6

11.04

Значение и употребление глаголов в речи

УОМН

1

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.

Устный опрос

7

12.04

Развитие речи.

Составление текста по сюжетным картинкам.

УОМН

1

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

Практическая работа

8

13.04

Начальная форма глагола

УОНЗ

1

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.

Работа у доски, устный опрос

9

14.04

Начальная форма глагола

УР

1

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

Устный опрос

10

15.04

Изменение глаголов по числам

УОМН

1

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

Текущий контроль

11

18.04

Число глаголов.

Развитие речи.

Составление предложений с нарушенным порядком слов.

УОМН

1

Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

Практическая работа

12

19.04

Изменение глаголов по временам

УОНЗ

1

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Устный опрос

13

20.04

Изменение глаголов по временам

УОМН

1

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Работа у доски

14

21.04

Изменение глаголов по временам

УРК

1

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Текущий контроль

15

22.04

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста.

УОМН

1

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Практическая работа

16

25.04

Анализ изложений. Изменение

глаголов по

временам.

УР

1

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Устный опрос

17

26.04

Род глаголов в прошедшем

времени.

УОНЗ

1

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Работа у доски, устный опрос

18

27.04

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Развитие речи.

Составление предложений и текста.

УОМН

1

Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

Практическая работа

19

28.04

Правописание частицы НЕ с глаголами.

УОНЗ

1

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Устный опрос

20

29.04

Правописание частицы НЕ с глаголами.

УР

1

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Текущий контроль

21

04.05

Проверочная работа № 6 по теме «Глагол».

УРК

1

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Тематический контроль

22

05.05

Контрольный диктант № 5 по теме «Глагол».

УРК

1

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Тематический контроль

23

06.05

Работа над ошибками.

Развитие речи.

Конференция на тему «Части речи в русском языке».

УР

1

Самостоятельно выбрать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».

24

11.05

Повторение

по теме «Части речи».

УОМН

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

25

12.05

Орфограммы в значимых частях слова.

УР

1

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Работа у доски, устный опрос

26

13.05

Итоговый контрольный диктант № 6.

УРК

1

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Итоговый контроль

27

16.05

Работа над ошибками.

Орфограммы в значимых частях слова.

УР

1

Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.

Устный опрос

28

17.05

Развитие речи.

Составление предложений по рисункам.

1

Составлять предложения по рисунку.

Практическая работа

29

18.05

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

УОМН

1

Распознавать части речи и их грамматические признаки. Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе.

30

19.05

Контрольное списывание №4.

1

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Текущий контроль

31

20.05

Работа над ошибками.

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

УОМН

1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

32

23.05

Итоговая диагностическая работа.

1

Применить свои знания для выполнения итоговой работы.

Итоговый контроль

33

24.05

Повторение изученного за год.

УР

1

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Устный опрос

34

25.05

Игра «Язык родной, дружи со мной».

1

Применить свои знания для выполнения заданий.


Предварительный просмотр: