Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов МОУ "Измайловская школа" (2020 г.)
статья

Сергеева Тамара Павловна

Термин «технологическая карта» пришёл в педагогику из технических, точных производств. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться; т.е развитие УУД. Технологическая карта - это:...............

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Измайловская школа»

«Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как  инструмент практической реализации ФГОС НОО"

Подготовила:

учитель начальных классов

Сергеева Т.П.

2020 г.

 «Технологическая карта урока в начальной общеобразовательной школе как  инструмент практической реализации ФГОС НОО"

Термин «технологическая карта» пришёл в педагогику из технических, точных производств. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться; т.е развитие УУД. Технологическая карта - это:

  • современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
  • способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. 

                                                                     

Технологическая карта позволит учителю:  

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;                          
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Рассмотрим этапы работы над технологической картой:

Шаг 1:

§  четко определить и сформулировать для себя тему урока;

§  определить место темы в учебном курсе;

§  определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

§  и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Шаг 2:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Шаг 3:

Спланировать учебный материал

Подобрать учебные задания, целью которых является:

§  узнавание нового материала;

§  воспроизведение;

§  применение знаний в новой ситуации;

§  применение знаний в незнакомой ситуации;

§  творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

§  задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

§  задания, способствующие осмыслению материала учеником;

§  задания, способствующие закреплению материала учеником.

Шаг 4:

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Шаг 5:

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Шаг 6:

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

§  что контролировать;

§  как контролировать;

§  как использовать результаты контроля.

Шаг 7:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Шаг 8:

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно   и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: необходимость описания всего процесса деятельности; указание операций, их составных частей.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  • введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Структура технологической карты

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.  Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”.  Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Целеполагание”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения или открытие нового знания”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).                                                                                                                            

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”.  Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.  

7-й этап. "Повторение ранее изученного материала"

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.                                                                                                                        

        Существует  достаточно большое количество разнообразных технологических карт урока, разработанных учителями – практиками.        Технологическая карта урока  может иметь разную форму, устоявшейся структуры пока не существует. Но очевидно, что она  должна зафиксировать не только вид деятельности учителя и ученика на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Я предлагаю рассмотреть технологическую карту одного урока (3 этапа: актуализация опорных знаний, экспериментальная часть, закрепление изученного материала). Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Тела и вещества".

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятель

ность учителя

Деятельность обучаю

щихся

Формирование универсальных учебных действий

2. Актуализация опорных знаний

Кто угадает о чем я говорю, поднимает руку.

1. В его состав входит парафин

2. Он легко размягчается под теплом рук

 3. Его используют на уроках труда

(пластилин)

Далее... 1. Это жидкость ... желтоватого цвета… с резким запахом

2. Его получают из нефти

3. Это "еда" для автомобиля

(бензин)

Далее ... 1. эти вкусные полупрозрачные дольки похожи на желе

 2. на его изготовление идет много сахара

 3. но его считают самым полезной сладостью

(мармелад)

- Из чего состоит первый объект?

 ПАРАФИН

Создает положительный эмоциональный настрой учащихся.

Учащиеся отгадывают загадки

Формулировка вопроса побудила детей к активной мыслительной деятельности:

 анализу

(Позн.УУД). Активизируется самостоятельность, создаётся

ситуация успеха (Личн.

 УУД). Дети вспоминают полученную информацию,  

в уме выполняют учебные действия, осуществляют контроль

 (Рег. УУД). Формулируют

Вывод

 (Позн. УУД)

5. Экспериментальная часть

Учитель ставит вопрос «А все ли вещества одинаковы?»

Прочитайте в учебнике на стр. 72 последний абзац.

Что нового вы узнали? (Вещества могут находится в твердом, жидком и газообразном состоянии)

Проведем эксперимент. Я сейчас возьму кусочек сахара и положу в стакан. а теперь переложу в другой. Что случилось с сахаром? Какое состояние вещества сахара? (твердое)

Тот же опыт я проведу с водой. что изменилось? какое состояние вещества? (жидкое)

Возьмем воздушный шарик и надуем его. Что изменилось? что находится внутри шарика? какое состояние?

Учитель организует

работу

учащихся и уточняет их ответы,

 проводит коррекцию выполненного задания, организует самопроверку

 по эталону.

Обучающиеся высказывают свои версии решения проблемы, выбирают, кто

сопоставляют

свои версии

ответа с

эталоном, осуществляют

поиск

необходимой информации.

Дети осуществляют поиск необходимой информации, анализируют предметы , устанавливают  причинно-следственные связи (Позн. УУД). Осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия и оценивают их

(Рег. УУД). Учитывают разные мнения, контролируют партнёра,

используют речь

 для регуляции

своих действий (Ком.УУД). Формируют способность к самооценке, ориентируются

на понимание

причин успеха в учении

(Личн. УУД)

6. Закрепление изученного материала

Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:

Все, что нас окружает, называется….телами

Тела бывают естественные и искусственные.

То. из чего состоят тела, это ... вещества

Вещества бывают ... твердые, жидкие и газообразные.

Задание 1. Самостоятельная работа учащихся. Соедините стрелками слова с кувшинами "тело" или  "вещество". Самопроверка

Задание 2. В рабочей тетради на стр. 23 № 4: подчеркни лишнее слово в каждом ряду. Объясни свое решение.

а) древесина, стекло, железо, уксус, глина;

б) кислород, вода, молоко, нефть, квас.

Задание 3. Работа в парах. Обведите в кружочек, в каком состоянии находятся данные вещества. Самопроверка по слайду.

Учитель контролирует работу учащихся

Учащиеся самостоятельно и работая в парах выполняют задания по пройденной теме

Осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия и оценивают их

(Рег. УУД). Учитывают разные мнения, контролируют партнёра,

используют речь

 для регуляции

своих действий (Ком.УУД). Формируют способность к самооценке, ориентируются

на понимание

причин успеха в учении

(Личн. УУД)

 При конструировании технологической карты урока можно и нужно опираться на следующие позиции:

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

- должны быть указаны операции, их составные части.

В  чем же достоинства технологической карты урока? Она может использоваться:

- в период адаптации к введению ФГОС;

- как постоянная форма проектирования урока;

- в качестве формы – основы для конспекта при аттестации;

- как основа для разработки форм анализа урока, реализующего требования ФГОС.

Чётко фиксирует не только предполагаемые виды   деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у учащихся способов деятельности.

Таким образом, технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

Выступление на заседании КМО учителей начальных классов

О преподавании курса ОРКСЭ в начальной школе....

Выступление на заседании РМО учителей начальных классов "Технология продуктивного чтения"

Выступление на заседании РМО учителей начальных классов "Технология продуктивного чтения"...