"Как обучать леворуких детей?" (особенности левшей, леворуких детей, рекомендации по обучению)
консультация (1 класс)

Аглюлина Оксана Альфарисовна

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Как обучать леворуких детей?". Рекомендации для учителей, обучающих леворуких детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития. Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_kak_obuchat_levorukih_detey.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Как обучать леворуких детей?

(выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов)

        Левшами, по разным оценкам, являются от 7 до 17% населения Земли. Хотя левши существовали на протяжении всей истории человечества, относились к ним, как правило, настороженно. Прошли времена Средневековья, когда их считали «отродьем диавола». Прошли времена СССР, когда их переучивали, привязывая «неправильную» руку к стулу. И всё же с левшами до сих пор связано много мифов. Действительно ли они более талантливые и творческие? Требует ли обучение ребёнка-левши особого подхода?

        Ещё каких-то 35 лет назад в Советском Союзе левшей переучивали жестокими методами: надевали варежку, бинтовали пальцы. Зачем — не очень понятно. Вероятно, под влиянием социалистической идеи всеобщего равенства. Инквизиторские методы практиковались до 1986 года, когда вопросами левшества заинтересовались учёные. Они смогли доказать, что эта особенность — вариант нормы и не нуждается в коррекции.

        С конца 1980-х маятник отношения к леворуким качнулся в другую сторону. Нейрофизиологические исследования показали, что у левшей более активно правое полушарие мозга, которое отвечает за творческое мышление и образное восприятие. Из этого учёные сделали вывод, что левши от природы наделены творческими способностями, более эмоциональны и ранимы, чем правши, и испытывают трудности с аналитическим («левополушарным») мышлением.

        Ведущие учёные-физиологи своего времени М. М. Безруких, А. С. Чуприков и Г. Г. Аракелов доказали, что переучивание затормаживает развитие и наносит психике непоправимый вред. Они же впервые заговорили об особенностях обучения левшей:

  • ориентации на образное мышление (вместо зубрёжки фактов — наглядные пособия);
  • сочетании разных видов деятельности в рамках одного урока (для поддержания концентрации внимания);
  • неприемлемости «палочной» дисциплины;
  • индивидуальном подходе.

        Сейчас очевидно, что на этих принципах должно строиться обучение любых детей, но в конце XX века и это было серьёзным прорывом. В 1990-х годах в ряде школ России и СНГ появились экспериментальные классы для леворуких детей, где применялся новый подход.

        Кстати, «леворукий» и «левша» — не полные синонимы. Специалисты различают истинное (абсолютное)частичное и скрытое левшество. У истинного левши не только левая рука ведущая, но также левая нога, глаз и ухо. Частичные левши являются леворукими, но из других парных органов активнее пользуются правыми. Скрытый левша ест и пишет правой рукой, но пинает мяч левой ногой, прикладывает телефон к левому уху или целится левым глазом. Абсолютных левшей, как и абсолютных правшей, в мире меньшинство. Это доказывает, что люди не делятся на право- и левосторонних и каждый человек индивидуален.

        Теперь науке известно, что полушария мозга не действуют по отдельности. А единственное отличие мозга левши в том, что речевой центр находится справа, а не слева, как у правшей. И это никак не связано с творческими способностями, темпераментом и чувствительностью. Если у леворукого ребёнка возникают психоэмоциональные проблемы — они вызваны не особой физиологией, а трудностями адаптации.

        Леворукие дети чаще всего испытывают трудности при овладении программой по русскому языку. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, скорее, ставит целый ряд других, не менее важных. Практически леворукого ребенка у нас учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе нередко настаивают на переучивании. Леворуких обучают по тем же методикам, что и праворуких. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы ни были трудности, чаще всего это - трудности обучения письму (реже - письму и чтению вместе).

        Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звукобуквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. В своих статьях о леворуких детях (см. "Ребенок из Зазеркалья") я упоминала о том, что леворукие дети - не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей, и те меры коррекции, которые им необходимы.

Рекомендации для учителя:

        В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточное освещение.

        Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для леворуких.

        При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.

        При обучении и воспитании левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

        Постоянно напоминать правила поведения в коллективе, правила работы на уроке. Быть жестким к соблюдению правил, касающихся безопасности.

        Если леворукий ребенок испытывает на уроке или перемене злость или ярость – использовать безопасные приемы выхода агрессии (например, «лист гнева», приседания).

        Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

        С целью снижения утомляемости леворуких детей эффективным является поочередное включение в разнообразную деятельность. Это достигается путем использования учителем наглядных пособий, звукозаписи, контроля и проверки знаний и т.п.

        С целью снижения отвлекаемости левшей – не сажать рядом с непоседливым, подвижным, легко возбудимым сверстником.

Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания

1. Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно. Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности.

2. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

3. Довольно часто, леворукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим.

4. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей часто задерживается по сравнению со сверстниками правшами.

        Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов. Можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов.

        Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда.

        Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п. Он проводится следующим образом: ребенок рассматривает образец: ряд фигур или изображение предметов; перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность; образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд из индивидуального раздаточного материала; образец открывается и проверяется правильность выполнения. По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет.

5. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. Полезно будет предложить леворукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок. Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится.

Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения.

6. Начиная обучать леворукого ребенка письму необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует обучать ребенка на основе зрительных образов, или же образных сравнений. Пусть ребенок играя рисует буквы на песке, снегу, человечков, похожих на буквы, лепит буквы и слова из глины или соленого теста, выкладывать из прутиков и прочее. «Рисуйте» буквы, а затем и слова в воздухе, на спинке ребенка, на его руке – пусть он отгадывает их, а также задает такие же задания вам – ведь ему тоже хочется побыть в роли учителя!

7. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Дополнительной тренировки требуют задания на списывание текста, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте.

8. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, несформированность звуко-буквенного анализа, присущая леворуким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок.

Знакомая нам с детства игра «в слова» (по очереди называем новые слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова) поможет ребенку развивать фонематический анализ, запомнить написание многих слов и расширит его словарный запас.

9. Если ребенок пропускает в слове буквы, для него чрезвычайно полезна игра «Виселица», или «Балда». Правила игры таковы: один загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется черточками. Например, слово апельсин будет выглядеть так: А - - - - - - Н. Другой называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная превращается либо в часть виселицы, либо в буквы слова балда. Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово балда.

10. Словарные слова можно запоминать также с помощью забавных рисунков, прорисовывая в них проблемные буквы. Например, корову можно нарисовать с огромными глазами в виде букв о, а пальто может иметь фасон в форме той самой а, в написании которой чаще всего и ошибаются.

11. Леворуким свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.

12. Чтобы проработать правописание приставок или безударных гласных, придумывайте вместе смешные истории – сказки, в которых отражается трудное правило. Например, написание некоторых слов с приставками при- и пре- поможет запомнить такая «сочинялка»: Жила-была Придумка. Она очень любила придумывать всякие наряды. Как-то раз придумала она себе платье. Примерила – некрасиво. Присела Придумка, призадумалась. Решила пристрочить к платью кружева. Пришила и пошла показать подружке Пре. «Прелестно, превосходно!» восхитилась ПреПридумка припрыгнула на месте, притопнула, прихлопнула, прильнула к подружке и сказала, что в следующий раз она придумает что-то специально для прекрасной Пре. «Премного благодарна», – ответила та.

13. При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку. Если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким способом до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15–20 минут.

14. Из-за плохого чтения ребенок часто не успевает понять содержание произведений, необходимых по программе. Предложите своему «мученику» другой способ изучения предмета. Сегодня есть огромное количество аудиокассет с записями классических произведений. Включая кассету ребенку, вы поможете ему с большей эффективностью усвоить содержание произведения. Читать текст, зная интонации и характеры героев, гораздо легче. К тому же, воспринимая текст на слух, ребенок развивает аудиальное восприятие. Таким образом, он не только пассивным образом изучит заданную книгу, но и полюбит чтение.

15. На развитие речи хорошо помогает игра «Целое животное». Желательно играть в компании из 3–4 человек. Ведущий дает задание: описываем слона. Каждый ребенок должен называть по очереди по одному предложению (Он серого цвета. У него есть хобот. Он очень большой. У него толстая морщинистая кожа. У него маленькие глазки. Ноги у него похожи на столбы. Он живет в Африке и т.д.) Проигрывает тот, кто не может назвать следующего предложения. Далее ведущий дополняет и исправляет сведения детей и предлагает одному из них пересказать описание полностью. Задание на дом – записать историю и нарисовать животное.

16. Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.

        Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей.) Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Траектория движения руки при написании букв, как показывает опыт, может быть самой разной и не соответствовать той, которой учат. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз. У них больше обрывов, меньше связность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями.

        Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка. По мнению некоторых ученых, подобное положение ручки при письме дает информацию о том, какое полушарие контролирует речевые и языковые функции у ребенка. Считается, что инвертированное положение ручки свидетельствует о том, что речевые функции ребенка контролируются левым полушарием (так же, как и у праворуких детей).

        Дисграфические ошибки на письме леворуких детей:
- выраженные нарушения почерка, тремор,

- неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации,
- искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

        У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.

        Несколько слов о зеркальном письме

        Нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо - признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3-7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком.

        Что же такое зеркальное письмо? Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы, иногда слова и фразы.

        У леворуких детей отмечается и зеркальное рисование. Особенно четко это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры меняются местами: правые - налево, левые - направо. А ребенок при этом может не осознавать, что он неправильно рисует.

        Важно постоянно помнить о том, что письмо, почерк являются своеобразным индикатором состояния нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, "вдруг" может вновь появиться зеркальное письмо. Зеркальное письмо наиболее часто появляется у переученных левшей, причем способность писать зеркально может сохраняться на всю жизнь.

        Родителям нужно обратить особое внимание!
Если ваш леворукий ребенок поздно начал говорить, если плохо произносил или дифференцировал звуки, если его речь бедна и невыразительна -
все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звукобуквенному анализу.

        Не будет лишней в этих случаях консультация логопеда, рекомендации которого обязательны.

        Разумеется, у леворукого ребенка (как и любого праворукого) могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности, свои осложнения в процессе учебы. Не всегда он сможет справиться с ними сам, чаще всего ему нужны будут ваша поддержка и помощь.

Используемая литература:

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001 (Готовимся к школе).

2. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У -Фактория

3. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006

4. Дубова С. Ф., Паншина И. А. "Прописи для левшей", издательство ГУП "Печатный двор".


5.
https://media.foxford.ru/articles/osobennosti-obucheniya-rebenka-levshi

6. https://urok.1sept.ru/articles/680456

7. https://solnet.ee/parents/log_59







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по обучению письму леворуких детей.

Рекомендации по обучению леворуких детей письму....

Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминируе...

Практические рекомендации родителям по теме "Школьные проблемы леворуких детей"

На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Какие проблемы возникают у левши в школе, ...

Практические рекомендации родителям по теме "Школьные проблемы леворуких детей"

Всегда люди, отличающиеся от большинства определнными индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Какие проблемы возникают у левши в школе, и как взрослые должны помо...

Новый проект про левшей "ПравоНалево". Эксперт Елена Боева призывает обратить внимание на проблемы леворуких детей

Стеной молчания окружена проблема леворуких детей в школах и детских садах, уверена Елена Боева. Системе образования проще не замечать таких детей или переучивать их. Создание новых программ требует у...