Комплексное формирование жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ
статья

Катасонова Юлия Сергеевна

учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребенку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, что формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья - это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_kl.ruk-ey_6_noyabrya.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ

«Комплексное формирование жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

                                                                                     Катасонова Юлия Сергеевна

                                                                                   учитель начальных классов

I квалификационная категория

г. Смоленск

2020

Современная государственная политика в сфере образования в качестве одной из стратегических задач рассматривает следующую: создание среды обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию.

  В действующих документах, раскрывающих специфику коррекционно-педагогического процесса, как в  специальных учреждениях, так и в школах общего типа, отмечается необходимость целенаправленного формирования у учащихся с нарушениями в развитии жизненных компетенций.

В настоящее время подготовлен проект федеральных государственных стандартов специального образования. Здесь представлены два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: во-первых «академический» и, во- вторых, «жизненных компетенций». Это  свидетельствует о том, что все без исключения дети с  ограниченными возможностями здоровья должны получить возможность не только усвоить материал по общеобразовательным дисциплинам, но и в первую очередь, жизнедеятельности.

Таким образом, учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребенку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, что формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья - это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения.

Компетенция - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность  человека реализовывать на практике свои способности, умения, навыки.

Важным компонентом жизненных компетенций является опыт интеграции в целое усвоенных обучающимся отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Постановка  вопроса о формировании у школьников жизненных компетенций не случайна. Такая необходимость обусловлена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья значительно затрудняются или не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Как показывает практика, многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы. Прослеживается не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком. Отмечается недостаточный уровень подготовленности к самостоятельному труду. Имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной жизни предприятия. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У некоторых выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения.

Как правило, это обусловлено тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья:

- имеют специфические потребности в общении из-за своих эмоционально-поведенческих особенностей;

- не всегда могут самостоятельно продумывать и анализировать бытовые, в том числе, социальной и познавательной сферы,  принять нужное решение;

-затрудняются объективно оценивать действия, поступки, а также применять полученные теоретические знания на практике;

- имеют преимущественно низкий уровень мотивационной и познавательной сферы, неструктурированное восприятие социального мира, неадекватную самооценку.

Эти проблемы невозможно решить вне целенаправленного формирования у школьников с ограниченными возможностями здоровья жизненных компетенций.

Долгие годы в системе специального образования акцент делался на знаниевый компонент. Во главу угла было поставлено накопление учащимися коррекционных образовательных учреждений определенной суммы знаний, умений и навыков. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Аксиоматичным стало утверждение о том, что формируемые жизненные компетенции обеспечивают развитие у школьников отношений с окружением в настоящем, базовых навыков коммуникаций, социально-бытовой адаптации. В целом это позволяет подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме. При этом движущей силой формирования жизненных компетенций учащихся рассматриваемой категории становится также опережающие наличные возможности ребенка интеграции в более сложное социальное окружение.

Соответственно, можно утверждать, что компетентностно-ориентированный подход - один из новых  образования приводят концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Авторы стратегии модернизации содержания образования приводят следующие базовые жизненные компетентности, которыми должен овладеть современный школьник:

1.компетентность с сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний различных источников информации, в том числе внешкольных;

2. компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

3. компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение активно оценивать собственные возможности в сфере трудовой деятельности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений и др.);

4. компетентность в бытовой сфере (она включает аспекты собственного здоровья, семейного быта, взаимодействия с ближайшим социальным окружением;

5. компетентность  в сфере культурно-досуговой деятельности (включает выбор путей и способов использования свободного времени, культурного и духовного обогащающих личность).

В современном образовании нередко также говорят о социальных и персональных компетенциях.

При этом социальные компетенции рассматриваются как готовность и способность человека жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональному общению, к достижению согласия с окружающими людьми.

В свою очередь, персональные компетенции - это готовность и способность личности выявлять и осмысливать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.

Персональные компетенции охватывают такие личностные качества, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга и др.

Существует и иная квалификация жизненных компетенций. В ее структуре выделяются следующие компоненты:

- когнитивная компетенция - это система способностей, позволяющая познавать окружающий мир (природную и социальную среду, самого себя). Она охватывает когнитивные, интеллектуальные способности, знания и опыт личности, черты характера (любознательность, внимательность), мотивацию;

- эмоционально-волевая компетенция - это совокупность способностей, которые позволяют человеку управлять своими эмоциями и активностью, избегать конфликтных ситуаций, конструктивно решать проблемные вопросы;

- творческая компетенция - это совокупность способностей которые включают черты характера, необходимые человеку для социализации и максимально возможной самореализации (это креативность, настойчивость, стремление к получению ожидаемого результата);

- духовная компетенция как совокупность духовных способностей человека, которые обеспечивают возможность самопознания, саморазвития, самореализации и самоконтроля, выражают ее мораль (это подразумевает следование человеком принятым в обществе нормам морали, правилам поведения, уважение к окружающим людям, толерантность).

Анализ современной  правовой, научной документации, а также методических материалов привел педагогов нашего учреждения к необходимости поиска способов, средств, технологий, коррекционно-педагогических подходов, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Имея первый опыт решения рассматриваемой проблемы, можем отметить следующее.

1.Формирование у учащихся специальных (коррекционных) школ жизненных компетенций должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Ошибочно сводить эту работу в одном направлении исключительно к воспитательному процессу.

2.Формированию у детей рассматриваемой категории жизненных компетенций способствует содержание всех без исключения учебных дисциплин.

Например, на уроках чтения и развития речи это обеспечивается при анализе ситуаций из литературных произведений, с которыми знакомятся учащиеся. На уроках истории- через оценку тех или иных исторических событий. На уроках профессионально- трудового обучения- благодаря той деятельности, которую осуществляют учащиеся в соответствии с содержанием осваиваемого профиля. И так далее.

3.Особое внимание формированию у школьников с ограниченными возможностями здоровья жизненных компетенций должно уделяться в системе воспитательной работы. Это можно сделать через проведение внеклассных  и общешкольных мероприятий . Не случайным должен быть и набор кружков, факультативных курсов, предлагаемых школой своим социальным заказчикам. Такие  организационные формы работы с учащимися  позволяют с высокой долей эффективности обеспечить все необходимые условия для обогащения социального опыта учеников, их «окультуривания», для удовлетворения имеющихся у детей особых образовательных потребностей.    

4.Овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья жизненными компетенциями окажется невозможным, если вся система учебно-воспитательной работы будет замыкаться в образовательном учреждении. Следует максимально расширить контакты детей с нормально развивающимися сверстниками, со взрослыми, в числе которых должны быть и потенциальные работодатели.

5.Формированию у школьников с ограниченными возможностями здоровья жизненных компетенций требует взаимодействия всего педагогического коллектива, привлечение внимания средств массовой информации, общественности в целом к проблемам и нуждам школьников. Принципиально важным является установление сотруднических отношений с родителями как социальными заказчиками на образовательные услуги.

6. В настоящий период времени все образовательные учреждения имеют свои программы развития, определяют и описывают ожидаемую модель выпускника.

Подводя итог, можно отметить, что, овладевая жизненными компетенциями, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет значительно больше шансов на успешное  включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимальную доступную для него самореализацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом

«Не существует сколько-нибудь достоверных  тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе»....

Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)

Презентация  демонстрирует методы, приёмы и формы работы, формирующие учебно-познавательные компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)...

Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

        Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...

«Формирование ключевых образовательных компетенций обучающегося путем расширения школьной языковой среды и новых педагогических технологий»

Основные ключевые компетентности современного выпускника ( по рекомендациям ЮНЕСКО)Умение работать с числовой информациейКоммуникативные уменияВладение информационными технологиями, умение жить в инфо...

Доклад " «Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся через включение в проектную деятельность»

Доклад содержит  в себе информацию о формировании  ключевых образовательных компетенциях обучающихся через включение их в проектную деятельность....

Особенности формирования жизненно важной компетенции – заботы о своем здоровье, в частности приучение к ежедневному выполнению комплекса физических упражнений, обучающихся с РАС.

В статье рассматриваются особенности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации комплекса упражнений, а также обосновывается его значимость для обучающихся с РАС....