Система оценивания ученика 2 варианта. Ведение портфолио обучающегося
статья

Катасонова Юлия Сергеевна

 Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося. Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sistema_otsenivaniya.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

Выступление на МО начальных классов

«Система оценивания ученика 2 варианта.

Ведение портфолио обучающегося»

                                                                               Классный руководитель

                                                             2 «А» класса

Катасонова Юлия Сергеевна

Смоленск 2021

  1. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2), разработанной на основе ФГОС ОО УО (ИН) и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию образовательное  учреждение разрабатывает свою адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.  

Стандарт устанавливает требования (ФГОС  4.1.) к результатам освоения АООП к личностным и предметным результатам освоения обучающимися.

Освоение обучающимися АООП (вариант 2) предполагает достижение ими двух видов результатов:  

личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

     Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень достижения предметных результатов фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса. 

    Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. 

В соответствии с требованиями ФГОС  личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП (вариант 2) рассматриваются в качестве возможных (примерных, ожидаемых) результатов, соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям  обучающихся.

Система оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) решает следующие задачи:

*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

 *обеспечивает комплексный подход к оценке предметных, базовых учебных действий и личностных результатов   освоения АООП (вариант 2);

 *позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

 Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося. Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач.

 Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на текущую, которая происходит в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения АООП и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Результаты промежуточной аттестации в конце учебного года фиксируются в форме характеристики. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного года оценки обучающимся не выставляются

Предметом итоговой аттестации  является  достижение результатов освоения АООП последнего года обучения и развития жизненных компетенций обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

 Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в полугодие.

 На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с у/о по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия. 

 Словесная отметка обучающимся по варианту 2 АООП выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Отметке «усвоено» соответствует шкальная оценка от 1 до 5. Отметке «не усвоено» соответствует шкальная оценка 0 по обеим составляющим предметных результатов.

  1. ПОРТФОЛИО

Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.

Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся.

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно – ориентированный подход в образовании. Основной смысл портфолио – «показать, на что способен ребенок с ОВЗ». 

     Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:

 Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.

 Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

 Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

 Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

 Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

 Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

Положительный эффект от введения портфолио:
Для ребенка – это копилка личных достижений в речевом, психическом, физическом, творческом развитии, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни; это признание индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, разнообразии интересов, качестве познавательных процессов.
Для педагога – «портфолио как инструмент комплексной диагностики», обеспечит отслеживание индивидуального прогресса ребенка в развитии.

Портфолио, является доступным, мобильным, творческим началом как для ребёнка, так и для остальных субъектов образовательного процесса. Дети с ОВЗ развиваются и обучаются медленнее других детей и в меньшем объёме. Поэтому важно отразить в портфолио даже небольшую динамику. 

Порядок формирования портфолио

*Портфолио ученика является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.

*Период составления портфолио (1-4 класс, 5-9 класс, 10-11 класс).

*Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.

* Ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей) возлагается на классного руководителя.

* Портфолио хранится в классном помещении в течение всего времени пребывания ребенка в нём.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда.

Первый лист –титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, фото ученика).

Первый раздел «Мой мир».

Второй раздел называется « Школьная жизнь».

Третий раздел «Мои достижения. Моё творчество».

- по чтению и развитию речи — качество чтения, оценка устных ответов, «дневники читателя»;

- письму и развитию речи — диктанты и изложения, словарные диктанты, письменные творческие работы;

- по математике — контрольные и самостоятельные работы, математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, оценка устных ответов, материалы самоанализа и рефлексии;

- по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, оценка устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии;

- по предметам эстетического цикла (музыка и ритмика, изобразительное искусство) - иллюстрации к музыкальным произведениям, на заданную тему, продукты собственного творчества;

- по трудовому обучению - продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;

- по физкультуре - дневники наблюдений и самоконтроля, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии.

Четвёртый раздел «Отзывы» включает в себя:

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, листы наблюдений) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут участники образовательного процесса;

- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности;

Работа с портфолио способствует формированию универсальных учебных действий.

Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса; оценивает себя; готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащегося.

Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации, включают в себя постановку цели сбора портфолио; планирование разделов и необходимых материалов для их заполнения; прогнозирует результат, который получит, придя к цели; выбирает метод контроля и коррекции заполнения своего портфолио.

Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру обучающегося.

Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения; ставит перед собой цель рассказать о себе; собирает информацию и систематизирует её; сотрудничает и взаимодействует с разными людьми (родителями, учениками, учителями); развивает свои коммуникативные навыки; совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию. 

Предметные результаты:

- Стартовая диагностика по предмету;

- Таблицы предметных результатов из Дневников  с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

- Итоговые стандартизированные работы по предмету:

Часть, которая пополняется учеником:

– изложения, сочинения, диктанты, записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы),  результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы.

Каждый материал может сопровождаться листом самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

Использование накопительной системы оценивания (портфолио) характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений

Использование накопительной системы оценивания (портфолио) характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений...

Портфолио ученика как система оценивания достижений учащихся

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. ...

Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.

       В  настоящее время использование современных образовательных технологий,   обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в  процессе, ...