«Особенности решения проектных задач в начальной школе в условиях ФГОС НОО».
статья (2 класс)

Суркова Рузалия Рафиковна

Аннотация: Данная статья посвящена одному из эффективных способов формирования самостоятельности и развитию познавательных умений - проектным задачам, которые являются прообразом проектной деятельности учащихся среднего звена.

Ключевые слова: проект; проектные задачи; компетентностный подход; младшие школьники; проектная деятельность.

 

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности решения  проектных задач в начальной школе в условиях ФГОС НОО».

Аннотация: Данная статья посвящена одному из эффективных способов формирования самостоятельности и развитию познавательных умений - проектным задачам, которые являются прообразом проектной деятельности учащихся среднего звена.

Ключевые слова: проект; проектные задачи; компетентностный подход; младшие школьники; проектная деятельность.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы научиться использовать проектные задачи в начальной школе для реализации требований ФГОС.

Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

  1. Изучить теоретические и методологические аспекты проектных задач;
  2. Рассмотреть проектные задачи в контексте ФГОС;
  3. Изучить проектные задачи как средство реализации требований ФГОС.

Одной из поставленных задач ФГОС является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.

Среди новых направлений педагогических технологий проектно-исследовательская деятельность помогает решить эти задачи. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Решение проектной задачи требует коллективно-распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах.

При этом проявляются умения:

- планировать ход решения задачи;

- распределять работу между членами группы;

- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Проектные задачи могут быть предметными, межпредметными и разновозрастными. Учеными доказано, что все виды универсальных учебных действий лучше и эффективнее формируются в процессе решения проектных задач на уроках и во внеурочной деятельности.

Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя, и учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы

В процессе проектной задачи формируются следующие общеучебные умения и навыки:

социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;

- коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. – - мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;

информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;

рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;

оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

Главными целями введения проектной задачи в начальную школу являются:

- развитие интереса к предмету;

- приобретение исследовательского опыта;

-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;

- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.,

-получение дополнительных знаний по теме;

- развитие навыков монологической речи.

Виды проектных задач:

-информационный;
-творческий;
-исследовательский;
-практико-ориентированный.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выхода проекта является продукт «Пять П», а шестое портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.

- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.

презентация – публичное предъявление результатов проекта.

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

Список литературы:

1.Барзунова А.М., Барзунов М. А. Метод проектов в начальной школе// Начальная школа. 2013.№ 6 С.17
2.Берестнева Е. В. Проектная деятельность учащихся начальной школы// Начальная школа. 2013. № 6 С. 15
3.Бероева М.Э. Организация проектной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]/Режим доступа:  
https://infourok.ru/organizaciya-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-na-urokah-okruzhayuschego-mira-v-usloviyah-realizacii-fgos-2384762.html
4.Воронцев А.Б., Заславский В.М. , Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя- 3-е изд. – М: Просвещение, 2011 – 176 с.
5.Воронцов А.Б. Организация проектной деятельности обучающих в условиях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2010. -53с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности обучения математике в начальной школе в рамках ФГОС"

    В начальной школе  математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное о...

Выступление на методическом объединении «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».

Тема. «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»....

Особенности организации урока в начальной школе в условиях инклюзивного образования.

Грамотная организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для любого учителя, даже опытного. К тому же количест...

«Проектные задачи в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

В разработке раскрываются особенности и структура проектных задач в начальной школе, предлагаются упражнения по созданию проектных задач....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано ...