ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Бадмацыренова Эржени Владимировна

БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКА

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebnyh_deystviy_.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВ

МБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКА

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга.

Без умения читать, понимать и трактовать текст, особенно такой сложный, как художественный, нельзя всерьёз говорить о требованиях к образованию.
Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литературное чтение». Средством формирования УУД служат тексты учебника, рабочей тетради, их методический аппарат.

Понятие УУД. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса . 

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу

Рассмотрим УУД по группам.

Личностные УУД это:

1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

В курсе «литературное чтение» формируются следующие личностные УУД:
1. 
Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.

Примером могут служить следующие задания:

«Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать?

Задай этот вопрос своим близким»;

«Для чего (для кого) учишься ты?».
2. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

Примером могут служить следующие задания:

«Представь себя в такой ситуации.

Как бы ты повел себя?»; «Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом»;

«Какую мысль ты считаешь для себя наиболее важной?».
3. 
Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств.

Примером могут служить следующие задания:

«Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа.

Что значит «быть настоящим человеком»?;

Кого вы можете назвать другом?

Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге.

В курсе литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания:

1) на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;

2) на анализ характеров и поступков героев;

3) на формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Предмет «Литературное чтение» способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Примеры заданий по формированию УУД на уроках литературного чтения.

В чём мудрость этой сказки? (В сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» обучающиеся осуждают жадность и глупость, старуху и старика не относят к положительным героям за их поступки, старика – за выполнение приказов старухи, а старуху – за жадность. Дети приходят к мысли, к чему в жизни приводят жадность.)

Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? (Высмеять жадность).

Хотел бы ты попасть в эту сказку? Почему?

Коммуникативные УУД – это:

умение слушать других до конца;

строить своё речевое высказывание понятно для окружающих;

умение высказывать мысли вслух;

умение работать в паре и группе (чтение по цепочке).

Виды коммуникативных действий:
1. 
Сотрудничество и кооперация:

Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям).

Примером могут служить следующие задания:

«Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке.

Распределите с одноклассниками роли»;

«Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным?

Найди его и попытайся понять.

Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».
2
. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника.

Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
3. 
Постановка вопросов по изучаемому произведению.

Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».
4
. Речевые умения:

участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках;

умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;

владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т.д.
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.

К коммуникативным УУД относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление    поведением   партнера   -   контроль,   коррекция,  оценка      его  действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  На уроках литературного чтения для достижения поставленных целей могут быть успешно использованы следующие методические приемы:

1) Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация, анализ иллюстраций,) Существуют формы драматизации различной сложности, которые вводятся постепенно.

2) Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации) .Обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения.  

3) Постановка вопросов по изучаемому произведению. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос.

Наиболее продуктивным является такой вид работы, как постановка вопросов самими учащимися.

Сначала проводится анализ готовых вопросов:

«Для чего задан вопрос?

С каких слов обычно начинаются вопросы?

Какие из предложенных вопросов наиболее интересны?..

Затем следует пояснить, что, перед тем как задать вопрос, необходимо внимательно прочитать текст, выделить ту часть, к которой хочется поставить вопрос, продумать его формулировку. После этого учащиеся упражняются в постановке вопросов.

4) Ситуации формирования речевых умений:

Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках

Умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев

Владение монологической речью (умение находить монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах

Оформление своих мыслей в устной и письменной форме (на уровне предложений и небольшого текста).

     В рамках учебного сотрудничества проводятся конкурсы чтецов, литературные викторины.

    Таким образом, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Непосредственно на уроке чтения познавательные УУД – это:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

умение представить полученную информацию в виде текста, схемы;

умение обобщить или конкретизировать материал прозаического или стихотворного текста;

умение ориентироваться в развороте учебника;

умение извлекать информацию состоит из трёх этапов: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Значительная часть познавательных УУД в курсе «Литературного чтения» формируется и совершенствуется при изучении темы «План и пересказ» и чтении текстов познавательной литературы.

Особое внимание в курсе уделено заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как:

выделение ключевых (опорных) слов;

выделение главного; сжатие информации;

составление различных видов плана, умение распределять информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных.

Конкретно в начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. А грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;

воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

формирование эстетического вкуса;

развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;

развитие творческих способностей детей;

приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико - литературными понятиями.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом:

Работа с текстом до чтения: а) антиципация; б) постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

. Работа с текстом во время чтения: а) первичное чтение текста; б) перечитывание текста; в) беседа по содержанию в целом.

. Работа с текстом после чтения: а) смысловая беседа по тексту; б) знакомство с писателем; в) работа с заглавием с иллюстрациями; г) творческие задания.

Регулятивные УУД это:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Примеры заданий:

Посмотрите на новую страницу учебника и подумайте, что сегодня мы будем делать?

Чему сможем научиться?

Как старые знания смогут нам помочь?

Удалось ли тебе справиться с поставленной задачей?

Если – нет, то почему?

Мы прочитали первую и вторую часть рассказа. Как вы думаете, о чём в рассказе пойдёт речь дальше?

Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами.

Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий:

1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения);

2) на проведение самопроверки;

3) на редактирование текста.

Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.
Виды регулятивных действий:
1. 
Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.
2. 
Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»;

«Как ты думаешь, чем закончится эта история?».
3
. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.
4. 
Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».
5. 
Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».
Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю начальных классов необходимо понять их структуру, активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии и самому любить литературу и чтение.

В итоге ученик станет человеком обучаемым, способным самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений т.к. чтение один из источников мышления и умственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Личностные  действия  включают  в  себя  ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся,  т.  е.  ученик  должен  знать  морально-этические...

«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....

Мастер-класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"

                             Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий средствами технол...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: обеспечение развития универсальных учебных действий, направленных на получение определённых результатов через технологию продуктивного чтения....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе с помощью игр

Цель игр— формированиие интереса к обучению, развитие самоконтроля и самооценки.Используются на этапе, когда нужно актуализировать знания, создать проблемную ситуацию, чтобы изучи...

Мастер - класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"...