Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Чурнусова Лада Александровна

Учебная   ситуация  – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.  Учебная ситуация является особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_sitkatsiya_kak.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

 «Расскажи – и я забуду (узнаю),

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

(Китайская пословица)

         В новых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от «знаниевого» подхода к деятельностному.

         В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Именно собственное действие ребенка является основой формирования в будущем его способности.

          Учебная   ситуация  – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

           Учебная ситуация является особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

           При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Роль учителя сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся. Сейчас делают опору на личностно-ориентированный урок  его основа (в отличие от традиционного) не этап, а учебная ситуация.

            Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:

– возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),

– специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),

– меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

            Какой же может быть учебная ситуация?

С примерами учебных ситуаций можно познакомиться в документе "Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы".

Берем интервью у героя

        После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя.

        Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.

Сравнение данных

        Учащимся представляют данные, предварительно отсортированные. Их просят определять, как (по какому основанию) отсортированы данные в каждом множестве. Учащимся дают несколько объектов и попросит отнести их к одному из множеств и привести свои доводы.

            Некоторые примеры учебных ситуаций Вы сможете найти в "Планируемых результатах освоения программ начального образования» по отдельным предметам".

(показать)   Создание учебной ситуации предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

 - выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

 -выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

 - формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);

 - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Возможные ситуации

Ситуация успеха

  • это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
  • Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуация выбора

  • Ситуация самостоятельного и осознанного выбора способствует реализации индивидуального подхода.
  • Она заключается в обучении на основе личной активности каждого ученика, которая проявляется, в частности, в индивидуальной избирательности детей к содержанию, виду, форме учебного материала и способам учебной работы.

Ситуация выбора

  • Выбор содержания обучения
  • Выбор методов обучения
  • Выбор формы обучения
  • Право выбора предоставления учеником своих знаний для оценки или нет

Пример

  • Выбор содержания домашнего задания
  • Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе
  • Выбор уровня сложности задания
  • Изучение с помощью учителя или самостоятельно
  • Работа индивидуально, в паре, в группе
  • Работа в классе или на учебной прогулке
  • Место на сомнение и место на оценку

П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.

    Слова на доске и на карточках у детей.

  • У. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм.
  • У. Выпишите слова в два столбика. Проверка.
  • У. По каким признакам распределили слова?
  • Д. В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком
  • У. Зачитайте слова первого столбика.(Дети зачитывают слова)
  • У. Зачитайте слова второго столбика.(Дети зачитывают слова)
  • У. О чем задумались во время работы? С какой проблемой столкнулись?
  • Д.  Я не понял, куда выписать слово «помощь».
  • Д. Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости.
  • Д. А я не согласен, ведь [щ,] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости
  • Д. Но и в первый столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака
  • Д. А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем?
  • Д.  А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем,  для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое.
  • У. Мы видим, что мнения ваши разошлись. Попробуйте сформулировать проблему нашего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы...

Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.

В данном выступлении раскрыто определения деятельностного подхода, учебной ситуации. Приведены примеры учебных ситуаций по предметам в начальной школе. Приемы постановки учебной ситуации. Задачи учебн...

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.

Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников....

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.

«Расскажи и я забуду (узнаю),Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(Китайская пословица)Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писат...

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

Данный мастер - класс проведен на школьном уровне. очень много взяли для себя учителя и я сама....