Доклад. Дистанционные формы взаимодействия с родителями в условиях цифровой образовательной среды
статья (2 класс)

Зеленова Людмила Викторовна

Доклад об опыте работы учителя начальных классов в образовательной среде в  дистаннционной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx186.76 КБ

Предварительный просмотр:

Зеленова Л. В.

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1» р. п. Чамзинка

Дистанционные формы взаимодействия с родителями в условиях цифровой образовательной среды

Очевидно, что XXI век — это время стремительного развития интернета и компьютерных технологий. В современном мире использование информационно-коммуникативных технологий в различных сферах деятельности выступает частью культуры. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем инновационным способом передачи информации, который целиком и полностью соответствует требованиям информационного сообщества. Информационно-коммуникативные технологии позволяют не только получать знания, но и, что особенно важно, учат извлекать необходимую для себя информацию. Несомненно, что владеть компьютерными технологиями должен каждый современный образованный человек. В последние годы наличие высокоскоростного доступа в интернет и персональный компьютер стали буквально предметом первой необходимости.

Современные родители очень заняты и ограничены во времени для получения значительного объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия педагогов образовательного учреждения и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Поэтому особую актуальность приобретает поиск особых форм взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Несомненно, что старые формы работы с родителями в образовательных организациях постепенно изживают себя. Особую значимость приобретает поиск таких форм взаимодействия педагогов и родителей, которые позволят педагогам значительно усовершенствовать отношения с семьями, позволят привлечь родителей в образовательный процесс, обеспечат открытость образовательного учреждения для родителей, повысят педагогическую культуру родителей и будут способствовать популяризации деятельности педагога и образовательного учреждения в целом.

В условиях пандемии COVID-19 жить и работать всем пришлось по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, учителей и специалистов МБОУ «Лицей №1» р. п. Чамзинка, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией учителям приходилось искать новые удобные и безопасные формы работы с обучающимися и их семьями.

Дистанционной формы образовательной работы с детьми младшего школьного возраста на законодательном уровне не предусмотрено. Но в целях развития и обучения школьников и реализации задач ООП (основной образовательной программы) мы ведем дистанционную работу с родителями. Активно данная форма работы стала использоваться в то время, когда в нашем регионе ввели режим самоизоляции. В связи с тем, что на этом этапе не было возможности использовать традиционные методы работы с родителями, нами активно использовались социальные сети и мессенджеры, с помощью которых мы имели возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома.

Итак на помощь пришло дистанционные формы работы с родителями.
Дистанционное формы работы – это работа на расстоянии, без непосредственного контакта с учителем и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей.

Для дистанционного взаимодействия с семьями обучающихся и электронного обучения учителям необходимо иметь технические средства: ноутбук, видеокамера, фотоаппарат, магнитофон, наличие интернета. Очень удобен в применении для видеозаписей занятий с детьми, праздников и т. д. штатив для телефона с кольцевой лампой. Важно также, чтобы у родителей в домашних условиях был компьютер (ноутбук) и выход в интернет. Представлю некоторые из дистанционных форм работы с родителями.

  1. Социальные Сети. Основным помощником в такой работе конечно же стали социальные сети. В решении этой проблемы современному учителю могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Учитель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: уроках, праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д. Социальные сети, которые я использую это «Одноклассники», «В контакте», использовать сети начала еще задолго до того, как мы перешли в режим самоизоляции, до того, как началась пандемия, связанная с распространением короновирусной инфекции. Мною были созданы альбомы с фотографиями детей, вестей с уроков, мероприятий,

экскурсий. В этих альбомах отражается школьная жизнь класса, чтобы родители могли наблюдать и радоваться успехами своих детей.

Альбом для родителей

на сайте «Одноклассники».

Школьная жизнь первоклассников.

  1. Школьный сайт. Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и учителя является сайт нашего Лицея. На нем отражена вся административная и правовая информация Лицея (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни Лицея и т. д.).Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к Лицею повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия учителя и родителей. Я полагаю, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «учитель-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования. Я и мои коллеги на сайте Лицея размещают интересные заметки о проведенных экскурсиях, внеклассных и классных мероприятиях. ( …)
  2. Видеоконференции (Программа «Zoom»). При помощи сервиса беспроводного взаимодействия, разработанного компанией Zoom Video Communications, я проводила уроки и родительские собрания в 2020 году. Подготовка к ним происходит также, как и при обычном формате. Заранее продумывала оповещение, ход мероприятия, готовила сообщение, презентации, актуальные вопросы обсуждали в реальном времени. Преимущество дистанционных родительских собраний заключается в экономии времени, удобном формате (можно выходить в конференцию из дома, машины), что позволяет достичь большей оперативности во взаимодействии, сделать родителей более активными участниками в жизни ребенка и повысить удовлетворенность от собраний.

Занятия с обучающимися Изображение выглядит как текст, другой, в позе, тот же Автоматически созданное описание

во время пандемии.

Акция «Хочу в школу».

апрель 2020 год

  1. Мобильное приложение («Instagram»). Для меня стало находкой мобильное приложение «Instagram», при помощи которого я осуществляла взаимодействие с семьями учеников в период пандемии COVID-19 и продолжаем эту работу на сегодняшний день. Данный сервис позволяет помимо общения и обмена информацией, легко и удобно снимать креативные фото, прямые эфиры и видеоролики, редактировать их, а также делиться ими с подписчиками, в нашем случае с родителями.
  2. Мессенджеры («WhatsApp», «Viber», «Telegram»). Для проведения мастер классов, акций, я использую мессенджер Ватсап , были созданы совместные чаты с родителями. Посредством мессенджеров родители могут получать рекомендации от учителя, общаться виртуально, не выходя из дома, что позволяет не терять связь между семьей и школой. Мессенджеры помогают обратную связь, то есть любой родитель может задать вопрос в письменной форме и получить онлайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему аспекту. Изображение выглядит как текст, снимок экрана Автоматически созданное описание

Обратная связь. Родители сняли

фрагмент репетиции к конкурсу чтецов.

#1075;.

Я применяю новые и безопасные формы и методы работы с родителями:

  • групповые, подгрупповые, индивидуальные онлайн-консультации учителя в соответствии с планом или по запросу;
  • онлайн-информирование (рекомендации, памятки, буклеты);
  • онлайн- и офлайн-мастер-классы,
  • видеомарафоны,
  • онлайн-акции,
  • онлайн-выставки, конкурсы
  • онлайн-диагностика
  • онлайн-анкетирование
  • вовлечение родителей в деятельность с детьми в онлайн-режиме («Виртуальный гость класса», «Онлайн-поздравления детей» и др.) Таким же образом были проведены акции: «Окна Победы», «Огни Победы», «Родной герой», «Свеча памяти», «Слово Победы», «Летние каникулы», «Супер урожай»…

В заключение хочется сказать, что новая реальность стала сложной для системы начального образования. Однако все учителя в своем большинстве овладели цифровыми технологиями, иногда я испытываю технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе. Тем не менее, практически с первых дней действия мер по профилактике распространения пандемии короновируса, начала я проводить занятия в дистанционном режиме.

Итак , происходящее сейчас - это стрессовый, необычный опыт, никто из нас такого не ожидал: ни родители, ни учителя.

Лицей и семья - это команда, которая работает как единый слаженный механизм, переживает бури и которая должна через эту стрессовую ситуацию пройти.

Применение учителем в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует от всех участников образовательного процесса дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон. Все же взаимодействие учителя с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому учителю: учитель, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих учеников, но и поможет им стать полноценными членами общества. Дистанционное общение педагогов и родителей посредством контактных групп в сети интернет приводит к обновлению форм и методов взаимодействия педагога и родителей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-компьютерных технологий, публичности и открытости педагога и образовательного учреждения. Систематическое, осознанное, продуктивное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерных технологий позволяет существенно улучшить взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Дистанционные формы взаимодействия с родителями – это огромный опыт работы учителя, который может быть полезным для овладения и применения цифровых технологий.

Будьте здоровы!

Литература

  1. Карпенко, Н. Н. Дистанционное общение педагогов и родителей посредством контактных групп в сети интернет / Н. Н. Карпенко, Т. Н. Полищук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 5-7.
  2. Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Новые формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ"

В данном докладе представлен опыт работы по взаимодействию с родителями школы-интерната для детей с ОВЗ....

Взаимодействие с родителями как условие осуществления образовательного процесса

Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности....

Рекомендации « Цифровое взаимодействие в условиях современной цифровой образовательной среды»

1.Какие характеристики сервисов важно принять во внимание при выборе платформы на дистанционном обучении2.Конструктор образовательных ресурсов должен включать3.Мастер класс4.Рекомендации по дистанцион...

Образовательное событие, как особая форма современной и безопасной цифровой образовательной среды.

: формирование гибкого аналитического мышления;-умение применять анализ текста; схем решения задачПроверка знаний автоматически.В уроке содержатся интерактивные задания на решение:- простых тестовых з...

Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС

Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС...

Взаимодействие с родителями как условие осуществления образовательного процесса

Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...