"Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями".
учебно-методический материал

Данные тезисы и презентация могут быть полезны педагогам коррекционных школ при решении проблем, связанных с периодом адаптации первоклассников с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_tezisy_-_kopiya.docx20.5 КБ
Файл vystuplenie_na_mo.pptx166.05 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с интеллектуальными нарушениями.

    Мотивационная составляющая личности формируется в течение всей жизни человека, благодаря мотивации человек решает жизненные задачи и достигает успеха в любом виде деятельности. У детей процесс «врастания в человеческую культуру» всегда поддерживается пытливым отношением ребенка к окружающей действительности, который обеспечивается интересом к миру, желанием его познавать и осваивать. В том случае, когда ребенок приступает к систематическому обучению, важно, чтобы наряду с познавательной мотивацией формировалась бы и мотивация учения.

Сравнение: Несмотря на то, что общий уровень психического развития у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) крайне низок, у них все же имеются свои, пусть и ограниченные потребности, и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов, они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встречающимся перед ними задачами.

Особенности мотивации, обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) находят свое конкретное проявление в том, что при выполнении учебных задач, обучающиеся руководствуются лишь мотивами, вызванными необходимостью, так или иначе, выполнять требования педагога.

Пример: ФИО (мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми, мотив — заслужить похвалу педагога, его одобрение.), ФИО (преобладают игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры и в получении желаемой игрушки после выполнения задач педагога).

ФИО (мотив самолюбия, самоутверждения связан с отделением ребёнка, своего «я» от других людей и требования признать это «я» окружающими).

Основные 5 групп отношений к учению, характерных для обучающихся с умственной отсталостью (ИН) младших классов:

  1. При активно-отрицательном отношении реакция обучающихся характеризуется активным и даже агрессивным сопротивлением требованиям педагога.  (Пример: ФИО).
  2. При пассивно-отрицательном отношении к учению обучающиеся, хотя и отрицательно воспринимают требования педагога или воспитателя, но все же выполняют их под давлением со стороны взрослого или в силу ситуационной заинтересованности. (Пример: ФИО).
  3. При равнодушном отношении к учению обучающиеся безразличны к требованиям педагога. Они часто выполняют что-либо в силу привычки. Их интересы нестойки, одномоментны, они утрачиваются с изменением конкретной ситуации.  (Пример: ФИО).
  4. При внешне положительном отношении к учебной деятельности, обучающиеся принимают требования педагога, но выполняют их не в силу стремления овладеть знаниями, а в силу того, что эти требования исходят от педагога, они руководствуются желанием получить положительную отметку, одобрение взрослого. (Пример: ФИО).
  5. Внутреннее положительное отношение выражается у обучающихся в том, что они положительно относятся к требованиям взрослого, стремятся к усвоению школьных знаний, понимая, что знания необходимы для будущей жизни. (Пример: такое отношение чаще характерно для нормально развивающихся обучающихся).

Методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Учебная мотивация не возникнет сама по себе, стихийно. Это требует от педагога большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого обучающегося. Одним из путей успешного решения этой проблемы, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:

  • гуманное отношение к обучающимся;
  • удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с педагогом и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;
  • обогащение мышления эмоциями, чувствами;
  • стимулирование любознательности;
  • формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;
  • воспитание ответственного отношения к учебному труду;
  • определяющим условием является взаимоотношение обучающегося и педагога.

Мотивация к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) снижена. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуальное формирование мотивации к учебной деятельности включает в себя коррекционную работу по формированию: положительного отношения к учебе, познавательного интереса.

  • Личностно значимыми субъектами учебной деятельности для учащихся 1-ых классов выступают преимущественно родители, к категории друзей большинство относят одноклассников.
  • Для умственно отсталых первоклассников особо значимым участником учебной деятельности оказывается учитель

И в этом случае, педагог должен так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира.

Условия формирование положительного отношения к учебе:

- создание доброжелательной атмосферы на уроке;

- создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха;

- целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся на уроке.

Необходимо использовать любую возможность, чтобы на уроке обучающийся получил поддержку словом педагога, взглядом или прикосновением («Все получится!», «Ты сможешь!»). Применение различных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение («Как обрадуется мама!…», «Вот папа удивится!.»). Очень важно похвалить обучающегося с утра, и как можно раньше.

Для развития познавательных интересов необходимо:

- использовать различные виды педагогической оценки, никогда не выносить обучающемуся общей отрицательной оценки. Выставляя оценку обязательно её прокомментировать (что получилось и над чем ещё нужно поработать). Поощрять за выполненную работу;

- источником стимуляции познавательных интересов использовать содержание обучения, в том числе: новизну информации, противоречия между житейскими представлениями обучающихся и новыми знаниями, практическую значимость знания в его ближайшей зоне развития;

- на каждом уроке использовать проблемное обучение, развивающие методы, интегрированные уроки и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.

- использовать средства игровых ситуаций на уроке. Создание игровой атмосферы на уроке развивает активность обучающегося, снимает усталость, позволяет удерживать внимание на уроке, активизирует словарный запас, расширяется кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. Играя, обучающиеся непроизвольно закрепляют, навыки счета, математические знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

- очень эффективны в повышении мотивации учения бывает использование ИКТ (презентации с динамическими иллюстрациями, обучающие фильмы и др.).

Эффективность учебного процесса повысит использование проблемного обучения, развивающих методов, интегрированных уроков. Необходимо так же совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.

На каждом отдельном этапе урока для развития мотивации учения необходимо использовать определенные педагогические приемы.

Заключение:

     Коррекционная работа по формированию мотивации учения у первоклассников должна проводиться с первых дней пребывания ребенка в школе. При этом базой для развития учебно-познавательной мотивации должна выступать игровая мотивация, доступная детям и способствующая формированию познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Подводя итог, можно сказать, что при использовании соответствующих путей педагогического воздействия, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов у значительной массы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» тема: «Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями» учитель ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» Дикусар Н.К.

Слайд 2

Актуальность, цели, задачи Тема: Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с умственной отсталостью (ИН) Цель : Исследовать мотивацию к учебной деятельности данной группы обучающихся и найти методы и приёмы для её формирования. Задачи Структура 1 . Сравнение мотиваций к учебной деятельности у нормально развивающихся обучающихся и у обучающихся с умственной отсталостью (ИН) 2. Основные особенности мотивации к учебной деятельности у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (ИН) 3. Основные особенности мотивации к учебной деятельности у обучающихся с тяжёлой степенью умственной отсталости (ИН) 4. Основные 5 групп отношений к учению, характерных для обучающихся с умственной отсталостью (ИН) младших классов: активно-отрицательное отношение, пассивно-отрицательное отношение, равнодушное отношение, внешне положительное отношение, внутренне положительное отношение .

Слайд 3

Методы и приёмы формирования учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (ИН ) Успешное взаимодействие следующих условий: Гуманное отношение к обучающимся Удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с педагогом и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке Обогащение мышления эмоциями, чувствами Стимулирование любознательности Формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепления стремления к самосовершенствованию Воспитание ответственного отношения к учебному труду Взаимоотношение обучающегося и педагога

Слайд 4

Условия формирования положительного отношения к учёбе: Создание доброжелательной атмосферы на уроке Создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха Целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся на уроке. «Всё получится!» «Ты сможешь!» «Как обрадуется мама!...» «Вот папа удивится!...» Личностно значимыми субъектами учебной деятельности для учащихся 1-ых классов выступают преимущественно родители, к категории друзей большинство относят одноклассников. Для умственно отсталых первоклассников особо значимым участником учебной деятельности оказывается учитель.

Слайд 5

Использовать проблемное обучение, развивающие методы, интегрированные уроки и наглядно-дидактическое сопровождение Использовать средства игровых ситуаций, создание игровой атмосферы Использовать средства ИКТ (презентации с динамическими иллюстрациями, обучающиеся фильмы и др. Совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение Для развития познавательных интересов и повышения мотивации к учебной деятельности необходимо:

Слайд 6

Заключение Коррекционная работа по формированию мотивации учения у первоклассников должна проводиться с первых дней пребывания ребенка в школе. При этом базой для развития учебно-познавательной мотивации должна выступать игровая мотивация, доступная детям и способствующая формированию познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью. Подводя итог , можно сказать, что при использовании соответствующих путей педагогического воздействия, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов у значительной массы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможно воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне. сказать, что при использовании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Особенности обучения детей с ОВЗ (умственная отсталость, интеллектуальные нарушения) в дистанционной форме.

Эффективным средством организации образования детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их...

Конспект психокоррекционного занятия «Развитие ориентировки в пространстве» для обучающихся с умственной отсталостью (легкими интеллектуальными нарушениями)

Восприятие и осознание пространственных отношений — необходимое условие адаптации организма к среде существования. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление от...

Урок по географии в 8 классе для детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями на тему: « Животный мир АВСТРАЛИИ»

Цели и задачи урока: -  Сформировать представления обучающихся о разнообразии и уникальности животного мира Австралии. Познакомить с типичными представителями животного мира данного материка...

Урок по географии в 7 классе для детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями на тему: «Карта природных зон России»

Цель: изучить карту природных зон России.Задачи: Познакомить  учащихся с размещением природных зон на карте России.-Коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логичес...

Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...