Выступление на педагогическом совете методического объединения на тему: "Письмо под счёт: в чём ценность этого метода?"
методическая разработка (1 класс)

Майорова Надежда Владимировна

В системе обучения письму получили распространение следующие методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера. Один из интересных методов – ритмический, заслуживает особого внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо под счёт: в чём ценность этого метода?

Майорова Надежда Владимировна, МБОУ «СОШ №101» г. Воронеж, учитель начальных классов

Письмо — умение, необходимое каждому современному человеку. Оно помогает нам выражать свои мысли, обмениваться информацией и устанавливать контакты с другими людьми. Однако, многие дети и взрослые испытывают трудности при обучении письму.

В системе обучения письму получили распространение следующие методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера. Один из интересных методов – ритмический, заслуживает особого внимания.

Ритмический метод обучения письму является инновационной и эффективной техникой, применяемой при обучении детей письму. Он основан на идее о том, что ритм помогает улучшить и ускорить процесс формирования навыка написания букв и слов. Данный метод положительно влияет на развитие моторики рук, координацию движений и улучшение почерка у детей. Благодаря ритмическому подходу, ученики легко и с удовольствием осваивают навык письма, сохраняя интерес к обучению.

Одним из ключевых элементов ритмического метода является использование ритмических упражнений в процессе обучения. Дети выполняют различные движения рук, повторяя определённые ритмы и мелодии, что способствует развитию и укреплению мышц рук и пальцев. Кроме того, ритмический подход способствует повышению концентрации внимания и памяти, а также развивает слуховое восприятие и речь.

Ритмический метод в обучении письму представляет собой особую технику, основанную на использовании мелодичности и ритма для облегчения процесса обучения детей письму. Главная идея заключается в том, чтобы передать информацию о форме и движении букв через ритмическую структуру. При письме основных штрихов – «раз», при письме соединительных – «и».

Основные принципы ритмического метода обучения письму:

1. Разделение на отдельные элементы. В ритмическом методе письмо разбивается на отдельные элементы — звуки, буквы, слоги, слова. Это способствует лучшему пониманию структуры и последовательности элементов письма.

2. Постепенное усложнение. Ритмический метод предусматривает плавное усложнение заданий с увеличением навыков у детей. Например, дети начинают с письма отдельных звуков, затем переходят к буквам, слогам и словам.

3. Использование ритмических упражнений. Ритмический метод включает использование различных упражнений, которые помогают детям лучше запомнить последовательность движений при письме. Например, дети могут писать под музыку или под метроном.

4. Постоянная практика и повторение. Ритмический метод предусматривает регулярную практику и повторение заданий. Это помогает закрепить навыки и улучшить письменную технику детей.

5. Индивидуальный подход и мотивация. Ритмический метод предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая его способности и потребности. Также важно использовать мотивацию и поощрение, чтобы дети проявляли интерес к обучению письму.

Таким образом, ритмический метод обучения письму основан на систематическом использовании ритмических и музыкальных элементов, разделении на отдельные элементы и поэтапном усложнении заданий. Этот метод помогает детям лучше осознавать структуру и последовательность элементов письма, а также улучшить письменную технику и развить мелкую моторику рук.

Преимущества ритмического метода:

1. Улучшение моторики рук. Ритмический метод требует от детей осуществлять определённые движения рук в соответствии с музыкальным ритмом. Такие движения способствуют развитию моторики рук, укрепляют мышцы и улучшают координацию.

2. Развитие музыкальности и креативности. Ритмический метод использует музыку для обучения письму. Это помогает развивать у детей чувство ритма, музыкальность и креативность. Они учатся сочетать движения рук с музыкой, что делает процесс обучения более интересным и увлекательным.

3. Улучшение внимания и концентрации. Ритмический метод требует от детей выполнять указанные движения рук в определённой последовательности. Это развивает их внимание и концентрацию, учащиеся должны сосредоточиться на музыке и точно повторять движения в определённом ритме.

4. Мнемоническая помощь. Ритмический метод использует музыкальные фразы для запоминания последовательности движений при письме. Дети запоминают определённый ритм и словесную формулу, которая помогает им выполнять действия правильно и легко вспоминается.

5. Новый подход к обучению. Ритмический метод представляет собой новый и необычный подход к обучению письму. Он помогает детям преодолеть страх перед письменными заданиями и повышает их уверенность в собственных силах. Использование музыки и ритма делает обучение более интересным и стимулирует детскую активность.

Итак, ритмический метод обучения письму предоставляет множество преимуществ, среди которых улучшение моторики рук, развитие музыкальности и креативности, улучшение внимания и концентрации, мнемоническая помощь и новый подход к обучению. Этот метод позволяет детям освоить навыки письма легко, быстро и с удовольствием.

Как применять ритмический метод обучения письму?

Для начала применения ритмического метода необходимо выбрать подходящие упражнения для письма. Это могут быть различные задания, например, тренировка по письму по горизонтальным и вертикальным линиям, кругам, волнистым линиям и другим геометрическим фигурам.

Далее, важно создать ритмическую схему, которая будет указывать на темп и последовательность движений при выполнении упражнений. Ритмическая схема может быть представлена в виде специально разработанных рисунков или словесных команд.

Во время выполнения упражнений необходимо повторять ритмическую схему вслух или в тихом режиме. Это помогает сосредоточить внимание ребёнка на движениях и сохранить ритмическую последовательность. Кроме того, важно максимально чётко и аккуратно выполнять каждое движение, следуя указаниям схемы.

Помимо ритмической схемы, можно использовать различные игры и задания, которые включают элементы ритма и движения. Например, можно предложить ребёнку писать буквы или слова, сопровождая их звуковыми эффектами или движениями. Это поможет усилить внимание и интерес ребёнка к уроку.

Ритмический метод обучения письму также может быть использован совместно с другими методами обучения, чтобы усилить и разнообразить процесс обучения. Например, можно сочетать ритмические упражнения с играми на развитие зрительной памяти или внимания.

Важно помнить, что ритмический метод обучения письму – это длительный процесс, который требует систематического и постоянного тренирования. Поэтому регулярные занятия и практика важны для достижения хороших результатов. Однако при длительном и постоянном применении такого способа дети быстро устают, поэтому следует применять данный метод в сочетании с остальными.

Преимущества ритмического метода очевидны. Во-первых, он позволяет детям быстро освоить навык письма. Ритм и повторение помогают им запомнить форму букв и правильную последовательность движений. Во-вторых, ритмический метод делает обучение письму более интересным и увлекательным. Дети получают удовольствие от повторения движений и постепенного освоения новых навыков.

Ритмический метод – это эффективная техника, применяемая в процессе обучения письму, которая основывается на использовании ритма. Он помогает детям легче овладеть навыком письма и улучшить их способности в этой области. Принцип работы метода заключается в использовании определённого ритма и движений при выполнении письменных заданий.

В целом, ритмический метод — это эффективный и интересный способ обучения письму. Он помогает детям с лёгкостью освоить навык письма и превратить его в привычку. Однако использование только одного метода в работе не будет эффективным. Наилучшие результаты всегда достигались путём разумного сочетания этих методов на определённых этапах обучения письму.

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты третьего поколения / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2023. 10 с.
  2. Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебнометодическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. – Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема "Семья и семейные ценности".

Выступление на педагогическом совете. Тема " Семья и семейные ценности"....

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"

В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В  материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...