Выступление на МО классных руководителей: «Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике девиантного поведения»
материал

Марченкова Ольга Павловна

В данном выступлении рассматриваются формы и методы работы с "труднымти" детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deviatnoe_povedenie.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

Выступление на МО классных руководителей:

«Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике девиантного поведения»

                                                                       Классный руководитель

                                                                       Марченкова Ольга Павловна

  Тема: Профилактика нарушений поведения детей с                  ограниченными возможностями здоровья (VIII вид).

                                                  «Воспитание есть  процесс социальный -  

                в  самом широком смысле.

                                    Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

                                           но  прежде  всего  и больше всего — люди.

                                                   Из них на первом месте родители и педагоги».

                                                                                             А. С. Макаренко

Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.

В   школе VIII вида обучаются дети с разной степенью умственной отсталости.  На сегодняшний день по МКБ-10 (Международная классификация болезни) выделяют 4 степени умственной отсталости:

  1. Лёгкая        (F 70 ) — дебильность.           IQ — (50-69)
  2. Умеренная (F 71) — имбецильность.      IQ  —  (35-49)
  3. Тяжёлая      (F72.72.) — имбецильность,                                                                 тяжёлая умственная субнормальность.  IQ — (20-34)
  4. Глубокая  (F73.73.) — идиотия. IQ < 20

Среди таких детей, очень много детей с нарушением поведения и главная задача школы  профилактика нарушений поведения.                         

Типичные трудности у умственно отсталых детей с отклонениями в поведении:

  • взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми,
  • взаимоотношения со сверстниками,
  • самопонимание,
  • отсутствие жизненных ориентиров ценностей, идеалов,
  • внутренне одиночество,
  • поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, испытание себя,
  • поиск комфортного существования, благополучия,
  • отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией,
  • неорганизованность, зависимость от других, низкая сила своего «Я»,
  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях,
  • наличие трудных черт характера: обидчивость, агрессивность, гиперактивность,
  • отсутствие чувства безопасности.

(слайд №5) Типичные нарушения поведения:

  • гиперактивное;
  • демонстративное;
  • протестное;
  • агрессивное;
  • инфантильное;
  • комфортное;
  • симптоматичное.

В возникновении такого поведения умственно – отсталого ребенка определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания.

Гиперактивное  – импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений.

Умстенно – отсталый ребенок с гиперактивным поведением очень импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла.  Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится. В коллективе чаще становится отверженным.

Коррекция поведения:

  1. Поддерживать ребенка во всех его попытках позитивного поведения;
  2. Избегать упреков, угроз. Разговаривать спокойно, мягко;
  3. Поощрять за все виды деятельности (за внимание, усидчивость, терпение);

Демонстративное – при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, т.к. в семье с ребенком общаются мало или вообще формально.

Коррекция поведения:

  1. Оставить ребенка без «зрителей»;
  2. Разрешить демонстративный поступок другим учащимся (видя, что поведение не осуждается учителем, ребенок прекращает действия).

Протестное – негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.

Происхождение протестного поведения разнообразно: следствие протеста умственно – отсталого ребенка против насилия над ним, противостояние родителей друг другу без уступок, неразрешенного конфликта между родителями. Разобраться  в происхождении протестного поведения – значит подобрать ключ к ребенку.

Агрессивное – импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань).

Может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки), жестокие наказания, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.

Коррекция поведения:

  1. Отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие (отвести руку, удержать за плечи);
  2. Лишить на время внимания взрослого, любимых игр, занятий;
  3. Предоставить ответственное поручение;
  4. Давать положительную оценку его действиям.

Инфантильное – сохранение черт, присущих более раннему возрасту. Такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.)

 Основная ведущая деятельность - игра (катает по парте машинку, расставляет солдатиков и это расценивается учителем как нарушение дисциплины). Очень часто умственно – отсталый ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние старших подростков с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

Комфортное – сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу. Как   правило,   это   прилежные,   старательные, организованные  ученики.  Эти  дети  подчиняются  требованиям  учителя.  Однако  известное  недоразвитие  познавательной  деятельности порождает некоторые особенности поведения. Эти дети зачастую не могут  найти выхода в  непонятной  для  них  ситуации.  Все  указания  педагога  понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится  в  связи  с изменившимися  условиями  менять  решение,  у  них  возникают   своеобразные трудности

Умственно – отсталые дети с таким поведением чаще узнают о правилах поведения в школе, классе, другом коллективе, а окажись они в другой ситуации, незнакомой, самостоятельно выход из нее найти не могут.

Симптоматичное – демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Признак неблагополучия в семье, школе. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для ребенка. Но это еще и способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду для себя: не захотел идти в школу, что-то натворил, поругался или поскандалил, нагрубил.

Предупреждение нарушений в поведении детей с умственной отсталостью, легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые  (кл. руководитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые  проявления нарушений в поведении. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные  конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.

Предупреждение и исправление поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные  виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению правил.

Асоциальное поведение – поведение противоречащее общественным нормам и принципам, выступающие в форме безнравственных или противоправных действий. Сознательно антиобщественное поведение, замена норм, принятых социальным институтом, общественной моралью.

В целях недопущения  асоциального поведения ведется профилактическая работа.

 

Профилактическая работа – предотвращение социально - негативных явлений: правонарушений, социальной дезадаптации, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребление ПАВ и т.д.

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся с интеллектуальной недостаточностью требует их социальной  иммунизации, т. е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми.  

Цель работы: создание социально – педагогических условий , нейтрализующих и корригирующих отклоняющее поведение учащихся школы.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся знания о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения, умение правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности.
  2. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
  3. Воспитывать нравственно – волевые качества, уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.
  4. Обучить навыкам анализа жизненных ситуаций, саморегуляции, самокоррекции.

Содержание работы по профилактике отклоняющего поведения.

Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное определение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первое из них – обеспечение включенности детей в реальные отношения к деятельности.                                                                                                                 Второе – самореализация детей в процессе ее социального взаимодействия, т.е. предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних).

Воспитание трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Главное – добиться ценностного – рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на основе нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей.

На этапе диагностики выявляется проблема, осуществляется цикл необходимой социально – психолого – педагогической диагностики. Проводится анкетирование учащегося, родителей,  (заполняется карта изучения семейного воспитания и благополучия учащегося (анализ особенностей личности ребёнка, состояния семейных взаимоотношений, уровня социальной адаптации). Вскрываются межличностные  и внутриличностные конфликты, внутрисемейные отношения (методика игрографии, опросник для родителей подростка, карта наблюдений).

         На этапе реализации индивидуальной коррекционной программы проводятся запланированные психокоррекционные мероприятия, индивидуальные консультации для подростков, в ходе которых побуждается подросток к саморазвитию, к саморегуляции, к социальной инициативе.

На этапе оценки эффективности коррекционной работы происходит опрос и заслушивание мнений детей  и родителей в виде самоотчетов, написание проективных сочинений.

Программа включает работу по следующим направлениям:

  • Диагностика типов и форм отклоняющего поведения учащихся, провоцирующих их факторов;
  • Изучение потребностей учащихся и их родителей в дополнительной педагогической и психологической информации;
  • Анализ результатов изучения мнений учащихся, родителей, педагогов и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

                                                                                                                 Функции социально – педагогического сопровождения

  • Восстановительная функция: предполагает восстановление положительных качеств, которые преобладали у детей с умственной отсталостью до появления у них акцентуаций характера;
  • Компенсирующая функция: проявляется в формировании у детей с умственной отсталостью стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, в которой он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации;
  • Стимулирующая функция: выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у детей с умственной отсталостью
  • Корректирующая функция: заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у ребенка;
  • Социализирующая функция: направлена на предоставление возможности ребенку для социального развития и социального познания – формирования различных навыков и умений.

(Методы и формы работы

Убеждение – разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего;

Библиотерапия – литературные произведения, исторические аналогии, библейские притчи, басни;

Самоубеждение – поиск решения социальной проблемы и формирование комплекса знаний через логические выводы, сделанные самим ребенком;

Стимулирование и мотивация: поощрения (одобрения, похвала, благодарность, предоставление прав, награждение) и наказание (налоржение дополнительных обязанностей, лишение, ограничение прав, порицание, осуждение);

Внушение – воздействия на чувства, а через них на ум и волю;

Самовнушение;

Психотренинг;

Вербальные и невербальные формы: арттерапия, изотерапия, музыкатерапия;

Требования (приказ, совет, просьба, намек);

Упражнение;

Приучение;

Коррекция и самокоррекция;

Пример – явление, воспринимаемое зрением, наиболее быстрый путь коррекции поведения;

Тренинги, анализ жизненных ситуаций;

Методы воспитывающих ситуаций:

- проблема нравственного выбора, выбора социальной роли, проблема способа организации деятельности

- соревнование для формирования качества конкурентно способной личности, активности, стремления к лидерству.

Направления работы

Задачи

Ожидаемый

 результат

Методы и формы работы

1. Интеллектуальная сфера.

Формирование у ребенка знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности)

Формирование системы взглядов на мир, общество, социальные отношения. Коррекция и организация поведения и деятельности личности

Убеждение - разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего.

Библиотерапия:

- литературные произведения,

- библейские притчи,

- басни.

Самоубеждение – поиск решения социальной проблемы и формирования комплекса знаний через логические выводы, сделанные самим ребенком

2. Мотивационная сфера.

Формирование бережного отношения к человеку, умения сочетать личные и общественные интересы, стремления к идеалу, правдивости, отношения к своим обязанностям, потребности в контакте. Формирование умения правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности.

Наличие цели жизни, смысла жизни, реальных перспектив.

Стимулирование и мотивация: поощрение (одобрение, похвала, благодарность, предоставление прав, награждение) и наказание (наложение дополнительных обязанностей, лишение, ограничение прав, порицание, осуждение).

Социальные пробы, проблемные ситуации

3. Эмоциональная сфера.

Формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатия, стыд

Адекватность эмоций, понимание своего эмоционального состояния, умение им управлять

Внушение – воздействие на чувства, а через них на ум и волю.

Самовнушение.

Психотренинг. Вербальные и невербальные формы: арттерапия, изотерапия, музыкотерапия

4. Волевая сфера.

Формирование нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность.

Умение поставить цель, принять решение, владение собой. Активность, инициативность, требовательность, ответственность

Требования (приказ, совет, просьба, намек,  косвенное в игре, в доверии, в одобрении)

Упражнение. Приучение.

5. Сфера саморегуляции.

Формирование самооценки, самокритичности, умение соотнести свое поведение с другими, порядочности, самоконтроля, рефлексии. Обучение навыкам анализа жизненных ситуаций, саморегуляции, самокоррекции.

Способность к саморегуляции: к изменению своего поведения, отношения к людям

Коррекция и самокоррекция.

Пример – явление, воспринимаемое зрением, наиболее быстрый путь коррекции поведения.

Социальные пробы, тренинги, анализ жизненных ситуаций.

6. Предметно-практическая сфера.

Развитие способности совершать нравственные поступки

Овладение определенными видами деятельности. Умение организовать деятельность, соответствующую  социальной роли.

Методы воспитывающих ситуаций:

- проблема нравственного выбора (дилемма), выбора социальной роли, проблема способа организации деятельности,

- соревнование для формирования качества конкурентно способной личности, активности, стремления к лидерству,

Социальные пробы - испытания, тренинги.

Упражнения

Упражнения

Задачи

Содержание

Автопортрет

Развитие позиции безусловного принятия себя как личности, что предполагает заинтересованное внимание, сопереживание, отсутствие осуждения.

Мои родители

Выявление внутрисемейных отношений

Анализируется размер, общность рисунка, все ли нарисованы.

Что я люблю.

Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования

Совместное рисование (все на одном листе).

Рисунок по кругу.

Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания. Обучение управлению своим поведением.

Рисуют под музыку, когда остановится, передать лист соседу. Рисуют до тех пор, пока рисунок не вернется к хозяину.

Сказочный город.

Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания. Обучение управлению своим поведением.

Дети готовят рисунки дома,  дворца, деревьев, цветов, сказочных героев и т.д. Вырезаются, наклеиваются на общий лист.

Релаксация.

День.

Снятие физического и психоэмоционального напряжения. Создание положительного эмоционального настроения. Обучение саморегуляции своего поведения, управлению своими эмоциями.

Пришел денек, сел на пенек. День сидел, день глядел, на ель залез, совсем исчез.

Мячик

Снятие физического и психоэмоционального напряжения. Создание положительного эмоционального настроения. Обучение саморегуляции своего поведения, управлению своими эмоциями.

Бьют его, а он не злится, он все больше веселится. Как ни странно, без битья нет для мячика житья. (Имитация игры с мячом)

Дерево

Снятие физического и психоэмоционального напряжения. Создание положительного эмоционального настроения. Обучение саморегуляции своего поведения, управлению своими эмоциями.

Дерево кончается где-то в облаках, облака качаются на его руках. Эти руки сильные рвутся в вышину, держат небо синее, звезды и луну.

Послушный робот

Снятие физического и психоэмоционального напряжения. Создание положительного эмоционального настроения. Обучение саморегуляции своего поведения, управлению своими эмоциями.

Один из партнеров ложится на пол (стоит) расслабленно. Второй произвольно перемещает тело, сгибает, разгибает.

Игротерапия

Мигалки

Исследование системы социальных отношений, норм, правил поведения. Приобретение опыта партнерских отношений. Усвоение более адекватных способов поведения в проблемных ситуациях. Усиление способности к произвольной регуляции поведения.

Дети встают по двое, один за спиной другого, лицом в круг. Водящий должен переманить себе пару. Для этого он незаметно подмигивает кому-нибудь из внутреннего круга. Задача стоящего сзади – не дать уйти напарнику. Если он заметил подмигивание, он должен положить руку на плечо и не отпускать. Если партнер ушел – оставшийся становится водящим.

Люблю – не люблю

Создание дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Предоставление ребенку возможности для эмоционального отреагирования.

Все встают в круг. Один ученик бросает мяч  кому-нибудь со словами «я люблю (я не люблю)….». То, у кого оказался мяч бросает его дальше.

Рукопожатие.

Исследование системы социальных отношений, норм, правил поведения. Приобретение опыта партнерских отношений. Усвоение более адекватных способов поведения в проблемных ситуациях. Усиление способности к произвольной регуляции поведения.

Пока играет музыка надо пожать руки как можно большему числу ребят. Кто больше? Учитель подводит к тому, что выигрыш в количестве повредил качеству: разве простое хватание за руки можно назвать рукопожатием? (Можно обсудить бесцеремонность в поведении)

Глаза в глаза

Осмысление проблем восприятия друг другом. Создание дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Усиление способности к произвольной регуляции поведения.

Садятся парами напротив друг друга. Пока играет музыка                   (2 мин) смотрят в глаза. Установка - почувствовать в каком настроении пришел сегодня партнер, о чем он думает. Рефлексия: совпало ли настроение партнеров.

Плотный круг

Осмысление форм поведения Сопоставление их с общественными нормами, ожиданиями других людей.

Все встают в плотный круг. Водящий должен каким-то образом пробиться в середину круга (любым, кроме болевых способов). Обсуждение: пришло ли кому-нибудь в голову просто попросить пропустить. Рефлексия: агрессия как результат непонимания, невыполнения социальных норм.

Паровоз

Приобретение опыта партнерских отношений. Освоение системы социальных отношений, норм, правил поведения. Усвоение более адекватных способов поведения в проблемных ситуациях.

Ведущий – «паровоз», остальные к нему цепляются. Задача - не разъединиться.

Памятник.

Ознакомление с эмоциями.

Вербальное общение с чувствами.

Отреагирования негативного опыта.

Дети сидят по кругу. Учитель раздает карточки с названиями чувств: радость, огорчение, обида, страх, удовольствие, гнев, восхищение, благодарность, удивление, злость, нетерпение, испуг, печаль. Каждый должен изобразить памятник чувству, которое ему дали. Группа должна отгадать.                                                          Рефлексия: как понимаются слова на карточках, когда эти чувства возникают.                                          Испытывали ли их дети.

Да – да,              нет-  нет

Осмысление группой возможных причин конфликтов.

Провести диалог, используя только слово «да» («нет»).                  Рефлексия: чувства, которые остались после диалога

Ответить – не ответить.

Показать значение несоблюдения норм в поведении, в отношениях между людьми

Группа стоит в кругу. Один из участников (с демонстративным поведением по выбору учителя) выходит за дверь. Входит и здоровается (человек отворачивается или начинает говорить с другим – заранее оговаривается), обращается к кому-либо. Рефлексия: чувства во время игры.

(слайд №24)

Приемы в работе с трудными детьми

  1. Индивидуальное воздействие
  • Просьба о помощи – обращение за советом к ученику для установления доверительного контакта, расположения к себе;
  • Оцени поступок – выяснение нравственных позиций и их коррекция;
  • Обсуждение статьи – через поставленные вопросы найти правильное решение;
  • Добрый поступок – предлагается оказать помощь нуждающимся;
  • Обнажение противоречий – обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение в процессе творческого задания;
  • Стратегия жизни – выявление жизненных планов и путей их реализации;
  • Рассказ о себе – главное - оценить, можно ли было сделать по – другому;
  • Мой идеал – оценка идеалов, выявление положительных и отрицательных качеств;
  • Сказка – герой носит черты воспитанника, он должен придумать окончание;
  • Ролевая маска – выступление от имени некоторого лица.
  1. Групповая деятельность
  • Непрерывная эстафета мнений – суждение по цепочке с дополнениями, уточнениями;
  • Самостимулирование – группы учащихся готовят встречные вопросы для обсуждения

Система взаимодействия внутри школы .  

Первые шаги предполагают обязательную совместную работу социального педагога с классным руководителем. Работа эта особенно важна, так как именно здесь почти на 90 % обеспечивается качественное решение данной проблемы. 

Классный руководитель:

1..        Организационная работа

 Составляет социально-педагогический паспорт класса. Составляет характеристики на детей «группы риска»

 Составляет  социально-педагогическую характеристику класса в начале и в   конце  учебного года

  Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.        Работа с родителями

 Посещает семьи детей «группы риска».

Проводит консультации для родителей  (совместно с социальным педагогом, психологом)

Организует работу с родительским активом

Участвует в работе малого педагогического совета

3.        Работа с учащимися

Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся;

Осуществляет контроль за текущей успеваемостью;

Способствует вовлечению трудных подростков в кружки и секции;

Проводит профилактическую работу с детьми «группы риска»;

Занимается трудоустройством учащихся:

Задача классного руководителя – добиться положительного результата через вовлечение учащегося в самоуправление. Он беседует с учащимся, посещает семью, посещает уроки (особенно те, на которых возникают проблемы), беседует с учениками класса, учителями, систематизирует полученные сведения. После диагностики проводит коррекционные мероприятия, помогает ребенку осознать его неконструктивное поведение, ищет пути решения проблемы.                                                                                           Следующие шаги - это в большей мере работа заместителя директора по учебной и воспитательной работе: происходит совместная оценка динамики развития ситуации, в которую включён ребёнок и родители, планируется дальнейшая социально-педагогическая работа с учеником,  оформляются справки, составляются акты и объяснительные записки.                       Основная задача социального педагога:  своевременное  и,  как можно, раннее  выявление  детей, составляющих группу риска по школьной дезадаптации.

  1. Выявление, тесное взаимодействие  с классными руководителями и воспитателями.  Осуществляется посещение семьи (август, май) с целью составления акта ж\б условий учащегося, заполняется карта изучения семейного воспитания и благополучия учащегося (анализ особенностей личности ребёнка, состояния семейных взаимоотношений, уровня социальной адаптации). Составляется паспорт класса.
  2. Собирается информация по учащимся группы риска,  составляются списки учащихся состоящих на учете в ПДН, опекаемых; семьи малообеспеченные, многодетные, неблагополучные.
  3. Проводится социальное исследование собранной  информации, постановка социального диагноза. Формируется банк данных учащихся и семей группы риска.
  4. Установление контакта и планирование согласованных действий с учащимся и его родителями.

 Ознакомить с картами  ИПР

  1. Ведение документации учащихся группы риска:

Карты индивидуально – профилактической работы

- карточки учащихся, состоящих на педагогическом учете и на учете

  в ПДН;

           - ежемесячные планы работы, коррекционной работы    

            специалистов, индивидуальные  программы по коррекции негативных  

            поведенческих проявлений в отношении учащегося и его семьи;

          - социально – педагогическая характеристика учащегося и его семьи;

       6.  Привлечение специалистов, компетентных в оказании помощи.

Психолог:

1. Проводит диагностику.

2. Проводит консультации для детей и их родителей, дает рекомендации.

3. Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.    

4. Дает рекомендации на районную медико-психолого-педагогическую комиссию.

Заместитель директора по ВР:

  1. Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.

Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.

 

Профилактическая работа с детьми группы риска и их родителями подразумевает включение следующих компонентов:

  • целенаправленной работы по нравственному просвещению  
  • актуализация всех источников нравственного опыта                            (учебная, общественно - полезная, внеклассная работа, отношения: ученик – ученик, ученик – родители, ученик – учитель, родители – учитель),
  • введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и личностных проявлений,
  • включение разнообразных форм практической деятельности (тренинги, социальные пробы, консультации).

Работа с родителями

Работа с родителями, с семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей вид деятельности педагога. Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении подростка и поэтому работа должна проводиться комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.

        Цель работы с родителями – профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания. Задачи работы с родителями: осуществление информационно-просветительской работы, диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям, осуществление комплексной коррекционной работы в целях установления здоровых взаимоотношений в семье.

        Формы информационно-просветительской работы: лекции, тематические родительские собрания с привлечением специалистов.

        Формы диагностической работы – диагностирование родителей по опросникам родительского отношения, «Измерение родительских установок и реакций», «Удовлетворенность браком» и т.д.

        Формы коррекционной работы – индивидуальные беседы с семьей, групповая встреча нескольких семей по отдельным вопросам, совместная беседа родителей и детей.

(слайд № 33)                                  

 Система взаимодействия со службами города.  

                                       

Органы прокуратуры – рассматривают нарушение прав и свобод несовершеннолетних;

КДНиЗП – принимают меры в случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними;

ПДН – осуществляют в своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних:

- объявленных в розыск;

- нуждающихся в помощи государства;

- рассматривают и информируют ОУ об административных нарушениях уч-ся;

- рассматривают и информируют ОУ о неисполнении родителями или законными представителями обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних;

- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, антиобщественные действия, употребление алкогольных напитков;

ООиП – работает с детьми, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

УСЗН, СРЦ – работают с несовершеннолетними, нуждающимися в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также выявляет семьи, находящиеся в социально -  опасном положении;

Здравоохранение - работают с несовершеннолетними, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

Управление образованием – собирают информацию об учащихся регулярно непосещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, а также о принятых школой мерах.

« Под поведением, - писал С.Л. Рубинштейн, - разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь ребенка с окружающей средой…..»

Поэтому исправление недостатков в поведении детей группы риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно – развивающего образования.

Литература:

  1. М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, И.Ф. Дементьева, Н.Я. Чутко

«Коррекционная педагогика в начальном образовании», М., изд. центр

«Академия», 2003 г.

  1. С.Я. Рубинштейн «Психология умственно – отсталого школьника», М., Просвещение, 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...

Презентация "Организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения""

Представленная презентация содержит этапы работы по порфилактике правонарушений...

Доклад- презентация на ШМО классных руководителей. на тему: « Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода»

Каждому педагогу известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У каждого из них - свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложн...

Методические рекомендации по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жиз

В работе представлены методические материалы по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного зд...