Индивидуальная адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения обучающегося с растройством аутестического спектра 1 класс
методическая разработка (1 класс)

KuzminaRegina

Программа составлена для обучающегося 1 класса с РАС 8.2, с учетом особенностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _defektolog_1_klass.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1 от #1075;.

Руководитель методического совета_________________

Мамбур Ю.И.

СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УР

_____________________

Звягина М.Р.

«___»_______2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора

________________________

Гнилицкая О.В.

Приказ № 492 от #1075;.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающегося с расстройством аутестического спектра дефектологического сопровождения

1 класса

г.Урай, 2023 г.

Дефектологическая характеристика на обучающегося

По заключению ТПМПК №192877 от обучающемуся рекомендованы занятия с учителем-дефектологом по коррекции и развитию познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала, пространственных ориентировок, сенсорных эталонов, формирование алгоритмов продуктивной учебной деятельности

Контакт обучающегося опосредованный. Нет собственной разговорной речи, не сопровождается попыткой компенсации альтернативными моделями коммуникации. Стереотипные и повторяющиеся механические действия сопровождает вокализацией. Лицо амимичное, иногда улыбается, смеётся. Желаемого добивается с помощью физического контакта, направляя руки педагога на интересующий его предмет. Зависим от взрослого. В общении с педагогами, незнакомыми взрослыми пытается соблюдать дистанцию и субординацию.

В ходе проведения обследования соскальзывает с выполнения поставленной задачи, переходя на интересующие его темы, не относящиеся к учебной деятельности.

Не всегда понимает и удерживает простую инструкцию. При выполнении заданий инструкция зачастую теряется, самоконтроль присутствует только в отношении части инструкции. Наблюдается частая отвлекаемость, импульсивность поведения и расторможенность (дергает одежду, перебирает пальцы, встает и ходит по кабинету). Наблюдаются стереотипы поведения моторные и речевые. Поведение не всегда адекватно возрасту и ситуации.

Обучающемуся характерны перепады настроения. Проявляется чрезмерная чувствительность к сенсорным стимулам. Часто на фоне утомления (даже неярко выраженного) появляется импульсивность, капризность крик, «впадание в детство». Диагностируемый быстро устает, теряет интерес, критичность к результатам своей деятельности может быть снижена, а процесс обучения новым видам деятельности и перенос их на аналогичный материал замедлен.

Работоспособность средняя, продуктивно и целенаправленно ребенок работает непродолжительное время. Самостоятельно работать не может. Помощь в виде внешней организации деятельности, эмоциональной поддержки, мотивирующей поддержки использует.

Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, ориентируется в схеме тела, ориентация на листе затруднена, слабо ориентируется в основных понятиях времени, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности.

Отсутствует умение целенаправленно и планомерно обследовать предметы. Нарушение целостности, наблюдается замедление скорости восприятия и переработки учебной информации.

Процессы запоминания и воспроизведения недостаточно произвольные, преобладает непроизвольное механическое запоминание информации.

Мышление замедленное. Процессы анализа и синтеза сформированы недостаточно. признаки при классификации и сравнении предметов затрудняется выделять.

Словарный запас недостаточен. Мышление не самостоятельное.

Пояснительная записка

Программа имеет нормативно-правовую основу разработки индивидуальной адаптированной коррекционно-развивающей программы по дефектологии для ученика с РАС, имеющего особые образовательные потребности:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" от N 273-ФЗ (в ред. от #1075;.).
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от г. № 1015(ред. от#1075;.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПрООП) на основе ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра.
  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  6. Адаптированной основной образовательной программы КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

#1043;одового календарного графика КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2023-2024 учебный год.

8. Индивидуального учебного плана на 2023-2024 учебный год.

Программа предназначена для коррекционно-дефектологических занятий с учеником 1 дополнительного класса третьего года обучения, находящегося на индивидуальном обучении.

Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и развития интегративных качеств учащегося с РАС, имеющего речевые нарушения.

Цель коррекционно-дефектологической работы - постепенное вовлечение обучающегося во все более развернутое взаимодействие со взрослыми, в контакты со сверстниками, выработка навыков коммуникации и социально-бытовых навыков, и максимальная реализация открывающихся в этом процессе возможностей эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка.

Основные задачи:

1. Организация и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление нарушений развития и трудностей обучения

2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

3. Коррекция и развитие высших психических функций.

4. Реализация системы мероприятий по социализации детей с РАС, формированию жизненных компетенций.

5. Устранение нежелательных форм поведения детей с РАС.

#1056;азвитие коммуникативных навыков обучающихся, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации.

7. Выработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся.

#1055;овышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся с РАС.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 мин.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с расстройством аутистического спектра

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Планируемые результаты дефектологического воздействия

У выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальной школе должны сформироваться следующие основные компоненты его ведущей деятельности:

учебной

• достаточный уровень овладения учебными навыками и действиями;

• развитие познавательной сферы соответствует уровню актуальному возрастным нормам;

• достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития;

• нормальный уровень учебной мотивации, сформированные учебно- познавательные мотивы;

• наличие сформированного контроля и самоконтроля;

• наличие положительной самооценки;

• хорошо развитая в соответствии с возрастом стабильная эмоциональная сферу.

Особое место в психологическом портрете выпускника начальной школы занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.

Личностные:

Положительное отношение к школе. Понимать важность учёбы и познания нового.

Принятие социальной роли ученика.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новойзадачи.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми вповседневной жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Определять, принимать цель, ориентироваться в выполнении задачи, данной в определенных условиях (при направляющей помощи со стороны педагога).

Учиться:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

работать по плану, осуществлять целенаправленные действия в отношении задачи в сотрудничестве с педагогом;

контролировать процесс решения задачи и, при необходимости исправлять ошибки (при помощи педагога).

Познавательные УУД

Отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию среди предложенных педагогом источников.

Учиться:

перерабатывать полученную информацию: анализировать предметы (объекты) с целью выделения признаков (существенных, несущественных) через развернутое объяснение своих действий (при направляющей помощи педагога);

проводить сравнение, классификацию объектов по заданным критериям;

использовать простейшие наглядные модели (предметные рисунки, схемы, планы и др.), отражающие пространственное расположение предметов, отношения между предметами для решения конкретных задач (с помощью педагога).

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

Учиться:

задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

учитывать разные мнения и обосновывать собственное, объясняя свой выбор, отвечая на поставленный вопрос;

в ситуациях учебного сотрудничества договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах, сохраняя доброжелательное отношение друг к другу.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные:

-формирование базовых уровней усвоения материала;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;

- коррекция недостатков письменной речи;

умение объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность;

- умение выделять существенные свойства предметов, явлений;

- умение обнаруживать и понимать закономерности событий, явлений;

- уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией

- умение сравнивать, обобщать, делить и классифицировать понятия; устанавливать связи и отношения между понятиями;

- уметь запоминать рассказ и отвечать на вопросы педагога по тексту;

-способность формировать базовые представления и умения, необходимые для успешного усвоения школьной программы

Система оценки и достижения планируемых результатов.

Формы контроля и оценивания (диагностический этап).

Форма оценивания знаний учащегося: безотметочная.

Формы контроля:

-Наблюдение в ходе занятий.

-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ).

-Диагностические работы: первичный, промежуточный, итоговый.

Основные этапы коррекционно–развивающей работы.

Содержание работы условно делится на несколько этапов – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).

Диагностическая работа включает в себя следующее:

• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС при освоении адаптированной образовательной программы основного общего образования;

• проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с РАС;

• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с РАС, выявление его резервных возможностей;

• изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающегося;

• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с РАС;

• мониторинг динамики развития, успешности освоения адаптированной программы основного общего образования.

Коррекционно-развивающая работа представляет собой системукоррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога относятся:

- сенсорное и сенсомоторное развитие – занятия проводятся с использованием учебного и не учебного материала;

- формирование пространственно-временных отношений – используется учебный и не учебный материал;

- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты;

-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, приемов умственной деятельности, развитие наглядных и словесных форм мышления) – занятия проводятся с использованием учебного и не учебного материала;

- нормализация ведущей деятельности возраста – используется учебный и не учебный материал;

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи – используется программный материал;

- готовность к восприятию учебного материала – восполнение пробелов школьного периода по программному материалу;

- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков – занятия проводятся на учебном материале.

На аналитическом этапеоценивается результативность занятий посредством анкетных, проективных методов, производится анализ эффективности используемых методов и средств, подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий год.

Консультативная работа может включать в себя следующее:

• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;

•консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;

• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:

• информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей),

педагогических работников;

• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающегося с ОВЗ.

Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса.

Этапы

Основные направления коррекционной работы

1

Диагностика на начало года

Диагностика познавательных процессов школьника.Диагностика внимания, мышления, памяти.

Диагностика речи. Исследование уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки, математических представлений.

2

Сенсорное и сенсомоторное развитие

Зрительный анализ и синтез. Пространственное восприятие букв.

Зрительный анализ и синтез. Пространственное восприятие цифр.

Умение анализировать последовательность действий и совершать последовательно действия по инструкции педагога.

3

Коррекция и развитие познавательной деятельности на основе изучаемого материала.

Формирование программирования и контроля, нейропсихологическая (психомоторная коррекция).

Развитие умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами.

Развитие саморегуляции, координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической деятельности.

4

Умственное развитие

развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, приемов умственной деятельности, развитие наглядных и словесных форм мышления):

- Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности

- Развитие различных видов и модальностей памяти (кратковременная, долговременная, непроизвольная, произвольная, логическая, образная, механическая, зрительная, слуховая, тактильная, двигательная, комбинированная: зрительно-моторная, слухо-моторная, слухо-речевая и др).

- Формирование мнестических приемов запоминания (смыслового, опосредованного, ассоциативного запоминания)

- Межмодальный перенос - перевод из тактильной в зрительную модальность (Например, буквы рельефные и написанные на листе – ребенок ощупывает с закрытыми глазами буквы, запоминает их, открыв глаза находит на листе); перевод из тактильной в слухо-речевую модальность (Например, ощупывается буква с закрытыми глазами, выбирается звук из ряда воспроизведенных); перевод из зрительной в тактильную модальность (Например, ребенок на ощупь находит показываемые буквы «чудесный мешочек»), перевод из зрительной в слухо-речевую модальность (Например, запоминает зрительный ряд букв, называет их); перевод из слуховой в зрительную модальность (Например, ребенок запоминает звуковой ряд, затем находит эти звуки среди написанных букв); перевод из слуховой в тактильную модальность (Например, называется ряд звуков для запоминания, ребенок находит соответствующие буквы на ощупь в «чудесном мешочке»).

-Формирование приемов умственной деятельности - приемы мышления:

-Формирование приемов умственной деятельности, относящихся к процессам анализа и синтеза (\например, прием выделения признаков объекта, прием соотносительного анализа, прием совмещения признаков объекта, прием синтезирования образа объекта и т.д.)

- Формирование приемов умственной деятельности, относящихся к процессу сравнения (Например, прием сопоставления признаков объекта, прием образного сравнения и т.д.)

-Формирование приемов умственной деятельности, относящихся к процессу классификации (Например, прием определения основания классификации, прием группировки объектов по заданному основанию и т.д.)

- Формирование приемов умственной деятельности, относящихся к процессу обобщения (например, прием упорядочивания объектов, прием обобщения в группу однородных предметов и понятий, прием обобщения образного смысла метафор, пословиц, поговорок и т.д.)

-общешкольные приемы учебной деятельности (приемы работы с текстом, структурирование материала, приемы работы с информацией и др.)

Развитие интеллектуальной сферы (наглядных и словесных форм мышления) :

5

Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи

Развитие регуляторного компонента деятельности, наблюдательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания.

Развитие графических умений и комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.

6

Итоговая диагностика

Изучение развития работоспособности, темпа деятельности;

- изучение психофизиологических параметров, работоспособности.

Изучение развития мышления, особенностей развития памяти, волевого развития, внимания, мышления, мотивации.

Для достижения наибольшего результата на коррекционно-дефектологических занятиях используются методы:

- методы повышения познавательной активности (анализ, сравнения, моделирование, вопросы, повторения, решение логических задач, экспериментирование);

- методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным материалом, создание ситуации творческого поиска, развитие готовности восприятия материала);

- методы повышения эмоциональной активности (элементы новизны, драматизация, воображение ситуаций, придумывание стихотворений, загадок);

- методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, использование игровых форм деятельности, постановка системы перспектив: ближней, средней и дальней);

- методы развития творчества, творческих качеств (мотивирование деятельности обучающейся, проблемные задачи и ситуации, прогнозирование, предположения, догадка, творческие задания, дискуссии, создание креативного поля)

Для создания комфортного психоэмоционального режима коррекционно-дефектологического занятия проводятся с использованием следующих технологий:

-Здоровьесберегающих;

*сказкотерапии;

*дыхательной гимнастики;

*самомассажа;

*Су-Джок терапии;

*кинезиологических упражнений;

*релаксации;

  • моделирования и проигрывания сказок;
  • информационно-коммуникативных.

В качестве контроля проводится проверка знаний (входная и итоговая диагностики). Результаты заносятся в протоколы обследования, динамика отражается в сводных таблицах.

Составной частью коррекционно-развивающего процесса является динамический контроль знаний учащейся.

Контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

Формы контроля:

индивидуальная;

парная.

Функции контроля:

1. диагностическая функция;

2. образовательная функция;

3. развивающая функция;

4. воспитывающая функция.

Требования к контролю:

1. индивидуальный характер;

2. систематичность, регулярность;

3. разнообразие методов и форм проведения.

Виды контроля:первичный, динамический, итоговый.

-Диктанты:

-Творческие работы (устно);

-Работа с дидактическим материалом.

Методы контроля – это способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучающейся и педагогической работы обучающего.

Методы контроля:

устный опрос;

самоконтроль;

комбинированный.

Нетрадиционные виды контроля: головоломки, ребусы, шарады, викторины.

Функции оценки:

- мотивационная (поощряет, стимулирует учебную деятельность);

- диагностическая (указывает на причины тех или иных образовательных результатов);

- информационная (свидетельствует о степени успешности обучающейся).

#1058;ематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

Диагностика познавательных процессов школьника.Диагностика внимания, мышления, памяти.

1

2

Диагностика речи. Исследование уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки, математических представлений.

1

3

Зрительный анализ и синтез. Пространственное восприятие букв.

1

4

Зрительный анализ и синтез. Пространственное восприятие цифр.

1

5

Умение анализировать последовательность действий и совершать последовательно действия по инструкции педагога.

1

6

Формирование программирования и контроля, нейропсихологическая (психомоторная коррекция).

1

7

Развитие умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами.

1

8

Развитие саморегуляции, координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической деятельности.

1

9

Совершенствование мыслительных операций. Тренировка слуховой памяти.

1

10

Совершенствование мыслительных операций. Тренировка зрительной памяти.

1

11

Развитие логического мышления.Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

12

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

13

Развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности.

1

14

Развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация), аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, произвольного запоминания посредством приема группировки.

1

15

Развитие сообразительности, наглядно-образного мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти.

1

16

Развитие навыков программирования и контроля, нейропсихологических (психомоторная коррекция). Развитие умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами.

1

17

Развитие наблюдательности, логического мышления, произвольной памяти внимания, мелкой моторики.

1

18

Развитие регуляторного компонента деятельности, наблюдательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания.

1

19

Развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых процессов, мелкой моторики.

1

20

Развитие графических умений и комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.

1

21

Развитие наблюдательности, логического мышления, произвольной памяти внимания, мелкой моторики.

1

23

Развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования.

1

24

Развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности.

1

Развитие произвольной регуляции, наблюдательности, логического мышления, произвольной памяти внимания, мелкой моторики.

1

25

Развитие памяти (тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти).

1

26

Развитие регуляторного компонента деятельности с элементами арт терапии.

1

27

Развитие памяти (овладение мнемическими приемами запоминания), мелкой моторики.

1

28

Развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации.

1

29

Развитие личностно-мотивационной сферы (развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах).

1

30

Развитие произвольной регуляции, наблюдательности, логического мышления, произвольной памяти внимания, мелкой моторики.

1

31

Развитие памяти (тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти).

1

32

Развитие памяти (тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти).

1

33

Изучение развития работоспособности, темпа деятельности;

- изучение психофизиологических параметров, работоспособности.

1

34

Изучение развития мышления, особенностей развития памяти, волевого развития, внимания, мышления, мотивации.

1

Приложение 1

Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающей работы

Исходной теоретической и методологической основой программы являются методические разработки Морозова С.А., Морозовой С.С., Никольской О.С., Лаврентьевой Н.Б., Лебединской К.С., Ведениной М.Ю., Питерс Т. (оперантный и эмоционально-уровневый подходы, методика TEACCH, методика Floortime)

А также на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка; общение с близким взрослым, а через него и общекультурными общественными достижениями рассматривается как основное условие умственного и эмоционального развития ребенка; источником формирования самостоятельного предметного действия считается совместное, а потом совместно-разделенное со взрослым действие и т.д.

Методическое обеспечение.

  1. Программы коррекционно-развивающего обучения в начальной школе/Р.Д.Тригер, М.:» Школьная пресса», 2005.
  2. «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2004.
  3. «Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010.
  4. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
  5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
  6. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  9. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
  11. Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.
  12. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Адаптированные рабочие программы для детей с РАС (расстройства аутистического спектра) (вариант 8.2) по учебным предметам для 3 класса основного общего образования на 2019 -2020 учебный год

Адаптированные рабочие программы для детей с РАС (расстройства аутистического спектра)  (вариант 8.2) по учебным предметам:1. Математика2. Русский язык3. Русский родной язык4. Литературное чтение...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федерального государственного образов...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающейся 1 класс

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающейся 1 класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом  классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3)

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3). Программа содержит все необходимые материалы, также подробно расписанные тем...